МИНТРАНС РЕСПУБЛИКИ  СПОРИТ С ДЕПУТАТАМИ ГОССОВЕТА РТ О ТОМ, КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ТАКСИ

Татарстанским парламентариям вчера был представлен законопроект, который вызвал у них небывалую бурю эмоций. Возмутителем стал минтранс РТ в лице замминистра Азата Галиахметова. Он рассказал депутатам о том, каким образом государство намеревается коренным образом перекроить рынок такси в республике. Методы, которые предлагают чиновники, по мнению ряда депутатов, провоцируют коррупцию и ведут к монополизации рынка. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что в случае принятия закона немалой части компаний придется вообще уйти из таксомоторного бизнеса.

И ВСЕ МАШИНЫ – ОДНОГО ЦВЕТА

Представляя законопроект, замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азат Галиахметов перечислил целый ряд в буквальном смысле драконовских мер по регулированию рынка такси в РТ. 

Итак, с 1 сентября 2011 года в соответствии с федеральным законом таксомоторная компания должна будет получить разрешение на право деятельности от некоего уполномоченного органа (в республике его еще предстоит определить).

Тарифы на перевозку пассажира, скажем, из Ново-Савиновского района Казани в Вахитовский, или из Нижнекамска в Набережные Челны будет устанавливать правительство Татарстана.

Водители такси обязаны будут проходить предрейсовый медицинский осмотр,

Работать водителем в такси смогут те, у кого водительский стаж не менее трех лет, подтвержденный документально, либо общий водительский стаж не менее пяти лет. Причем водители не смогут теперь работать в двух разных таксомоторных компаниях – им не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортных средств.

В точке назначения водитель обязан выдать пассажиру кассовый чек или квитанцию. Машины должны быть оборудованы таксометром.

На линию не смогут выйти машины, имеющие внешние повреждения или "находящиеся в ненадлежащем санитарно-гигиеническом состоянии".

На машине в обязательном порядке должны быть указаны "шашечки". Но главное - машины должны соответствовать единой цветовой гамме. Цвет, кстати, тоже будет определять "уполномоченный орган". Машины с левосторонним управлением и без опознавательного фонаря на крыше на линию не допускаются.

Республиканский закон, как объяснил министр, принимается в рамках федерального закона №69 и более четко регламентирует его основные положения.

НЕ ЧЕШИТЕ ТАМ, ГДЕ НЕ ЧЕШЕТСЯ

Выслушав замминистра, депутаты сразу же пошли в атаку.

"Люди, которых увольняли в кризис, могли хоть что-то заработать на своих машинах, а сейчас мы отсекаем у них эту возможность", - заявил коммунист Артем Прокофьев.

"Введение элемента разрешения урегулирует рынок, что в итоге только повысит эффективность работающих на рынке компаний", - словно зачитал в ответ Галиахметов.

"Каждая статья этого закона прямо пронизана коррупционной составляющей! - возмутился единоросс Николай Рыбушкин (кстати, доцент кафедры уголовного права КФУ). Он отметил, что приехал на сессию на такси. – А вы встречались с обычными таксистами? Ведь вы выступаете от имени монополистов!".

"Мы обсудили с крупными таксомоторными компаниями Казани, Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнекамска. Сегодня на этом рынке работает 70 тысяч машин. Разных. Сложно выстроить конструктивную работу с таким количеством перевозчиков, - парировал замминистра. - Но мы имеем документ, в котором крупные таксомоторные компании Казани поддержали эту инициативу".

"Слишком жесткие требования, - продолжил депутат Вадим Махеев. – Перекрасить кузов, таксометры… Это не может не привести к удорожанию, а сейчас это недешевое удовольствие".

"Дорогое! – почти перебил замминистра. - И небезопасное".

Галиахметова было не пробить.

ЖАЛОБ НА ТАКСИ? НИ ОДНОЙ…

Илсур Сафиуллин зашел с другого бока: "Сколько за полгода вам поступило жалоб на таксистов?"

"В основном, жалуются на общественный транспорт. По такси жалоб нет".

В зале, казалось, воцарилось победное молчание.

"Могу я просто остановить машину на улице и поехать?", - продолжил Сафиуллин.

"Бомбилу!" – подсказал Мухаметшин.

"Кто мне это запретит?" – настаивал Сафиуллин.

Галиахметов начал листать принесенные с собой бумаги.

"Могу привести… "В соответствии с федеральным законом перевозка пассажиров и багажа легковым транспортом, водителем, который не имеет при себе разрешение на перевозки пассажиров, багажа, влечет наложение административного штрафа в размере 5 тысяч рублей".

"Как вы это докажете, если я скажу, что это мой друг?" - Сафиуллин задавал вопросы со знанием дела.

Замминистра ответил, что более предметно порядок организации и контроля еще будет расписан.

Валентин Кострин поинтересовался – если мы уже отменили обязательные кассовые аппараты у каждого торговца на рынке, зачем вводить таксометры каждому водителю?

Галиахметов ответил, что водитель должен выдавать пассажиру кассовый чек или квитанцию "в форме бланков строгой отчетности". В законопроекте, тем не менее, написано об обязательном наличии у каждой машины таксометра…

"Я помню, в советское время все такси шли в парк, - начал издалека гендиректор ТНВ Ильшат Аминов. - И вот теперь настало время, когда такси можно вызвать и оно приходит. Вопрос один: человек, который имеет машину, теперь не сможет устроиться на работу со своей машиной и развозить людей?"

"Не сможет", - сказал замминистра…

НО ПОДДЕРЖАТЬ НАДО

Чувствуя атмосферу в зале, слово попросил Ильдар Халиков - и. о. президента РТ–премьер-министр РТ (напоминаем, президент в отпуске, - ред.). Премьер пояснил, что закон республика, как субъект Российской Федерации, принять должна. Что большинство развитых стран имеют нормативный документ, регламентирующий деятельность такси. Что необходимо обеспечить безопасность татарстанцев – вчера молодой человек получил права, а сегодня уже перевозит людей. Словом, закон требует существенной доработки, но в первом чтении надо принять.

В итоге при 55 "за" и 11 "против" депутаты приняли законопроект в первом чтении.

МЕЛКИЕ ФИРМЫ УЙДУТ С РЫНКА

Для «БИЗНЕС Online» инициативы минтранса прокомментировали участники рынка.

Расиль Замалиев - генеральный директор такси «Мотор-Сервис»:

- Этот закон уже частично действует, но особых изменений не принес. За исключением некоторых полномочий ГИБДД. Основные изменения произойдут, конечно, в сентябре, после того, как пройдет выдача разрешений. Лично я к этому законопроекту отношусь положительно. Конечно, мелкие фирмы, скорее всего, уйдут с рынка. Но если государство поможет, то услуга такси станет только лучше, расширятся рабочие места, пополнится бюджет. Причем не только в Казани, но по всей республике.

Юрий Пилецкий - генеральный директор «Такси-лада»:

- Хорошо, что будут страховать пассажиров. Однако повышение качества это не принесет. Основная перемена, которую я жду, - это отток водителей из фирм. Все они отправятся «бомбить». А с ними бороться довольно накладно. Ведь таксисты - народ жадный, на замене масла и то экономят. А тут их заставят платить за лицензию, таксометр. Им легче вновь уйти в вольное плавание и «бомбить» днями и ночами.

Владимир Казанцев,
Тимур Гайнутдинов
Фото Сергея Елагина