Эдуард Сахбиев: «Кучер королевы Нидерландов нашел нас в интернете. Ему понравился наш стиль, дизайн, он сказал, что в Европе так никто не делает» Эдуард Сахбиев: «Кучер королевы Нидерландов нашел нас в интернете. Ему понравились наш стиль, дизайн, он сказал, что в Европе так никто не делает» Фото: Олег Спиридонов

«Первым покупателем был хозяин Высокой Горы»

— Эдуард Шавкатович, почему вы выбрали такой необычный бизнес? 

— По первому образованию я лесник. После учебы работал в национальном парке «Нижняя Кама», дослужился до замдиректора по экопросвещению и туризму. Туризмом надо было заниматься, и я тогда подумал: почему бы не развивать конный? Лошади — экологически чистый вид транспорта, ну не поедешь же по лесу на автомобилях смотреть бабочек в виде желтых пятнышек на лобовом стекле! Если ты не в седле, то тебе нужен комфортабельный экипаж, а где его взять? Пришлось делать самим. Я предложил руководству нацпарка, но оно не захотело заниматься таким сложным туристическим проектом, связанным с животноводством, а у меня идея не выходила из головы, «червячок» точил, и мы с товарищем — Мунавиром Салиховым (бывший начальник автотранспортного предприятия КАМАЗаприм. ред.), с которым и начинали бизнес, увидели карету, которую приобрел один из бизнесменов в Москве на заводе КСИОК. Она была такая громоздкая, неправильно сделанная. Одно колесо через несколько дней отвалилось, и мы подумали: неужели мы не сможем сделать лучше в два-три раза и дешевле?! Это дало толчок.

— А где взяли деньги?

— У меня тогда не было ни кола ни двора, что называется, а производственное помещение было необходимо. Я пришел к отцу, у которого тогда был небольшой бизнес по сантехнике, мы как раз сейчас находимся на этой территории, и он меня поддержал. Конечно, он не сказал мне: «Давай, сынок, вперед, ты в правильном направлении движешься» (смеется), — а молча выделил деньги на материалы, и мы начали строить новый офис и первый производственный бокс. Основная масса знакомых удивленно крутила у виска, как правило, за глаза, но я это чувствовал. Всегда любил что-то мастерить, а от металла был далек в то время. Но мой товарищ-технарь (Салихов) поддержал меня, и вот я взял в руки сварочный аппарат, горелку и стал варить, загибать, резать. Начинали с нуля, чертежей и интернета не было, пользовались библиотечной литературой, смотрели исторические фильмы.

— Помните свою первую карету?

— Конечно! Первую карету мы долго делали, много было потрачено нервов, сил, ночевали тут! Но было интересно, это самое захватывающее время. Первый экипаж было так жалко продавать. Мы в него душу вложили!

«Подрезает нас красивая иномарка, из нее выходит Джаудат Миннахметов... и говорит: «Я по всей России экипаж ищу, а вы тут катаетесь!»» «Подрезает нас красивая иномарка, из нее выходит Джаудат Миннахметов... и говорит: «Я по всей России экипаж ищу, а вы тут катаетесь!» Фото предоставлено Эдуардом Сахбиевым

— Кто его купил?

— На этом экипаже в качестве рекламы мы выехали на гонки — Кубок Салавата — и дали старт по внешнему кругу. И вот, значит, подрезает нас красивая иномарка, из нее выходит хозяин базы отдыха «Дубай» и автодрома «Высокая Гора» в Казани Джаудат Миннахметов (ныне — глава государственного фонда газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ и президент федерации корэш РФ прим. ред.) и говорит: «Я по всей России экипаж ищу, а вы тут катаетесь!» Он купил у нас эту первую карету и вторую заказал. Правда, первый блин был комом — кое-что отвалилось, но мы переделали: построили плетеный кузов. Получилось даже лучше, чем было (улыбается).

— Сколько карет за 18 лет сделали и легко ли теперь с ними расставаться, ведь они все ручной работы, наверное?

— Сейчас, на 411-м экипаже, уже научились с ними расставаться (смеется). Теперь удовлетворение испытываешь от того, что продаешь. Приятно получать восторженные отзывы от покупателей, которые говорят, что вживую карета лучше, чем на фотографии.

— Кто является вашими заказчиками?

— Самая большая группа заказчиков — это те, кто имеет лошадей. Среди них есть состоятельные люди, частные коллекционеры, предприниматели, которые зарабатывают на прокате экипажей, базы отдыха, музеи, парки. Например, в прошлом году один состоятельный заказчик из Перми заказал экипаж, чтобы поставить у себя в огороде. У него нет лошадей, просто вот такая мечта была. Правда, после кареты он задумался и о покупке лошадей. Приобретают нашу продукцию и те, кто просто увлечен конями, у них всего одна-две лошади, и экипаж помогает прокормить им себя и животных.


— Сколько стоят ваши кареты и какие в них самые дорогие составляющие?

— Из сусального золота карету пока не делали, но помню один дорогой фаэтон. Звонят мне как-то и говорят: «Ребята, вы знаете, у кого скоро день рождения? У Рамзана Кадырова. Хотим ему подарок сделать». По их словам, сами они планировали отделать его драгоценными камнями, золотом. В итоге мы сделали открытый экипаж, обитый натуральной кожей, но по ряду причин подарок не дошел до адресата, и мы его вернули за свой счет, а потом продали другому покупателю. Исходя из опыта общения с горячими южными бизнесменами советую не торопиться, диктовать и стоять на своих условиях и обязательно оформлять все документально.

Конные экипажи исполняются из различных материалов, которые в итоге влияют на конечную стоимость изделия: стеклопластик, фанера, ивовый прут, дерево, натуральная кожа, кожзаменитель и т. д. Больше всего в карете металла, поэтому, наверное, это самая дорогая составляющая. Что касается тормозной системы, то мы используем вазовские диски из-за соотношения между ценой и качеством — их легко купить, заменить.

411 экипажей — это не только кареты, но и сани, в том числе и для пони. Цены начинаются от 30 тысяч и заканчиваются 800 тысячами рублей.

Конные экипажи, давайте назовем их проще — повозки, по области применения делят на пассажирские, грузовые и военные. По наличию колес — на колесные и бесколесные, или полозные (волокуши, сани и тому подобное).

«Первым всенародным признанием и успехом считаю китайскую копию нашей кареты... Горжусь выходом на международный рынок» «Первым всенародным признанием и успехом считаю китайскую копию нашей кареты... Горжусь выходом на международный рынок» Фото предоставлено Эдуардом Сахбиевым

В свою очередь, колесные повозки могут быть одноосными, двухосными и многоосными. Одним из видов пассажирских экипажей (повозок) является карета, это крытая четырехколесная повозка. Свои кареты мы разделили на три вида — большая модель «Екатерина», средние «Лилия» и «Золушка» и небольшие класса «Пони».

Кроме карет производим прочие типы и виды конных повозок, такие как фаэтон, вагонет, визави (фр. vis-à-vis — «лицом к лицу»), двуколки, телеги, сани деревенские и городские, возок, салазки и просто «сказочные» варианты, которые можем изготовить по наброскам, эскизам или словесному описанию заказчика.

— Кроме Рамзана Кадырова для кого заказывали экипажи?

— Как правило, заказчики не называют имен, а если упоминают, то просят не распространяться. Например, один из глав (не буду говорить кто) заказывал карету в подарок для Минтимера Шариповича Шаймиева. Иногда видим наши экипажи на фотографиях у известных людей в интернете. Они устраивают на них прогулки с фотосессией для семьи, друзей, партнеров. Самую дорогую карету «Екатерина» мы делали для состоятельного заказчика в Омске, там была дорогая комплектация — вплоть до подогрева сидений, вентиляции и подстаканников, встроенных в столик. Помню, что отправлял на самолете колеса для одной из карет, так мне столько вопросов задали в связи со столь необычным грузом (смеется).

Необычных звонков было немало. Помню, звонит мне мужчина из Магадана, представляется директором золотодобывающего предприятия. Мы с ним часа три разговаривали — начали с заказа кареты, а закончили историей татар 1500 года. В итоге он заказал сани, но выяснилось, что они не поместятся в люк самолета. Разбирать их было нецелесообразно. Договорились доставить другим способом. Помню, в Нягань отправляли заказ на 20-тонном грузовике, для этого пришлось краном грузить в него карету.

«Как правило, заказчики не называют имен, а если называют, то просят не распространяться. Например, один из глав заказывал карету в подарок для Минтимера Шаймиева» «Как правило, заказчики не называют имен, а если упоминают, то просят не распространяться. Например, один из глав заказывал карету в подарок для Минтимера Шаймиева» Фото предоставлено Эдуардом Сахбиевым

— Сколько уходит времени на изготовление одной кареты? Начинка у экипажей тоже под старину или заказчики просят кондиционеры и прочие современные атрибуты транспорта?

— Вся наша продукция — это ручная работа, и заказы нередко бывают такого плана: «Хочу такую, но с перламутровыми пуговицами» (улыбается). Заказчики разные: кому-то нужно полностью под старину карету, кому-то — осовремененную. Например, мы иногда делаем кузов, плетенный из ивового прута, — раньше повозки с таким кузовом на селе называли тарантасом, сани — кошевой. Делаем подсветку, ставим автономные отопители, фонари на электрическом аккумуляторе, указатели поворота, стоп-сигналы и даже автомагнитолу. Особенно потешно это видеть иностранцам. Я бывал на конных выставках, зарубежные коллеги подбегали и смеялись над автомагнитолой в фаэтоне. Все-таки иностранцы придерживаются классики, хотя, насколько я знаю, тормоза на свои экипажи они тоже ставят и делают экипажи для драйвинга (соревнования конных упряжекприм. ред.).

По трудозатратам хоть на маленькую, хоть на большую карету уходит примерно одинаковое время — 1–1,5 месяца.

«Кучер королевы Нидерландов после карет попросил изготовить катафалк»

— Ваша продукция востребована за рубежом?

— Наши кареты колесят по дорогам России и ближнего зарубежья — от Южно-Сахалинска и Владивостока до Бреста, Санкт-Петербурга и Сочи, от Нижневартовска до Алма-Аты и Ташкента. Очень много экипажей поставляли в Казахстан. Наверное, это объясняется экономическим подъемом в этой стране и любовью к лошадям. Бывало и такое, что заказчики хотели приобрести кареты, а рысаков не могли найти. Тем, кто не разбирается в этих животных, кажется, что впрячь можно любого коня. Но на самом деле есть ведь лошади для верховой езды, они для экипажа не подойдут. Есть своя специфика. Сам я любитель, непрофессионал в том, что касается лошадей. Но за 17 лет работы появилось столько знакомых, в том числе в сфере животноводства, что когда меня просят «все в комплекте», нахожу клиентам и рысака.

— Говорят, вам заказывал экипажи королевский двор Нидерландов? 

— Кучер королевы Нидерландов нашел нас в интернете. Ему понравились наш стиль, дизайн, он сказал, что в Европе так никто не делает. Общались с ним с помощью интернет-переводчика. Когда он сделал первый заказ, я еще не знал, кто он. Только потом в интернете увидел его фото и прочел, что это кучер королевы Армандо Флут. В итоге он купил у нас два экипажа для пони, каждый обошелся почти в полмиллиона рублей. Два месяца назад он сделал необычный заказ — детский катафалк. В Европе, как вы знаете, катафалки на похоронах распространены. Заказчик попросил сделать транспортное средство немрачным и оригинальным. Он предложил обыграть в дизайне символ детской души. Я сделал эскиз экипажа в виде бабочки. Ему понравилось, сейчас Армандо заказал еще и катафалк для взрослых.

— Как транспортируются такие габаритные изделия?

— Обычно заказываются услуги транспортной компании. За вторым трехметровым экипажем приехала 12-метровая фура. С такими царскими почестями и проводили карету в Голландию. Иногда я сам на своей машине с прицепом доставляю заказ. Например, я так ездил в Астану, доставлял карету для оперы «Сибирский цирюльник».

«Исходя из опыта общения с горячими южными бизнесменами, советую не торопиться, диктовать и стоять на своих условиях и обязательно оформлять все документально» «Исходя из опыта общения с горячими южными бизнесменами советую не торопиться, диктовать и стоять на своих условиях и обязательно оформлять все документально» Фото предоставлено Эдуардом Сахбиевым

— Вы упомянули, про театр оперы, а в кино, рекламе, на телевидении, наверное, тоже ваша продукция востребована?

— Мы видим свои экипажи в роликах, клипах, исторических сериалах, военных фильмах. Например, в телесериале «Есенин» актер Сергей Безруков ездил именно в нашей карете. В сериалах «Котовский», «Петербургские тайны», «Кровавая барыня», «Барышня-крестьянка», «Турецкий гамбит» — практически во всех современных фильмах, действие в которых происходит c XVIII до начала XX века, — бывают задействованы наши изделия. На санях «Виктория-Диана» в одном из выпусков Comedy Club на ТНТ прокатился Гарик Харламов. Мы сделали их очень давно для группы каскадеров «Каро», которые, видимо, сдают их напрокат.

«Мальчику нужна пушка»

—  А музеи Татарстана приобретают ваши экипажи?

— Елабужский музей-заповедник покупал экипаж, но это было давно, а недавно мы его обновляли — перетягивали салон, подкрасили колеса. В Казанском кремле гостей столицы встречают наши фаэтоны. Недавно из Тетюш звонили, у них там есть музей. Планируют заказать большой экипаж-визави с двумя капорами. В последнее время мы много работаем именно с российскими музеями — например, отправили экипаж в музей Лермонтова. В ближайшее время одну из повозок будем делать для Ясной Поляны. Тульский музей с нами связывался.

Почему у нас в Челнах на одной из набережных, например, или в парке не прижился прокат карет?

— Для экипажа нужен двигатель — это лошадь, проблема в этом. Если власти города планируют развивать туризм, то мы открыты для предложений. Более 15 лет назад я выкупил шикарную тройку лошадей у КХП, позанимался немного и прокатом. Но потом понял, что рынок услуг специфичен, поэтому мне лучше заниматься чем-то одним. Кроме того, для меня, как новичка, были сложности и с содержанием лошадей — за ними же нужен уход.

— Но у нас же есть конноспортивная школа «Тулпар»…

— Да, но несколько лет назад мы не смогли договориться о сотрудничестве. По поводу проката карет на свадьбы мне звонят каждую неделю, я вынужден отправлять молодоженов за данной услугой в Елабугу, Менделеевск.

«Ой, не переживайте! Мальчику уже больше 60 лет, он на пенсии, у него все есть, но он мечтает пострелять из пушки» «Ой, не переживайте! Мальчику уже больше 60 лет, он на пенсии, у него все есть, но он мечтает пострелять из пушки» Фото предоставлено Эдуардом Сахбиевым

— Кроме экипажей вы еще пушки и тачанки стали делать. Неужели пользуются спросом? У кого?

— Да, мы делаем пушки для салютов и тачанки. Как-то звонит одна дама и говорит: «Мальчику нужна пушка». Я говорю: «А мальчику спичками пользоваться уже можно?», на что заказчица мне отвечает: «Ой, не переживайте! Мальчику уже больше 60 лет, он на пенсии, у него все есть, но он мечтает пострелять из пушки» (улыбается).

Тачанок 10 уже сделали — как правило, генералам дарят, для частных коллекций. Я сам возил одну в Чехов, судя по его дворцам — крутой товарищ. Бизнесмен из Энгельса на парад Победы к 9 Мая заказывал, например. Коммунистическая партия Тюмени приобретала по случаю мероприятий, приуроченных к празднованию столетия комсомола.

«Считаю достижением китайскую копию нашей кареты»

— Назовите этапы развития компании, как преодолели кризисы?

— Кризисы 2008 и 2014 года вообще не почувствовали. Вот сейчас ощущается некий застой. Хотя мы три года цены не повышали при том, что металл дорожал. Спасают несколько состоятельных заказчиков. Я бы не сказал, что у нас упали объемы, скорее мы не развиваемся. В среднем сейчас делаем около 30 экипажей в год. А до 2017 года был постоянный рост. Бывало, что даже очередь в три месяца на кареты образовывалась.

— На вас отразился крах Татфондбанка?

— Да, он очень сильно подкосил нас. Бывший гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов для Альметьевска на свои деньги заказал два хороших, красивых, дорогих экипажа, полностью оплатив нам их сразу, но денег мы не увидели, они остались в ТФБ. Я просил представителей заказчика войти в положение, но говорят, что Тахаутдинов стукнул кулаком по столу и потребовал поставить кареты. До сих пор мы ничего не получили от АСВ. У нас остается надежда на республиканский фонд поддержки вкладчиков. По последней информации, планируется вернуть по 500 тысяч рублей, независимо от потерянной суммы.

«Вся наша продукция — это ручная работа. И заказы нередко бывают такого плана «хочу такую, но с перламутровыми пуговицами»» «Вся наша продукция — это ручная работа, и заказы нередко бывают такого плана: «Хочу такую, но с перламутровыми пуговицами» Фото: Олег Спиридонов

— Сколько сотрудников работает в компании, каких специальностей?

— 10 человек. Коллективом я очень дорожу — это самое ценное. Сам совмещаю несколько функций — и заказы принимаю, и снабжением занимаюсь, и договоры заключаю. У нас есть сварщики, кузнецы, мебельщик, плотник, столяр, а красим экипажи у подрядчиков методом полимерно-порошкового покрытия.

— Какова кредитная нагрузка?

— Кредитной нагрузки нет, мне некомфортно находиться в такой кабале. Последний кредит брал, только когда погорел Татфондбанк, чтобы выплатить людям зарплату. Пришлось и машину жены продать. В суре «Аль Бакара» (Корова), в 275-м аяте Корана говорится о том, что Аллах запрещает давать деньги в рост.

— Вы верующий человек?

— Я агностик, то есть предполагаю наличие Бога, но не отношу себя ни к одной из конфессий. При этом к заповедям и народным мудростям отношусь почтительно. Наблюдал много разрушенных судеб из-за непомерных кредитов, когда молодежь не могла расплатиться по долгам и кончала с жизнью, распадались семьи… Мне нравится высказывание одного из философов о том, что счастливы те супруги, которые покупают не то, что им хочется, а то, что нужно. Я тоже стараюсь придерживаться этого принципа. Да, хочется вместо «Жигулей» Maybach, но зачем?

— Но у вас-то не «Жигули», а Toyota Hilux стоит возле офиса…

— Она у меня «лошадка-работяга», для меня, как для человека, занимающегося собственным малым бизнесом, увлекающимся рыбалкой, ведущим свое подсобное хозяйство, пикап — это самый незаменимый автомобиль. Я купил его еще в 2010 году, он меня устраивает, и менять машину не собираюсь, потому что пока не ломается, тьфу-тьфу-тьфу, как бы не сглазить. С удовольствием делаю рекламу фирме Toyota, хозяин которой Сакити Тоеда начинал с производства ткацких станков. Может, и мое дело продвинется от конных повозок до космических кораблей (улыбается).

«Самую дорогую карету «Екатерина» мы делали для состоятельного заказчика в Омске, там была дорогая комплектация — вплоть до подогрева сидений, вентиляции и подстаканников, встроенных в столик» «Самую дорогую карету «Екатерина» мы делали для состоятельного заказчика в Омске, там была дорогая комплектация — вплоть до подогрева сидений, вентиляции и подстаканников, встроенных в столик» Фото: Олег Спиридонов

— А какова выручка компании и рентабельность?

— В среднем сейчас около 7 миллионов рублей в год. В прежние годы было больше. Рентабельность упала, сейчас она где-то около 6 процентов.

— Почему при такой небольшой численности коллектива вы выбрали такую форму, как ООО, почему не ИП?

— Дело в том, что крупные заказчики, такие как «Татнефть», «Газпром», не работают с ИП, поэтому пришлось регистрироваться как ООО.

— Что считаете самым большим достижением в бизнесе?

— Первым всенародным признанием и успехом считаю китайскую копию нашей кареты. Подделку нашего дизайна до сих пор встречаю. Горжусь выходом на международный рынок.

— Вы судитесь по поводу плагиата?

— Нет, тем более у нас в стране эти законы не работают, но дело не только в этом. Мы создаем кареты для людей, пусть радуются, копируют.

— Кого считаете своими конкурентами?

— В России у нас их нет. Mercedes и ВАЗ не могут быть конкурентами (улыбается). С другими производителями мы скорее коллеги, у каждого из нас своя ниша.

— Значит, конкуренты есть за рубежом? Не планируете занять этот рынок?

— За рубежом много производителей карет. Например, в Польше где-то пять фирм каретостроением занимаются. Меня же устраивают интересные частные заказы, такие как от кучера Армандо. Масштабно проникать на зарубежный рынок не планирую, это экономически не оправдано.

«Мы видим свои экипажи в роликах, клипах, исторических сериалах, военных фильмах»Фото предоставлено Эдуардом Сахбиевым

— Какие риски существуют в вашем необычном бизнесе?

— Риски, как на любом производственном предприятии, — пожар, рейдерский захват, а что касается конкретно нашего бизнеса, то, может, конская чума (смеется).

— Какой прогноз развития каретостроения?

— К чему в итоге приведет технический прогресс, сложно сказать. Человек приручил лошадь 5 тысяч лет назад, и с тех пор с этими добрыми животными мы живем руку об руку или, точнее, копыто об копыто (смеется), а на машинах мы ездим все лишь 100 лет. Конная поездка — это единение с природой, никакая автомобильная прогулка с этим не сравнится. Будет в России развиваться туризм — будет и будущее у каретостроения.

«Хочу, чтобы дети прошли путь с низов, с азартом, драйвом»

— Откуда вы родом?

— Родом из Набережных Челнов, а вот детство, можно сказать, провел в Заинском районе в деревне. Это было такое счастливое время. Один из моих прадедов Спирчин Никита Филимонович был ямщиком, на своих лошадях до революции 1917 года барыню возил и почту, воевал в Первую мировую, был раскулачен как середняк. Прадед был еще хороший мастер — плотник, столяр. Бабушка рассказывала со слезами на глазах, как они рыдали, когда забирали со двора в колхоз красивого рыжего жеребца. Один из дедов Сахбиев Шараф Сахбиевич всю войну прошел ефрейтором в полковой артиллерии ездовым-верховым. Все четыре года он таскал пушку на лошадях. Говорил, что, если бы не лошади, он бы не выжил. Дед Ермолаев Илья Романович большую часть жизни лесником работал, и какой же лесник без лошади, пусть даже казенной, в советское время?! Вся моя родовая история — крестьянская, а безлошадный крестьянин — это значило, что он разорен до последней степени. Как гласит пословица, конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

— Расскажите, пожалуйста, о семье.

— Супруга работает в национальном парке «Нижняя Кама», как я когда-то — заместителем по экопросвещению и туризму, привозит к нам иностранных студентов. У нас двое своих детей, и двоих приемных воспитываем. Семья, дети у меня на первом плане. Хочется, чтобы они тоже нашли любимое дело, прошли интересный путь с низов, с азартом, драйвом. Когда ты сделал себя сам, добился чего-то — вот это достижение.

«Я, наверное, счастливый человек, живу сегодняшним днем. Планирую работать в удовольствие, как сейчас» «Я, наверное, счастливый человек, живу сегодняшним днем. Планирую работать в удовольствие, как сейчас» Фото: Олег Спиридонов

— Какие качества вы больше всего цените в человеке?

— Считаю, что доброта — одно из самых главных качеств.

— У вас в личном пользовании есть свой экипаж, на котором вы совершаете прогулки?

— Я за городом строю деревянный дом, планирую там устроить конюшню.

— Каким вы видите себя и компанию через пять-десять лет?

— Я, наверное, счастливый человек, живу сегодняшним днем (улыбается). Планирую работать в удовольствие, как сейчас.

— Назовите, пожалуйста, три секрета успешного бизнеса.

— Верить в себя, невзирая на то, что тебе говорят со стороны, идти до конца, не отступать, быть искренним, человечным.