МИНИСТР ТРАНСПОРТА РТ РАССКАЗАЛ «БИЗНЕС ONLINE» О БУДУЩЕМ АВИАКОМПАНИИ «ТАТАРСТАН» И О ТОМ, КАК КАЗАНЬ ЗАЙМЕТ МЕСТО КАЛИНИНГРАДА

В минувшую субботу авиакомпания «Татарстан» (АКТ) провела презентацию своего нового лайнера — Airbus 319. Самолетов этого типа республиканские авиаперевозчики до сих пор не использовали. Таких машин в АКТ будет, минимум, десять. О причинах «смены коней» и масштабных авиационных планах республики «БИЗНЕС Online» рассказали министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Руслан Шакиров, а также представитель Bulgarian Aviation Group и коммерческий директор АКТ Лазар Илиев.

ДОРОГО!

Прибывший в Казань А319 (кстати, два таких же в апреле закупило управление делами президента РФ) — 2007 года выпуска, это вариант на 156 пассажирских мест. До Казани он два года летал в США и два — в Египте. Машина взята в лизинг. В течение месяца прибудет еще один такой же самолет, а на следующий год — еще три А319. Также осенью в парке АКТ появятся два ближнемагистральных лайнера канадского производства CRJ200. Всего в планах авиакомпании до 2013 года получить 10 современных воздушных судов (возможно, в их числе будут Airbus 320), рассказал «БИЗНЕС Online» директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Руслан Шакиров. Имеющиеся же сегодня у АКТ пять самолетов Boeing серии Classic с начала 2013 года начнут возвращаться лизингодателю.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» летный директор АКТ Валерий Портнов, на Airbus переучено 8 экипажей: теоретическая подготовка проходила в Литве, тренажерная — в Финляндии, «вживую» летчики обучались в компании АвиаNova, в дальнейшем экипажи будут обучаться в Тулузе. Шакиров уточнил, что переобучение оплачено концерном Airbus: «В рамках освоения новых судов «Эйрбас» предоставил безвозмездное перечисление». Что ж, умеют европейцы продвигать свои самолеты.

- Руслан Рафаилевич, почему решили отказаться от «Боингов»?

- Дорого! Даже с учетом затрат на переход на новый тип, «Эйрбасы» - раза в два дешевле. Вот этот стоит — 38 миллионов долларов.

Насколько можно понять, другим, дорогим вариантом было приобретение Boeing серии New Generation (кстати, разработана в ответ на успех семейства А320, в которое входит и А319).

По словам Шакирова, новый самолет выгоднее и в содержании. Пока линейное обслуживание будет выполнять компания Bulgar Air, но в дальнейшем — АКТ. По плановому ремонту будет подписан договор с Lufthansa Technik. Впрочем, Шакиров уверен: в будущем тяжелые формы обслуживания будет выполнять сама АКТ. Отметим, что в рамках модернизации авиакомпании строится ангар (завершение работ — в 2012 году).

Как рассказал «БИЗНЕС Online» командир одного из экипажей А319 Ринат Галимзянов, одно из достоинств нового борта в том, что он почти новый: «У пятнадцатилетней машины все равно проявляются недостатки, связанные со старостью». По словам пилота, А 319 автоматизирован еще больше, чем использовавшиеся АКТ Boeing. Особенно радует летчика простор в кабине, который, во многом, достигнут за счет того, что у А319 вместо штурвалов  - джойстики. «Самолет стоит похвал, - закончил рассказ об А319 Галимзянов, - хотя, как россиянину, мне жалко, что нашу авиацию загнали в подполье».

Из других новшеств: скоро заработает новый сайт авиакомпании, и изменится форма бортпроводников. К слову, поздравляя АКТ с новым самолетом, руководитель татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации Шавкат Умаров пожелал, «чтобы с приходом этого самолета качественно улучшились культура обслуживания и регулярность полетов» - видимо, намек на нередкие жалобы пассажиров.

В первый полет под флагом АКТ новый самолет уйдет 8 июля — это будет один из чартерных рейсов.

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ

Будущее АКТ после получения новых самолетов журналисту «БИЗНЕС Online» обрисовал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин.

- Ленар Ринатович, сегодня мы имеем в Татарстане две стремительно растущие авиакомпании. Не многовато ли для одной республики?

- Рынок авиаперевозок на территории Татарстана довольно-таки значительный, поэтому на сегодня между нашими авиакомпаниями нет конкуренции, наоборот, они друг друга дополняют. «Ак Барс Аэро» занимает свою нишу: у нее самолеты другого типа, работающие на региональных направлениях, между субъектами России (есть у компании и международная программа, но - в меньшей степени). У «Татарстана» - иной тип судов, компания очень активно работает на международных линях. Кстати, два новых А319  мы планируем использовать на чартерных программах, завязанных на такого мощного туроператора, как "Пегас Туристик", который с нами заключил договор. Будем летать в Турцию, Египет, Европу... А среднемагистральные самолеты, которые будем получать на следующем этапе модернизации, встанут на внутренние линии.

- «Татарстан» будет позиционировать себя как региональную компанию?

- Наша цель — стать одной из ведущих региональных компаний России. Десять современных судов к 2013 году - тот минимум, который с этого года установит минтранс России для региональных компаний, желающих работать из Москвы. Сами понимаете, рынок так сложился, что 80 процентов всех перевозок - Москва.

- Но сейчас все больше говорят и о развитии региональных перевозок...

- Совершенно верно, и в эту сторону «Татарстан» тоже развивается. До следующего года планируем приобрести два CRJ200, которые будут работать на региональном направлении (по словам Шакирова, возможны полеты в Ижевск, Самару, Пермь, - авт).

- В какой стадии находится создание татарстанско-болгарского предприятия «Тат-Аэро»?

- Юридическая сторона вопроса полностью решена, предприятие создано.

- Чьи средства использовались для приобретения "Эйрбасов"?

- Средства болгарских инвесторов и Татарстана, 50 на 50.

- Станут ли самолеты, в итоге, собственностью авиакомпании?

- Пока говорим о долгосрочном лизинге.

- Большинство компаний берут суда в оперативный лизинг, - вступил в разговор коммерческий директор АКТ и представитель Bulgarian Aviation Group Лазар Илиев, - через некоторое время отдают их и берут новые самолеты. А покупая самолет, компания рискует, что через девять лет он морально устареет.

- Означает ли приобретение «Эйрбасов» то, что «Боингов» в Татарстане больше не будет?

- Лучше иметь парк однотипных самолетов, - заверил Сафин. - Мы с болгарскими партнерами приняли стратегическое решение, что будем уходить от «Боингов» к "Эйрбасам". Это оправданно со всех точек зрения.

- Переход на «Эйрбас» - не сиюминутное решение, а продуманная стратегия, - дополнил министра Илиев, - которая берет начало в 2008 году, когда была утверждена генеральная стратегия развития авиакомпании: переход на «Боинги Классик» с последующим переходом на современнейшие суда типа А319 и А320.

- О российских самолетах не задумывались?

- Если появится Суперджет, почему бы и нет? - не исключил такой возможности Сафин. - Мы готовы поддержать российского производителя.

В ЛЮБУЮ ТОЧКУ МИРА

- В связи со всем этим нельзя не затронуть и вопрос развития аэропорта «Казань». Каким вы видите его в будущем - хабом или портом регионального значения?

- Мы будем стремиться создать хаб. Это непросто: поблизости - регионы, динамично развивающие авиацию и аэропорты (ближайший конкурент — Самара). Но динамика развития показывает, что мы на правильном пути. В 2010 году пассажиропоток вырос на 42 процента. По сути, при пропускной способности аэропорта в 600 - 700 тысяч человек, мы перевезли около миллиона. Ни один аэропорт России таких показателей не имеет. К нам летают, от нас хотят летать. Со сдачей в ноябре нового терминала, выйдем на качественно иной уровень, и это ведь не конец реконструкции. К 2013 году будем обслуживать 1,5 - 2 миллиона пассажиров, к 2018-му — 3,5 - 4 миллиона, к 2025-му хотим выйти на 5 миллионов пассажиров в год - это уже хаб.

Чтобы подтянуть пассажиров, свяжем аэропорт с федеральными трассами Казань — Оренбург и М7. Рассчитываем на пассажиров из Ульяновска, Чувашии, Йошкар-Олы, Удмуртии... Словом, не региональный аэропорт, без всякого сомнения.

- Основная предпосылка создания хаба - развитие сильной базовой авиакомпании, - напомнил Илиев. - Самара, Уфа не имеют собственных компаний.

- В наших планах еще один проект, - рассказал Сафин. - Помните, схему Калининградских авиалиний, которые принимали со всей России самолеты, и отправляли пассажиров дальше за границу. На сегодня, «КД авиа», скажем так, несколько утратила свои позиции. Поэтому у нас сейчас идут переговоры с Росавиацией, чтобы после реконструкции аэропорта «Казань» занять место Калининграда - чтобы отсюда мы могли перевозить пассажиров в любую точку мира.

- А то, что Казань намного дальше от границы, чем Калининград, не помешает?

- Это не имеет значения. Местоположение даже более удачное — всю Европу, всю Азию, Африку мы спокойно покрываем нашими самолетами.

- А печальная судьба «КД-Авиа» не смущает?

- Если будем правильно развиваться не повторим их путь.

…И еще о стратегии. В конце прошлого года, в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев сказал: «Сегодня думаем о приобретении широкофюзеляжных самолетов (если не учитывать новейшего гиганта А380, — до 963 пассажиров, - вместимость таких машин — 200 - 400 пассажиров, дальность полета — до 16,5 тыс. км, - авт.) скорее всего, "Эйрбасов". Нам ставят такую задачу – потихоньку присматриваться, готовиться». От уточнений гендиректор уклонился, но все равно, понятно: у Татарстана есть серьезные мысли и о дальнемагистральных перевозках.

Тимур Латыпов
Фото и видео Сергея Елагина