В СВОЕЙ НОВОЙ КНИГЕ МНОГОЛЕТНИЙ СОВЕТНИК ШАЙМИЕВА СВЕЛ СВОИ СЧЕТЫ С АППАРАТОМ ПРЕЗИДЕНТА РТ

Директор института истории АН РТ Рафаэль Хакимов неожиданно выпустил учебник по… менеджменту. «Наука управления» - так называется новый труд известного политолога, - включает в себя не только теорию, но и кейсы из практики бывшего советника вперемешку с воспоминаниями о политической элите Татарстана. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с автором книги, адресованной студентам КФУ.  

«ВЕРИТЬ СТАТУПРАВЛЕНИЮ – ЭТО ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

- Рафаэль Сибгатович, узнали, что у вас вышла новая книга, которая посвящена теме менеджмента… Здесь нет никакой путаницы?

- Нет, это не ошибка. Книга называется «Наука управления» и представляет собой курс лекций для студентов Казанского университета.

- Как родилась идея обратиться к теме менеджмента?

- Во-первых, в университете я еще в советские времена читал похожий курс. Сейчас продолжаю читать его в КФУ на кафедре прикладной политологии. Поскольку среди студентов много тех, кто по специальности обучается на пиарщиков, специалистов по связям с общественностью, то стараюсь дать материал на стыке с политикой. В связи с этим лучше иметь тип учебника, который апробирован на том уровне знаний, который есть в университете. Во-вторых, за эти годы у меня накопился большой опыт работы в этой сфере. Я советником у Шаймиева работал более 16 лет. Кроме того, я директор института истории уже на протяжении 15 лет. Ко всему этому председатель совета директоров на Казанском медико-инструментальном заводе - лет десять, наверное. Таким образом, есть личный опыт, есть теория и есть студенты, который нуждаются в знаниях.

- По какому принципу строится книга?

- В сборнике всего девять лекций. Есть теоретическая часть. Она довольно стандартная, здесь говорится о структуре управления, функциях, технологии принятия решения, роли менеджера и его команды и т. д. Помимо теории, есть подраздел «Личный опыт», где то, что мы даем, проверяется на примерах из жизни. Здесь я прибегаю к своему опыту в политике, во время работы в Академии наук. Например, я объясняю, с чего начинается советник, рассказываю о своих первых шагах на посту директора института истории, с чего я начинал и как выводил его на определенный уровень. Также в лекции есть разделы «Ступени успеха», где студентам даются советы и описываются ситуации, когда делаешь первые шаги в карьере, как выстраиваются взаимоотношения, с руководителем, коллегами… То есть дается описание ситуации, с которой предстоит столкнуться. Этот раздел построен на основе вопросов и обсуждения их на семинарах со студентами. Они задавали вопросы, мы обсуждали их. Я говорил, как у меня было в жизни, как у Бисмарка, как у Черчилля.

- Это что-то вроде обсуждение конкретных кейсов?

- Поясню. Например, есть глава «Дифирамбы компромиссу», которая посвящена договорной практике и объясняет тему на примере договора о разграничениях между Татарстаном и Россией 1994 года. Или раздел «Как добывать информацию». Объективная информация важна для любого политика, в том числе тогда и для Шаймиева. Ведь верить статистическому управлению – это последнее дело в нашей жизни…

ПОЧЕМУ ЯРОСЛАВЛЬ ОТ СВОЕГО 1000-ЛЕТИЯ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛ?

- Поделитесь технологией добычи информации.

- Во-первых, источник должен быть не один, а несколько. Здесь есть своя технология. Грубо говоря, чтобы узнать, что происходило в Чечне, мне пришлось поехать на линию фронта и лично посмотреть. Тогда ФСБ говорило одно, газеты другое, президент страны третье. После поездки туда мне стало ясно, что войну выиграть нельзя. Но этого недостаточно. Не все можно рассказывать из той практики. Но информацию надо всегда перепроверять. В итоге у меня информация была достовернее, чем у ФСБ. Я убедился в этом, когда встречался с людьми в Москве на очень высоком уровне. Также полезно общение с журналистами.

Одним словом, вот такой получился у меня полугодовой курс разговоров для студентов. Можно много говорить, как мы с Акуловым (Тимур Акулов, экс-руководитель департамента внешних связей президента РТ, – ред.) начинали работать, или как готовили 1000-летие. Это сейчас институт истории имеет свои брэнды, но перед этим к 1000-летию надо было правильно подойти. Ведь это был определенный проект. К примеру, почему Ярославль от своего 1000-летия ничего не получил? Он просто ориентировался на дату, а ее сделали просто силовым образом, указом. А мы делали проект, а не просто дату. Это разные вещи. В книге много таких примеров из жизни.

- На какого из западных классиков менеджмента ориентировались при подготовке курса лекций?

- Знаете, я не буду называть имена конкретных авторов. Наработки западных авторов, безусловно, при подготовке использовались, но все же я старался придерживаться несколько иного принципа.

Я уже говорил, что курс лекций предназначен для студентов, чьи специальности граничат с политологией. Отсюда в работе появились какие-то моменты из политики. В то же время, когда читаешь то, что сегодня пишут известные профессора, создается впечатление, что они не представляют, что происходит в жизни. Взяли западный учебник, и все. Сегодня преподавать по западным учебникам в России - значит, дезориентировать людей. Хотя они и очень грамотно написаны. Приведу пример. На одной из лекций в Стенфордском университете, объясняя ситуацию в России, я аудитории говорю, что в России Конституция не исполняется, а принимаемые законы противоречат ей. Народ смеется, американцы любят пошутить и думают, что я тоже шучу. Они не воспринимают эти вещи серьезно, это не проходит в их парадигму сознания.

- То есть ваша книга несколько далека от классического труда по менеджменту предприятия…

- Да, это не менеджмент предприятия, но здесь есть классические вещи, от которых не уйдешь. Например, организационная структура Дженерал моторс, Боинга, Майкрософт. От них никуда не уйдешь, это уже вошло в науку.

«БОЛЕЕ НЕПРОДУМАННОЙ СТРУКТУРЫ, ЧЕМ АППАРАТ ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА,
Я НЕ ВИДЕЛ»

- Насколько я понял, ваша книга включает в себя и некоторые элементы мемуаров. На ваш взгляд, чей бы управленческий опыт, представителей из татарстанской политической и деловой элиты был сейчас востребован?

- Знаете, из гигантов я мог бы назвать Татнефть, но и там, похоже, идет копирование западных наработок. Одновременно есть ощущение, что КАМАЗ стал приближаться к западным стандартам, помаленьку. КВЗ до того же Еврокоптера еще идти и идти. Остальные просто копируют западные наработки в области управления на уровне организации работы в цеху. Хотя в этом нет ничего предосудительного. Весь мир в той или иной мере в основе использует американские практики менеджмента. Что касается советских управленческих наработок, то и здесь мы шли следом за наработками США. Возьмите тот же танк Т-34. Это же, по сути, конвейерное производство Форда. В чем СССР был непревзойденным, это математические технологии планирования, но они сейчас остаются невостребованными. Как и, впрочем, в целом профессионалы. Назвать современных российских менеджеров профессиональными управленцами язык не поворачивается.

- А из татарстанской политической элиты кого бы вы могли предложить поделиться опытом. Может вашего предыдущего шефа?

- Знаете, более непродуманной структуры, чем аппарат президента Татарстана я не видел. Получалось, что не аппарат работал, а президент работал на аппарат. У Шаймиева была работающая команда, но она не пересекалась с аппаратом президента. Это были две параллельные структуры. Аппарат работал как организационная структура. Никогда не было никакой инициативы. Шаймиев делал всю работу сам. В аппарате президента всегда было неплохим управление протокола. Его себе и взял новый президент. Рустам Минниханов в основном опирается на созданный им еще в кабмине аппарат…

Арслан Минвалеев