КАК МИНОБОРОНЫ ЗАСТАВИЛО ЧЕЛНИНСКИЙ АВТОГИГАНТ ВЫПУСКАТЬ НАТОВСКИЙ БОЕВОЙ АВТОМОБИЛЬ
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что КАМАЗ начал сборку партии бронемашин «Рысь» разработки итальянской фирмы Iveco. Всего в ближайшем будущем в войска поступит 150 этих автомобилей. Между тем, как выяснил «БИЗНЕС Online», сделка по Iveco вызвала не менее яростные споры, чем покупка Россией французских авианосцев «Мистраль» или израильских беспилотников (отверточную сборку которых, кстати, намеревались наладить в Казани).
СЕРДЮКОВ ДОВОЛЕН КАМАЗОМ
О планах КАМАЗа Анатолий Сердюков рассказал 1 июля на встрече с военными обозревателями центральных российских СМИ, посвященной проблемам поставок в войска современных образцов вооружения и боевой техники. Причем с новостей о КАМАЗе министр и начал встречу: «Недавно прошла выставка российской военной техники, на которой, например, показали неплохие машины семейства «Тайфун». Считаю, что эта продукция КАМАЗа по многим параметрам не уступает зарубежным образцам, а по некоторым – превосходит их. Рад был убедиться в этом лично, побывав на предприятии. Хочу отметить, что производственники предлагают два варианта бронирования, в том числе с использованием керамики. Так что с выпуском «Тайфунов» мы практически решим все проблемы, связанные с защищенностью военнослужащих при подрыве машины на мине», - цитирует министра «Военно-промышленный курьер».
Кроме того, Сердюков рассказал, что в Набережных Челнах «начали сборку бронированного джипа «Рысь» по технической документации итальянской фирмы Iveco, с которой создано совместное предприятие»: «В этом году сойдет с конвейера небольшая партия машин. А в ближайшем будущем в войска поступит как минимум 150 экземпляров. Таким образом, полностью замкнем эту линейку. Хорошо, если еще попутно удастся снизить вес пулеметного модуля с 300 хотя бы до 120 килограммов. Так что ситуация в целом неплохая».
Между тем, до сих пор неясно, где будут выпущены эти 150 машин. В декабре прошлого года генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин заявил, что научно-технический центр КАМАЗа проведет отверточную сборку лишь первых десяти «Рысей», а место для серийного производства подыскивает министерство обороны.
Напомним, сообщение о том, что Россия и Италия договорились о приобретении российской стороной десяти «Рысей», появилось в декабре 2010 года. Тогда Сердюков заявил о заинтересованности России в создании совместного предприятия по производству этой техники на территории РФ. В августе 2010 года сообщалось, что переговоры о создании СП ведут Ростехнологии, в качестве производственной площадки рассматривающей КАМАЗ.
«РЫСИ» ПРОТИВ «ТИГРОВ»
Новость об отверточной сборке итальянской бронемашины сразу вызвала немало вопросов у экспертов. Например, в чем смысл приобретения Iveco, если есть свои аналогичные и лучшие по качеству броневики («Тигр»)? Почему выбран именно Iveco LMV M65, а не машины более высокого качества?
Нарекания к Iveco LMV M65 высказывались, например, такие. Вытащить водителя в случае проблем с ним возможно только снаружи. На заднем ряду тесно, поэтому долго ехать в машине полностью экипированные солдаты не смогут. Ведение огня через люк возможно только одним солдатом со второго ряда или только командиром при использовании вооружения с дистанционным управлением. Перезарядка оружия под огнем противника почти невозможна из-за размещения боекомплекта (в том числе и для личного оружия) на крыше авто и в небронированном кормовом отделении. Вести огонь из личного оружия нельзя, так как нет бойниц и невозможно открыть окна.
Эксперты критикуют бронекапсулу Iveco за качество брони и незащищенные зоны, а ГОСТ не допускает ослабленных зон на бронемашинах, относящихся к военной технике. «Отечественные «Тигры» пока снабжаются американским дизелем «Камминз»… Проходит испытания «Тигр» с полностью отечественным дизелем... Именно американский дизель долгое время не давал «Тигру» стать полноценной боевой единицей в российской армии. По требованиям МО РФ вся ВВТ должна состоять из отечественных комплектующих. У нас Италия уже стала субъектом РФ? Тем не менее полностью иностранное авто принимается на снабжение ВС РФ. Как такое возможно?», - задается вопрос на сайте «Военного обозрения».
«Тигр» обходится примерно в 5 млн. рублей за машину. Предварительная стоимость Iveco LMV M65 при организации сборки в России будет составлять примерно 20 - 23 млн. рублей. Кроме того, использование Iveco увеличит разунификацию в Вооруженных силах РФ, затруднит решение вопросов снабжения и поставит эксплуатацию машин в прямую зависимость от поставок из стран НАТО. Если только Россия не собирается в него вступить.
«МИНОБОРОНЫ ЗАСТАВИЛО КАМАЗ»
В восторге ли сам КАМАЗ, имеющий собственную серьезную программу разработки и выпуска броневиков, от перспектив отверточной сборки итальянской продукции? Вряд ли. Не зря в апреле 2010 года тот же Сердюков, говоря о производстве бронеавтомобилей в России, заявил, что «минобороны заставило КАМАЗ» и некоторые другие российские компании заключать контракты с зарубежными производителями: «Закупать российскую авто- и бронетехнику в том виде, в котором она есть, мы не будем», - добавил Сердюков.
Тогда же заместитель министра обороны России Владимир Поповкин отметил, что военное ведомство будет вести закупки за рубежом только в том случае, когда «надо закрыть дыры». При этом помимо самой техники контракты будут подразумевать и передачу технологий. Возможно ли это в случае с Iveco (кстати, латать дыру предполагается 1775 такими машинами)? Говорить о локализации производства Iveco не приходится, утверждают специалисты, поскольку в ней есть не только итальянские комплектующие: броня интернациональная, коробка - немецкая, дистанционно управляемый модуль вооружения - норвежский и так далее. Эти страны НАТО продадут нам свои технологии?
«БИЗНЕС Online» обратился за комментариями в ОАО «КАМАЗ», однако, на момент выхода публикации решение о них в компании еще не было принято. Газета готова опубликовать их позже.
Тимур Латыпов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.