«НАША ЗАДАЧА — УСТАНОВИТЬ, ЧТО БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ПОСЛЕ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ НЕ УХУДШИЛАСЬ!»

— Марат Фаритович, расскажите, чем занимается ваша лаборатория?

— Испытательная лаборатория «Поволжье» имеет аккредитацию по двум направлениям в рамках технического регламента 018/2011. Первое — это оформление заключения протоколов безопасности переоборудованных транспортных средств (ТС). Второе направление — выдача свидетельств безопасности конструкции ТС. Это применимо к тем автомобилям, которые завозятся на территорию таможенного союза из других стран.

Такому автомобилю необходимо получить паспорт транспортного средства (ПТС). Он выдается исключительно на основании свидетельства безопасности конструкции автомобиля, а его предоставляют лишь аккредитованные лаборатории. Наша задача в подобных ситуациях — установить, что конструкция автомобиля отвечает установленным требованиям и не является «конструктором», не сварена из нескольких автомобилей. А также подтвердить подлинность документов и выдать соответствующее свидетельство, на основании которого таможня уже выдаст ПТС.

— Много ли авто завозят в РТ через таможню?

— Конечно, с объемами Дальнего Востока не сравнить, но эпизодически транспортные средства поступают. Я уверен, что это направление будет более актуально в будущем, а сейчас мы сфокусированы на оценке соответствия переоборудованных машин. Также на днях получили полномочия в министерстве промышленности и торговли РФ по оформлению электронных ПТС (ЭПТС), которые в ближайшее время станут актуальными. Согласно действующему законодательству, с 1 ноября 2019 года таможенные службы перестанут выдавать паспорта транспортных средств и ЭПТС будут оформлять аккредитованные лаборатории.

— У кого есть необходимость в ваших услугах? Что подходит под понятие «оценка соответствия переоборудованных машин»?

— Самая распространенная переделка в автомобиле — установка газобаллонного оборудования (ГБО). За несколько лет активной работы через нас прошло порядка трех тысяч автомобилей, и 60–70 процентов из них — установка ГБО. Также к переоборудованию относится перевод транспортного средства с одной категории на другую. Например, с 1 июля 2019 года ввели обязательное лицензирование для транспорта категории D, к которой относятся автобусы, имеющие в салоне более 8 посадочных мест. После чего некоторые владельцы «Газелей» и других аналогичных микроавтобусов пошли на радикальные меры — сокращение мест для пассажиров, чтобы перевести авто в категорию B и не тратить средства на лицензию.

— Это законно?

— Да, но только в том случае, если сделать это согласно всем нормам и стандартам, которые в законодательстве прописаны. А для этого нужно приехать к нам — автомобиль тщательно изучат эксперты, а также поднимут всю необходимую документацию. В результате глубокого анализа, который может занять определенное время, мы приходим к однозначному выводу: возможно ли переоборудовать автомобиль или нет. В итоге не все транспортные средства получают положительный результат.

Главный критерий нашей работы — безопасность! Например, если на ТС предполагается произвести монтаж фургона вместо бортовой платформы, производятся расчеты, анализ технической, конструкторской документации и, возможно, измерения. Это делается для того, чтобы убедиться, что безопасность базового автомобиля не ухудшилась после внесенных изменений.

— Изучив автомобиль, вы только даете четкую инструкцию владельцу, что и как надо сделать, или сами выполняете эти работы?

— Наши эксперты только дают заключение. Непосредственно работами по переоборудованию занимаются сертифицированные организации. После того как работы проведены, автомобиль снова приезжает к нам. Мы проводим оценку машины для того, чтобы убедиться, что все работы выполнены в соответствии с требованиями, выдаем соответствующий протокол и заносим его в базу.

— Каков дальнейший алгоритм действий?

— Далее владелец автомобиля заезжает на технический осмотр, который находится в соседнем помещении, и получает диагностическую карту. С этим пакетом документов водитель следует в отделение ГИБДД, которое выдает свидетельство о безопасности конструкции и вносит соответствующие изменения в ПТС автомобиля. К слову, подразделение Госавтоинспекции располагается рядом с нами, что позволяет получить все разрешительные документы в одном месте.

— Какие еще переоборудования нужно регистрировать?

— Замена кузова, установка дополнительных баков грузовых автомобилей, холодильного оборудования, крана-манипулятора и т. д. То есть практические любые изменения в конструкции транспортного средства считаются переоборудованием. Установка тягово-сцепного устройства — металлического крюка для буксировки прицепов — тоже попадает под регулирование технического регламента №018.

— Регистрация переоборудования — дорогое удовольствие?

— В зависимости от того, о каком конкретном переоборудовании идет речь. Например, провести и оформить экспертизу в случае монтажа ГБО обойдется в 4 тысячи рублей — по 2 тысячи за каждый визит.

«ЕСЛИ НЕ ДОЙДЕТ ДО ВЗРЫВА — ЭКОНОМИИ У ВАС ВСЕ РАВНО НЕ БУДЕТ»

— Можно ли установить ГБО, минуя вашу лабораторию?

— К сожалению, можно, потому что на рынке есть серые игроки, которые просто продают протоколы технической экспертизы при установке ГБО. Причем оспорить действие такого протокола или перепроверить его ГИБДД пока не может. Но тут важнее другое: если газовое оборудование установили неверно, в несоответствии с требованиями безопасности последствия могут крайне плачевными. Недавно в Казани «Гелендваген» взорвался в одном из гаражей по этой же причине. Единственное, что пока может остановить тех, кто покупает протоколы, — аннулирование регистрации автомобиля. Это произойдет в том случае, если серый протокол признают недействительным, а вероятность такая возможна.

— Всегда ли вероятность тяжелых последствий велика, если ГБО установлено не по нормативам?

— Вероятность велика, но, помимо этого, экономии у вас все равно не будет, потому что неверно установленное оборудование толком не работает. Еще одна часто встречаемая проблема — фальсификация компонентов газобаллонного оборудования, в том числе баллонов. Их срок службы, как правило, 10 лет. Но к нам нередко приезжают с баллонами и 15-летней давности, на которые кто-то еще умудрился выдать заключение об опрессовке. Его не имели право даже принимать на освидетельствование, а на него выдали акт. Понятно, что его никто не проверял, а бланк о проводимой проверке был просто куплен.

Более того, при установке ГБО в непрофильных сервисах часто встречаются случаи неправильного монтажа оборудования. А это весомая причина тяжких последствий при элементарных неполадках оборудования. Еще одна болевая точка — огромное количество контрафакта среди комплектующих. Возвращаясь к проблеме фальсифицированных компонентов — клапанов, редукторов, переходников... Все это в изобилии продается с браком. Хотя разница в стоимости переоборудования сертифицированными комплектующими и фальсификатами несущественная — несколько тысяч рублей. Но некоторые автовладельцы все же предпочитают сэкономить и рискнуть жизнью, нежели добавить 3–5 тысяч рублей и приобрести качественное ГБО.

— Насколько остро стоит проблема с продажей бланков?

— Весьма остро, потому что рынок завален предложениями о продаже бланков. В данном случае соблазн для потребителя очень велик, поскольку не требуется предоставлять автомобиль для осмотра в лабораторию, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на безопасность транспортного средства. Порой автовладельцы переплачивают посредникам большие суммы за не совсем законные заключения и протоколы лишь бы не пройти всю процедуру самому и потратить один-два дня. Часто, когда узнают о процедуре и стоимости наших услуг, сильно удивляются и жалеют о потраченных денежных средствах.

В Республике Татарстан действует лишь две лаборатории, а в России их — около 20. И, наверное, при тщательном расследовании можно выяснить, кто и как ведет свою деятельность. Отрасль постепенно двигается в этом направлении — с 1 января 2020 года должны вступить поправки в законодательство, согласно которым лаборатория будет отправлять каждое заключение и каждый протокол в реестр федеральной службы по аккредитации (ФСА). Это позволит инспекторам ГИБДД при проверке документов на авто оперативно установить, законным способом получил заключение и протокол на переоборудование автовладелец или нет.