МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР «ЕВРОПА – КИТАЙ» ДЛИНОЙ В 8,5 ТЫС. КМ ПОЗВОЛИТ ДОСТАВЛЯТЬ ГРУЗЫ В 3,5 РАЗА БЫСТРЕЕ

В Казани в ГТРК «Корстон» прошла вчера международная конференция «Создание транспортного коридора «Европа – Западный Китай» и его роль в интеграционных процессах между государствами-участниками «Шанхайской организации сотрудничества». 120 её участников, представители государственных и бизнес-структур России, Китая и Польши, отдали должное роли Татарстана в этом глобальном проекте. Что и наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

1000 ЛЕТ НАЗАД

Организаторами конференции выступили Приволжское таможенное управление при поддержке федеральной таможенной службы (ФТС), министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ. С докладами выступили министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, таможенный советник посольства КНР в Российской Федерации Чжан Цзянь, представители таможни и минтранса РТ.

Во многих выступлениях прозвучало, что международный транспортный коридор (МТК) «Европа – Западный Китай» – это трансконтинентальный проект, который подразумевает создание нового Шелкового пути, подобного тому, по которому 1000 лет назад проходили торговые караваны из Азии в Европу. По некоторым данным этот путь будет способен увеличить скорость доставки грузов в 3,5 раза.

На конференции было дано, наконец, пусть рабочее, но вполне научное определение, что же такое МТК. Это не просто направление, по которому движется определенный вид транспорта, не только хорошие автомобильные, железные дороги и внутренние водные пути. Это целый комплекс придорожного сервиса, логистические комплексы, создание благоприятного климата по всему пути следования. Поэтому на конференции были увязаны два таких важных вопроса, как создание МТК и - совершенствование таможенных процедур.

ЦИФРЫ ВПЕЧАТЛЯЮТ

Замминистра транспорта РФ Андрей Недосеков остановился на некоторых подробностях проекта:

– Морская перевозка очень длительна, и мы сегодня рассматриваем вопрос развития сухопутных транспортных коридоров. Создание МТК «Европа – Западный Китай» вдохнет новые нотки в развитие, прежде всего, автомобильного транзита.

Данный коридор представляет из себя трассу общей протяженностью более 8,5 тысяч километров. 2,8 тысяч  – по территории Казахстана, 2,2 тысячи - по России, 3,5 тысяч - по территории Китая. Казахстан очень активно проходит свою часть, привлечено сегодня более 5 миллиардов долларов средств международных финансовых институтов. Россия закончила в 2010 году ТЭО прохождения трассы. Рассматривались четыре варианта, остановились на следующем: граница Казахстана – Оренбург – Казань – Нижний Новгород – Владимир – центральная кольцевая дорога в 60 км от Москвы – Санкт-Петербург. Общий объем финансирования составляет на первом этапе более 100 млрд. рублей.

ТАТАРСТАН – ВСЕМ ПРИМЕР

Замминистра транспорта России продолжил рассказ уже с упором на местные заслуги:

– Будет вестись работа с частными инвесторами. Очень хороший пример такого частного инвестирования, фактически единственный в России, имеется сегодня в Республике Татарстан. Это участок «Шали – Бавлы», общей протяженностью более 235 км. Он сегодня строится частным инвестором (речь идет об альметьевском СМП-Нефтегаз, которое контролирует депутат Госдумы Фоат Комаров. ред.). Мы очень благодарны Татарстану за то, что он помогает данному частному инвестору строить прекрасную четырехполосную дорогу. Мы провели ТЭО и пришли к выводу, что проект является окупаемым, срок окупаемости – около 20 лет. Реализация данного проекта позволит увеличить примерно на 7 процентов внутренний региональный продукт тех территорий, по которым пойдет МТК. Увеличить розничный оборот на 6,5 процента, не говоря о том, что будет развитие малого, среднего бизнеса, развитие придорожного сервиса, возрастет занятость населения.

Почему сегодня конференция собралась именно в Татарстане? Потому что МТК проходит через Татарстан. А недалеко от Казани реализуется первый в России проект по созданию крупного межтранспортного мультимодального логистического комплекса в Свияжске. Идея – построить большой распределительный транспортный узел для различных видов транспорта. На берегу Волги фактически создается новый порт, рядом находится крупная железнодорожная станция, и сегодня со стороны частных инвесторов наблюдается большой интерес к созданию своих логистических комплексов на этой территории.

ВЫСОКАЯ НОТА

Проект является пилотным, и он должен явиться примером для других регионов. Было очень много предложений (Самара, Волгоград, Саратов, Ульяновск), но именно в РТ был применен комплексный подход, когда власти республики взяли на себя целиком подготовку территории. Они фактически выкупили землю и предоставили как для федеральной инфраструктуры, так и для частных инвесторов. Поэтому здесь, в Татарстане, устроители глобального межконтинентального проекта получили режим наибольшего благоприятствования.

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин остановился на некоторых подробностях:

– Срок ввода первой очереди в эксплуатацию – 2013 год, вторая очередь – 2015 год. Общая площадь строительства – 140 гектаров, зона перспективного развития – 1300 гектаров. Стоимость проекта – более 18 миллиардов рублей. Из них бюджет Российской Федерации вкладывает 6 миллиардов рублей, бюджет Республики Татарстан – 2,5 миллиарда рублей, средства частных инвесторов составят около 10 миллиардов рублей. Срок окупаемости – 7 лет. Годовой оборот должен составить порядка 9 миллиардов рублей. Этот логистический комплекс станет опорной частью для маршрута «Европа – Западный Китай», нового Шелкового пути, который соединит два великих континента.

В конце выступления министр набрал высокую ноту:

– Я не побоюсь этого выражения, но Республика Татарстан должна в итоге стать восточными воротами всей Российской Федерации.

Михаил Бирин