Фото: Андрей Титов

«ЕСЛИ Я СНИМАЮ ВИЛКУ И ПОЛУЧАЮ ВИЛКУ — ЭТО НЕ РАЗГОВОР»

Что такое натюрморт? На этот вопрос ответит любой ребенок: картина с изображением неживых предметов. Но стоит вспомнить портретные натюрморты Джузеппе Арчимбольдо, который создавал человеческие портреты из овощей, «Живой натюрморт» Сальвадора Дали, а также знаменитые «Подсолнухи» Винсента ван Гога, как понимаешь, что с этим жанром не все так просто. В книге «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия» под редакцией искусствоведа Татьяны Балицкой говорится, что «натюрморт может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, содержание и образ жизни их владельца, порождать многочисленные ассоциации и социальные аналогии».

За 6 веков существования натюрморта он не исчерпал своего потенциала — каждое новое поколение художников совершает свои открытия в этом жанре. Не отстают и фотографы. В теории снять неподвижные предметы проще простого, но на практике необходимо не просто зафиксировать неживые объекты, а создать вокруг них самодостаточную вселенную со своими законами, атмосферой, загадками и рассказать о тайной жизни этих вещей. Так поступают участники новой выставки в казанской галерее «БИЗON» — москвичи Валерий Самарин и Виктория Иванова, казанец Андрей Титов и хабаровчанка Дина Беленко.

Фото: Валерий Самарин

Самарин — член союза фотохудожников России, лауреат всероссийских и международных фотоконкурсов, член фотоклуба «Новатор», чьи работы находятся в коллекции Государственного Русского музея, в частных коллекциях в Германии, Франции и США. Его серия «Вилки» хорошо известна профессионалам. Предмет, фон, свет, тень — вот и весь арсенал фотографа, который предпочитает аутентичную технологию съемки на пленку с последующей печатью. Творчество Самарина можно сравнить с поэзией, а аналогией послужит искусство хокку — яркая эмоция и глубокое содержание, выражающееся в 17 слогах.

Фото: Валерий Самарин

«В натюрморте меня привлекает лаконичность и одновременно способность выразить все, что я хочу показать, — говорит он. — Когда фотограф может изобразить при помощи одного-двух предметов все, что он хочет, подобное — высший пилотаж. Если я снимаю вилку и получаю вилку — это не разговор. А если я снимаю ее и выходит что-то другое, такое уже интересно». Действительно, в работах фотографа вилки превращаются в арфы, растения, насекомых, незнакомца в шляпе… «Я всегда говорил, что вилка — женского рода, поэтому она красива. С ее помощью можно создать различные формы благодаря четырем прожилкам, просветам между зубцами. Эти грациозные тени не получишь от ложки или половника», — считает Самарин.

ГРУСТНЫЕ И РАДОСТНЫЕ СОБЫТИЯ ИЗ ЖИЗНИ ОВОЩЕЙ

Иванова — неоднократный победитель фотопремий Russian Art Week, Russian Photo Week, участник проектов Art Week in Berlin, «Форпост-конкурс 3/4 пути», международной выставки – конкурса портретного искусства в московском ЦДХ и 1x Decade Prime Works Exhibition в Шанхае. В своих работах она пытается проникнуть в тайную жизнь груш. Как выглядит фрукт, когда ему стыдно или он находится в галерее либо на кастинге? А что происходит между двумя грушами, если они вообще Ромео и Джульетта в момент сцены на балконе? Свою серию фотограф описывает как «разные грустные и радостные события из жизни овощей и фруктов» — груши скучают, гуляют, размышляют и даже способны на убийство.

Фото: Виктория Иванова

Однако не только жизнь груш становится предметом наблюдения Ивановой — в ее объективе оказываются и шахматы, и бельевые прищепки, и электрические лампочки. Генератором сюжета у нее служат парадокс и тактильная осязаемость запечатленных предметов. «Мне захотелось показать, что могут делать, думать и чувствовать шахматные фигуры, когда они не ограничены строгими правилами игры», — говорит фотограф о своей серии «Шахматная партия». В серии «Время» Иванова попыталась подробнее рассмотреть несколько лоскутов ткани времени. Художник иронична и в то же время серьезна даже тогда, когда создает реплику знаменитых репинских «Бурлаков на Волге», в которой лямку тянут обычные гвозди. Свой жанр она называет натюрЖИВ, отказываясь принимать неживую природу вещей.

Фото: Виктория Иванова

«Жанр натюрморта — мой любимый, — признается Иванова корреспонденту „БИЗНЕС Online“ — Мне нравится рассказывать истории про людей с помощью предметов. Неживые вещи иногда честнее и искреннее говорят о проблемах в обществе. При этом для меня мои предметы живые. Каждая вещь готова рассказать историю, надо просто захотеть ее выслушать». Все фотографии для нее сделаны при помощи самодельной световой кисти — инструмента, позволяющего как бы рисовать светом по изображению, проявляя его. «Световая кисть заменяет и солнечный свет, и студийное оборудование. Съемка в полной темноте с тонким лучом света похожа на медитацию», — считает фотограф.

ЗАМКИ ИЗ РАФИНАДА И ТРЕУГОЛЬНИК ПЕНРОУЗА ИЗ ВАФЕЛЬ

Если Самарин и Иванова работают с монохромной гаммой, то фотонатюрморты знаменитого казанского фотографа Титова захватывают как раз цветом. Он двукратный лауреат Гран-при регионального фотоконкурса «Портрет эпохи», участник фотовыставок в Москве, Екатеринбурге, Калининграде, Рязани, Альметьевске, Париже. Его работы находятся в коллекциях Русского музея, ГМИИ РТ, а также в частных собраниях в России, США и Германии.

Фото: Андрей Титов

Иногда даже трудно с ходу понять, фотография это или живопись. Гармоничная палитра, внимательное отношение к цветовым нюансам, прочный композиционный каркас выдают в авторе человека с академическим художественным образованием. В его натюрмортах часто нет деления на предмет и фон — Титов создает цельное изображение, что тоже сближает его фотографию с картиной. Если цветы, то чаще засохшие, если предметы, то «пожившие» — автор не скрывает своей любви к объектам с историей. И этот беспроигрышный инструмент в его руках задает натюрмортам фактурную и смысловую глубину.

Фото: Дина Беленко

Другой подход к цвету демонстрирует хабаровский фотохудожник Беленко. На ее счету — 5 персональных выставок и 10 коллективных, в том числе в Италии, Македонии и Китае. Она фотограф-режиссер, убежденная, что предметы могут быть не менее выразительными, чем человеческие лица, а каждая вещь, попадающая в поле человеческого сознания, обрастает комплексом смыслов и ассоциаций. Творчество Беленко близко к дизайну, а намеренная уплощенность цветного изображения приближает ее фотографию к жанру постера. Она любовно и изобретательно создает сложные композиции из множества предметов, разыгрывая «вещные» пьесы в лицах, также мастерски владеет приемами съемки всего льющегося, капающего и сыпящегося, что так ценится в рекламной фотографии. Фотохудожник строит замки из рафинада, рисует «инопланетные» знаки на поле кофейных зерен, создает водопад из дыма и треугольник Пенроуза из вафель.

Фото: Дина Беленко

Каждый из фотохудожников работает в своей системе художественных координат. Мастерство Самарина по емкости и лаконичности можно сравнить с поэзией, сюжетную изобретательность Ивановой — с литературой, композиционную сложность Беленко — с режиссурой, а погруженность Титова в цветовое восприятие — с живописью. Но щедрость искусства в том и заключается, что оно исключает единый взгляд на вещи (и их тайную жизнь).

Своим взглядом Самарин поделится на открытом мастер-классе «Композиция в фотографии», который состоится 10 июля, в день открытия выставки, в 10:00. Мастер-класс автора будет посвящен основам композиции, компоновки и конструкции в фотографии, цельности изображения в картинной плоскости, оптическим схемам построения пространства, линиям красоты в кадре и работе с объектом и фоном, а также правилам живописи по Се Хэ. Рассказ Самарина затронет широкий спектр визуального искусства — от древнекитайской живописи до современных техник построения кадра в фотографии. 

Напомним, галерея современного искусства БИЗОN — творческий проект газеты «БИЗНЕС Online». Среди выставок, проведенных галереей, — «Календарь Pirelli: фотопроект по мотивам „Алисы в стране чудес» фотографа Тима Уокера, «Дорога королевского пирога» художника Ивана Горшкова, «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х» Михаила Шемякина, «Голос предков. Трансформация времени» Александра Шадрина и «Фантомы» Ленара Ахметова. Сама выставка «РазВилка» продлится до 4 августа, вход свободный.