В России могут повыситься цены билетов на внутренние и субсидируемые авиарейсы в связи с поправками, подготовленными минтрансом РФ. Об этом заявили в ассоциации туроператоров России.

Новшества коснутся легализации таксы ZZ, которая взимается «Транспортной клиринговой палатой» (ТКП). Через нее собирается плата за оформление договора авиаперевозки на «нейтральном» электронном билете. Сейчас размер таксы ZZ составляет 185 рублей. Ее не берут, если авиакомпании продают билеты на собственных бланках или на бланках BSP.

За последние пять лет такса выросла в три раза: с 60 до 125 рублей, а затем — до 185 рублей. И эксперты опасаются, что рост продолжится. «При этом такса действует и на субсидируемых рейсах, на которых взимание сборов в принципе запрещено. Возможно, по этой причине ТКП озаботилась поправками в ФАП», — считают в АТОР.

По мнению специалистов, изменения в больше степени коснутся бюджетной перевозки, поскольку основными клиентами ТКП являются небольшие авиакомпании.

«Так, например, в продажах „ЮТэйра“ бланки ТКП составляют до 99 процентов. Для сравнения: у „Аэрофлота“ — всего 3 процента, а у S7 Airlines — 6 процентов. Через ТКП также работают Nord Star, „Якутия“, „РусЛайн“, „ИрАэро“, „Газпром авиа“, „Северсталь“, „Ижавиа“, „КрасАвиа“. Эти перевозчики выполняют бюджетные региональные (в том числе субсидируемые) рейсы, а значит, именно их в первую очередь коснется удорожание тарифов. В тарифе по некоторым субсидируемым рейсам доля таксы ZZ уже сейчас превышает 5,5 процента», — отметили в ассоциации. В АТОР добавили, что если поправки будут приняты, то это произойдет вразрез с политикой властей, касающейся сдерживания роста цен на авиабилеты.

ТКП является частной компанией, 73% которой принадлежат структурам, контролируемым семьей экс-гендиректора «Внуковских авиалиний» Татевоса Суринова (умер в 2015 году) и его партнером Сулейманом Ибрагимовым.