Авиабилеты в России по итогам 2019 года подорожают на 9−10%, в первую очередь, из-за подорожания авиакеросина. Об этом «Известиям» сообщили в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

«Авиакомпании получают прибыль во II и III кварталах, а I и IV -- всегда убыточны. Однако по нынешнему году положительных финансовых результатов не ожидается», — сказал заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров. По его словам, операционные убытки перевозчиков в 2018 году составили около 54 млрд рублей. А уже в I квартале 2019 года убытки составили сразу 45 млрд рублей — это на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поэтому он и прогнозирует подорожание авиабилетов сразу на 10%.

В Высшей школе экономики (ВШЭ) и ГосНИИ гражданской авиации с таким прогнозом согласны. Эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко предположил, что подорожание составит около 8−10%. По его мнению, цены на билеты растут быстрее инфляции, и это позволит перевозчикам заработать и покрыть убытки. Более того, на финансах авиакомпаний должно положительно сказаться обнуление НДС на перевозки в обход Москвы, указывает эксперт.

По словам главы научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александра Фридлянда, авиакомпании будут вынуждены повысить цены в этих пределах из-за резкого роста стоимости авиакеросина за 2018 год и продолжающегося увеличения цен на аэропортовое обслуживание. Между тем, перевозчики даже несмотря на финансовые потери не отказываются от политики сдерживания цен, подчеркивает он: поэтому подорожание билетов может составить только 7−8%, считает эксперт.

Предпосылок долгосрочного снижения цен аналитики при этом не видят: стоимость керосина по-прежнему остается высокой, а провозные мощности — избыточны. С приходом нового «высокого сезона» стоимость перелетов вновь пойдет вверх, отмечают они.

Между тем, отмечает издание, помочь сдерживать рост цен на билеты должен демпфер на керосин, который вступил в силу в августе 2019 года: он позволяет получить перевозчикам компенсацию, если экспортная цена керосина превысит 48,3 тыс. рублей за тонну. В пресс-службе минфина добавили, что компании смогут рассчитывать на выплаты в рамках демпфера, если нефть подорожает до $ 65 за баррель. Между тем, некоторые перевозчики не считают эту меру эффективной и подчеркивают, что «практически исчерпали финансовые резервы» для сдерживания цен на билеты.