Сериал и роман «Зулейха открывает глаза», стал одним из хедлайнеров ежегодного всероссийского литературно-театрального фестиваля «БеспринцЫпные чтения» Сериал «Зулейха открывает глаза», как и одноименный роман, стал одним из хедлайнеров ежегодного всероссийского литературно-театрального фестиваля «БеспринцЫпные чтения»

«ЭТОТ РОМАН КАК НИКОГДА НЕОБХОДИМ НАШЕЙ СТРАНЕ, ПОТОМУ ЧТО СЕГОДНЯ МНОГИЕ ХОТЯТ ВЕРНУТЬ ПРОШЛОЕ»

Сериал «Зулейха открывает глаза», как и одноименный роман, стал одним из хедлайнеров ежегодного всероссийского литературно-театрального фестиваля «БеспринцЫпные чтения», гала-концерт которого прошел в эти выходные в саду «Эрмитаж» в Москве. Организаторы не скрывали радости от того, что среди гостей были и создатели 8-серийного фильма, снятого по бестселлеру Гузель Яхиной кинокомпанией «Русское», и сама автор романа, а также исполнительница главной роли Чулпан Хаматова. Днем она прочитала на «БеспринцЫпных чтениях» отрывок из книги, а вечером на площадке летнего кинотеатра «Каро Эрмитаж» были показаны фрагменты картины, премьера которой намечена осенью на канале «Россия-1».

Встречали Хаматову не только громкими аплодисментами, как и других участников первой сессии (среди которых были Максим Матвеев, Евгений Стычкин, Александр Цекало), но и радостными возгласами. «Для нас большая честь — и это не дежурные слова, — анонсировал выступление именитой актрисы организатор фестиваля, известный писатель Александр Цыпкин. — Этот роман как никогда необходим нашей стране, потому что сегодня многие хотят вернуть прошлое, причем самое жуткое, которое у нас было, и почему-то молятся на него».

Сама Хаматова об этом ничего не говорила. Она заметила только, что понимала: на фестивале будет весело. «Прогноз погоды мне обещал дождь и пасмурное небо. И я думала, что они мне помогут перенастроить атмосферу», — скромно сказала звезда театра и кино, после чего добавила, что ни дождя, ни пасмурного неба не было, а веселые рассказы остались, и пообещала попытаться сделать то, что задумала, без помощи высших сил. Раздались дружные аплодисменты, а артистка принялась читать практически финал книги, главу «Юсуф и Зулейха»: «Эту лодку Юсуф не украл. Она была ему обещана. Когда рыжий Лука был еще жив, Юсуф часто помогал чинить ее…» В этом отрывке главная героиня узнает, что сын замыслил побег.

Чтение растянулось на 40 минут. За это время Хаматова успела прочитать по ролям и за автора, и за Юсуфа, и за Зулейху, и за Игнатова, и за Кузнеца. И ей действительно удалось то, что было задумано. С первых же минут, невзирая на яркое солнце, актриса перенастроила публику, которая только что громко хохотала, слушая предыдущие рассказы. В зале наступила звенящая тишина, и такая атмосфера держалась до конца монолога. Хаматова читала отрывки про материнскую любовь и самоотверженность настолько пронзительно, что у многих женщин невольно текли слезы, а некоторые просто рыдали. И даже сама Яхина чуть не расплакалась.

В завершение актриса еще раз поблагодарила писательницу и напомнила собравшимся, что они могут помочь благотворительному фонду «Подари жизнь», делу жизни великолепной артистки.

Чулпан Хаматова читала отрывки про материнскую любовь и самоотверженность настолько пронзительно, что у многих женщин невольно текли слезы, а некоторые просто рыдали Чулпан Хаматова читала отрывки про материнскую любовь и самоотверженность настолько пронзительно, что у многих женщин невольно текли слезы, а некоторые просто рыдали

«А МОЯ РОЛЬ НАЗЫВАЕТСЯ «МУРТАЗА ЗАКРЫВАЕТ ГЛАЗА»

Как и дневные чтения, вечерний показ фрагментов сериала, а также общение с создателями фильма, среди которых были генеральный продюсер кинокомпании «Русское» Ирина Смирнова, актеры Евгений Морозов (Игнатов), Рамиль Сабитов (Муртаза) и сама автор книги, прошли при аншлаге. А Цыпкин назвал это событие уникальным. «Мы еще до окончательного монтажа увидим лучшие куски из выходящего осенью сериала по роману Яхиной», — похвалился он перед собравшейся публикой и отметил, что «Зулейха открывает глаза» — один из самых нашумевших и ярких романов последнего времени. 

При этом организатор «БеспринцЫпных чтений» вновь напомнил о том, что в современной России романтизируют самые жуткие страницы отечественной истории. Хотя создатели фильма, судя по их выступлениям, сделали акцент не столько на общественной жизни, сколько на истории мужчины и женщины.

«Вы можете объяснить реставрацию популярности того времени, оправдание репрессий? Что произошло с нашим обществом?» — настойчиво спрашивал присутствовавших членов съемочной группы Цыпкин. «Забывают, — ответила Смирнова. — Вспоминается всегда самое лучшее. Прошел почти век после периода раскулачивания. Но даже во время обсуждения проекта на канале случались яркие эмоции. У меня самой дед был раскулачен. А в нашем кругу оказались люди, которые находились на другой стороне баррикад, с другими воспоминаниями от родителей и дедов. Кто что помнит и кто что рассказывал. Но наше кино не про политику, а про людей».

Примерно так же трактовал сюжет и Морозов, исполнитель роли красноармейца-энкавэдэшника Ивана Игнатова, переворачивающего всю жизнь главной героини. «В какой-то момент я отставил для себя историческую составляющую, чтобы сделать роль, не бегать, пугать пистолетом и играть скулами. Для себя я разложил эту историю очень просто — она про мужчину и про женщину. Настоящая история в таком ужасном историческом контексте. Классическая мужская история. Мужчина ходит, бродит, колобродит, заблуждается, потом находит правильную женщину, которая ему открывает глаза. Я эгоистично переиначил, что Зулейха открывает глаза Игнатову», — рассказал о ви́дении своего героя артист. А Яхина, которая в рамках фестиваля еще отдельно общалась с читателями, призналась, что не прописывала Игнатова негодяем даже в начале романа. По ее словам, он скорее находился в иллюзиях определенной «религии», в которую свято верил и которая его потом и ломает.

«Моя роль называется „Муртаза закрывает глаза“, потому что его убивают в самом начале», — сказал Сабитов, исполнивший роль мужа Зулейхи, и похвалил актера, сыгравшего его убийцу. Затем первый напомнил: когда Муртаза жил с Зулейхой, то их дети почему-то умирали, а, когда жену угнали в Сибирь по каторжному маршруту с его семенем под сердцем и рядом с ней был «этот человек», она родила ребенка. «Такая непонятная история», — заключил в итоге Сабитов, возможно, намекая на то, насколько по-разному любили Зулейху эти двое мужчин.

Рамиль Сабитов (Муртаза), Евгений Морозов (Игнатов), генеральный продюсер кинокомпании «Русское» Ирина Смирнова, Гузель Яхина и Александр Цыпкин Рамиль Сабитов (Муртаза), Евгений Морозов (Игнатов), генеральный продюсер кинокомпании «Русское» Ирина Смирнова, Гузель Яхина и Александр Цыпкин

«В ОСНОВНОМ БЫЛИ ДОДУМАНЫ И ОТСНЯТЫ ИСТОРИИ ПРО ПИТЕРСКИХ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ»

Смирнова также призналась, что решение о съемках фильма, которые в итоге проходили и в Татарстане, принималось буквально за три дня: «Нам самим роман очень нравился, и мы его с удовольствием читали. Это был тот самый момент, когда уже пошла слава. Произведение хоть и не стало еще номером один по продажам, но находилось у всех на слуху. Было понятно, что это явно не проходная литературная история. Потом уже бегом все делали, чтобы убедиться в том, что роман нам достанется». По словам продюсера, «бегом бегали» потому, что конкуренция за авторов есть всегда и везде. «Если цепляет книга, то зацепит и кино. Все продюсеры каналов и продакшн хотят материал, где есть эмоция», — добавила она.

Сценарий, как известно, делала уже не Яхина. По словам писательницы, она слишком долго жила с историей Зулейхи и ей было бы сложно и больно резать роман и вгонять его в жесткие сериальные рамки. При этом Яхина призналась: она очень рада тому, что в сценарий многосерийного фильма вошли кусочки, которые были в ее первоначальном сценарии («Зулейха открывает глаза» задумывался как киносценарий) и которые не попали в роман, потому что не вписывались в литературный текст.

Но в окончательном сценарии появились и совсем новые линии. Это в основном касается предыстории героев — и не только татарской крестьянки и русского красноармейца. Прописаны и судьбы некоторых других героев, которые оказались на поселении Семрук вместе с Зулейхой и Игнатовым. «В основном были додуманы и отсняты истории про питерских интеллигентов. Плюс была прописана роль русской женщины Настасьи, которую играет Юлия Пересильд. В романе есть эпизодические женские персонажи, которые появляются и исчезают из жизни Игнатова, а в фильме это будет полноценная, большая, одна из главных ролей, которая пройдет магистралью практически от самого начала фильма до конца», — пояснила Яхина. Настасья, судя по всему, составит недостающее (и трагическое) звено в любовном треугольнике с участием Зулейхи и Ивана…

Сценарий, как известно, писала уже не Гузель Яхина. По ее словам, она слишком долго жила с историей Зулейхи, и ей было бы сложно и больно резать эту историю и вгонять ее в жесткие сериальные рамки Сценарий, как известно, делала уже не Яхина. По словам писательницы, она слишком долго жила с историей Зулейхи и ей было бы сложно и больно резать роман и вгонять его в жесткие сериальные рамки

«МАСШТАБНО, ДОРОГО, КРАСИВО»

Конечно, по увиденным нарезкам (всего 25 минут) оценить в полной мере качество работы сложно, но уже сейчас очевидно, насколько органична в своей роли Хаматова с ее огромными глубокими глазами, как достоверен Сергей Маковецкий, сыгравший доктора. Вполне убедителен и Роман Мадянов (Кузнец), встречающий раскулаченных крестьян на Ангаре как зэков, который в итоге воплотит в себя все зло репрессивной кремлевской машины 20-х годов прошлого века. И уже можно сказать, что сериал «Зулейха открывает глаза» не будет проходным.

Такое же мнение сложилось и у Яхиной. «Впечатления самые лучшие, — сказала она после просмотра, хоть и добавила, что окончательно судить можно будет только после монтажа всех 8 серий. — Первые впечатления обещают много интересного — что фильм станет точно масштабным, что местами будет красиво и очень крупно. Есть кадры, которые действительно показывают класс… Например, снятый без склейки кадр, где показан маленький мальчик, сидящий на дереве, а под ним бегают волки. Или кадр, где крупным планом медведь, бродящий по тайге с героями на заднем плане… Не знаю, что получится… Но первое впечатление — масштабно, дорого, красиво».

А генеральный продюсер кинокомпании «Русское» пообещала, что фильм окажется очень эмоциональным. «Я этот материал видела десятки раз. Поверьте мне, картина будет более эмоциональная, а все те, кто досмотрит до финала, гарантирую, станут рыдать», — уверенно заявила Смирнова и добавила, что тех, кто читал роман, концовка сериала удивит. 

Тем временем некоторые зрители после просмотра фрагментов нового сериала проводили параллели с фильмом «Комиссар», где играли Нонна Мордюкова и Ролан Быков, а также с платоновским «Котлованом».