Очередной фестиваль им. Сергея Рахманинова «Белая сирень» порадовал публику обилием самых блистательных пианистов Очередной фестиваль им. Сергея Рахманинова «Белая сирень» порадовал публику обилием самых блистательных пианистов

«НЕВЕРОЯТНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРЕМЕН, ПОКОЛЕНИЙ, ТРАДИЦИЙ, ШКОЛ, КОНТИНЕНТОВ»

Очередной фестиваль им. Сергея Рахманинова «Белая сирень» порадовал публику обилием самых блистательных пианистов — на сцену казанского ГБКЗ выходили Денис Мацуев, Бехзод Абдураимов, Юрий Мартынов, Франсуа Дюмон, Алексей Володин, Юлианна Авдеева. Закрывать такой парад звезд худрук ГСО РТ Александр Сладковский позвал молодых одаренных музыкантов, победителей множества международных конкурсов — 17-летнего Александра Малофеева и 14-летнего Сергея Давыдченко.

«Вы видите, как растет география наших гостей. На фестивале имени Рахманинова она расцветает и благоухает, как куст белой сирени. Мы начинали с трех-пяти имен, а сейчас уже превращаемся в парад дирижеров, солистов, молодых музыкантов. В этом огромный смысл затеи, потому что у меня не было задачи просто играть Рахманинова, передо мной стояла задача расширять нашу географию, привлекать как можно больше солистов, молодежь, с которой я очень много работаю благодаря тому же Денису Мацуеву, у которого дирижировал на Grand Piano Competition. А теперь солисты конкурса приезжают сюда. Это невероятная взаимосвязь времен, поколений, традиций, школ, континентов, и я хочу ее все больше расширять. Смысл затеи в том, чтобы фестиваль с каждым годом становился совершеннее... Так и происходит», — рассказывал Сладковский в своем материале для «БИЗНЕС Online».

Фестиваль был примечателен не только подбором солистов, но и составом приглашенных дирижеров: на открытии публику покорил улыбчивый Джонатан Блоксхем, триумфально выступили Фабио Мастранджело, Николай Цнайдер, Арво Вольмер. На шестом концерте за пульт встала обаятельная Лариса Габитова — дирижер волгоградской «Царицынской оперы». «В Казани у меня уже второй большой концерт, но выступать на таком великолепном фестивале, принять приглашение Александра Витальевича для меня большая честь», — призналась Габитова в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». На концерте она появилась во фраке, украшенном изящной камеей. «Мне комфортно во фраке, хотя Вероника Дударова (советский и российский дирижер и педагог — прим. ред.), например, выступала в платье, бусах, жемчугах, брошах, но при этом у нее был очень мужественный и даже в какой-то степени авторитарный характер. Я мягкая, но музыка сама диктует дирижеру, каким или какой быть. Музыка дает тебе эмоции, силу, энергию и возможность реализовать замысел композитора», — считает дирижер.

На шестом концерте за дирижерский пульт встала обаятельная Лариса Габитова — дирижер волгоградской «Царицынской оперы» На шестом концерте за дирижерский пульт встала обаятельная Лариса Габитова — дирижер волгоградской «Царицынской оперы»

«ПОСЛЕДНЕЕ ЧУДО ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ»

В репертуаре вечера значилось три концерта для фортепиано с оркестром — Первый Петра Чайковского, а также Первый и Третий Сергея Прокофьева. «Программа отражает связь времен, ведь в нее включены произведения ближайших к Рахманинову музыкантов: его старшего коллеги Чайковского и младшего — Прокофьева», — заметила Габитова. Дирижер похвалила и разнообразную программу всего фестиваля, а также обращение в сторону юного талантливого поколения, «столь же талантливого, как и старшие мэтры». «Это очень знаменательно», — добавила маэстро.

Для исполнения Первого концерта Чайковского на сцену вышел Малофеев — слегка стесняясь, но уже с той уверенностью в глазах, которая отличает убедившихся в своем успехе музыкантов (наверное, подобный взгляд был и у молодого Моцарта).  Два года назад пианист играл Первый концерт в Ла Скала — тогда итальянская пресса взорвалась восторженными комментариями. «Александр Малофеев — представитель фортепианного искусства нового тысячелетия…» — писал Il Giornale. «Последнее чудо великой русской фортепианной школы…» — замечали в Corriere della Sera. Как только Малофеев коснулся клавиш, восторги стали понятны. Яркая индивидуальность, тонкий и уверенный пианизм, способность к диалогу с композитором, — музыканту вполне по силам стать вторым Мацуевым по уровню мировой популярности и успеха. Виртуозная игра Александра вызывала улыбки одобрения даже у музыкантов ГСО, которые выступают с самыми блестящими солистами. Он остро чувствует свою партию — «живую плоть, непрерывно дышащую и трепетную», как писал музыковед Юрий Келдыш, и наполняет ее воздухом и свежестью.

В концерте Чайковского оркестр и солист выступают на равных правах, и ГСО РТ великолепно сосуществовал в одной музыкальной реальности с пианистом, не перебивая его, но и не уходя на задний план. Мягкая, но уверенная манера дирижирования Габитовой вела оркестр по волнам напевности концерта, богатой фактуре его музыки. В лирических частях произведения оркестр преисполнился удивительной гармонии — музыканты и их инструменты словно дышали в унисон. Часто исполняемый, у оркестра Сладковского Первый концерт всегда звучит по-новому благодаря тонкому чутью и высокому мастерству музыкантов.

Виртуозная игра Александра Малофеева вызывала улыбки одобрения даже у музыкантов ГСО, которые выступают с самыми блестящими солистами Виртуозная игра Александра Малофеева вызывала улыбки одобрения даже у музыкантов ГСО, которые выступают с самыми блестящими солистами

ГИМН МОЛОДОСТИ И ТЕАТР В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ

После антракта публику ждали концерты Прокофьева. Первый прозвучал в исполнении другого молодого дарования, Давыдченко, — по свидетельству Габитовой, он разучил произведение специально для выступления с ГСО РТ. Аккуратный и прилежный пианист (в паузах между солированием он протирал клавиатуру и свои пальцы), Сергей проявил себя и как тонкий лирик — он словно едва касался клавиш, невероятно тонко чувствуя настроение и фактуру музыки. Не проседали у музыканта и экспрессивные части — на них он был предельно сконцентрирован и при этом эмоционален.

Третий концерт Прокофьева играл уже Малофеев, появление которого на сцене встретили бурными аплодисментами. «Хрупкий, как тростник, не согнется ли он от урагана Третьего концерта Прокофьева? Ничуть! Это профессионал, уверенный в себе, — он уже выиграл бесчисленное количество конкурсов и приносит долгожданную свежесть в мечтательных пассажах», — писали музыкальные критики после его исполнения в Парижской консерватории. И действительно, у пианиста не чувствуется никакой тяжести, он не сгибается под гнетом «классичности», наоборот, освежает ее своей эмоциональностью, виртуозностью, уверенностью в себе. Светлый и радостный настрой концерта идеально сочетается с энергичностью Александра, и все вместе рождает невероятно красочный гимн молодости.

Концерт отличается напевностью и гармонией, близкой к народной. Сладковский научил оркестр тонко чувствовать народные мелодии и со всей тщательностью подходить к их интерпретации, то же происходит и с музыкой Прокофьева, хоть в ней и нет заимствований из фольклора. ГСО РТ показал, насколько он удивительно чуток к музыке композитора. «Она очень спонтанна, требует детских, юношеских, романтических, где-то уязвленных, где-то восторженных чувств и целую палитру штрихов и эмоций. И я в полной мере получила подобное от оркестра. Это был единый организм, театр в концертном зале», — отметила Габитова. Особенно ее привлекло в оркестре то, что он чутко воспитан и откликается на каждое малейшее пожелание и впечатление.

«Потрясающий оркестр, с которым хочется работать еще и еще, просто мечта! И конечно, изумительные, фантастические солисты. Я думаю, что для казанской публики это большой подарок. Сегодня я видела много пианистов из консерватории, которые пришли и не отпускали ребят. Приятно видеть своих коллег, которые в столь юном возрасте уже такие большие музыканты», — сказала дирижер.

Сергей Давыдченко виртуозно исполнил третью часть из сонаты № 7 для фортепиано Прокофьева Сергей Давыдченко виртуозно исполнил третью часть из Сонаты №7 для фортепиано Прокофьева

«У ДУШИ НЕТ ПОЛА. У МУЗЫКИ ТОЖЕ НЕТ ПОЛА»

Восторги публики увеличили и бисы молодых музыкантов — Давыдченко виртуозно исполнил третью часть из Сонаты №7 для фортепиано Прокофьева, а Малофеев сыграл сразу три произведения — этюд Фредерика Шопена №11 «Зимний ветер», этюд-картину Рахманинова №6 op. 39 и Andante maestoso из концертной сюиты Михаила Плетнева из балета «Щелкунчик». Последнее произведение прозвучало у него особенно трогательно — корреспондент «БИЗНЕС Online» видела, как многие зрители прослезились. После концерта долго звучали овации и умножалось число букетов в руках Малофеева, а позже поклонники потянулись к нему в гримерку за автографами и селфи, на которые новоиспеченная «рок-звезда» от академической музыки с удовольствием соглашался.

«Я в полнейшем восторге от атмосферы концертного зала, от оркестра, от маэстро Сладковского, — поделилась впечатлениями Габитова. — Он очень большой мастер, и вокруг него произошел целый расцвет культуры». В ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», почему среди дирижеров так мало женщин, она сказала, что до сих пор профессия считается мужской.

«Но если ты очень любишь оркестр, любишь каждый инструмент этого оркестра и чувствуешь, что это твое… Я считаю, что у души нет пола. У музыки тоже нет пола. Например, в Чайковском много и мужского, и женского — это единое целое. Так же и в творчестве Прокофьева — сегодня, когда мы играли, я поймала себя на мысли, что у него много восторга, спонтанных эмоций, но в то же время много и уязвимости, самосознания XX века, поиска своего места в искусстве и жизни. Все это проявляется в его музыке очень остро и даже где-то болезненно. И где тут женщина, где тут мужчина? Разницы нет. Просто чисто физически считается, что это мужская профессия, но я выносливая и энергичная. Профессия на выносливость. И чем больше ты занимаешься, продвигаешься в техническом план и растет твое самосознание в плане музыкантском, тем проще становится», — считает дирижер.

Это был последний в сезоне концерт оркестра в Казани. Далее ГСО РТ ждет «Верди-гала» с Ильдаром Абдразаковым в Большом зале Концертхауса в Вене, а в июле — запись бокс-сета со всеми симфониями Петра Чайковского, трех фортепианных концертов, скрипичного концерта, «Вариаций на тему рококо» и «Концертной фантазии». В августе оркестр поедет во Францию на международный фестиваль фортепианной музыки в Ла-Рок-д’Антерон.