ОЗВУЧЕННЫЕ МАСШТАБЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В АВТОГРАДЕ ПОРАЖАЮТ ВООБРАЖЕНИЕ. ТОЛЬКО ПО 2010 ГОДУ РЕЧЬ ИДЕТ О СОТНЯХ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ…  

В Набережных Челнах стартовал новый этап господдержки бизнеса. Пока, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», он включает в себя интернет-портал, социсследование «Почему люди боятся начинать свое дело» и телеперадачи о предпринимателях для повышения имиджа бизнесменов. Вчера об этом и многом другом на встрече с бизнес-сообществом рассказывали глава исполкома автограда Фархад Латыпов и его подчиненные.  

«МЕНЬШЕ НАРОДУ – БОЛЬШЕ КИСЛОРОДУ» 

На состоявшуюся встречу предпринимательского сообщества города Набережные Челны прийти пожелало где-то полсотни человек (приглашали 120). Зал откровенно пустовал. Глава исполкома Фархад Латыпов, печально оглядев редкие ряды, представляющие малый и средний бизнес автограда, постарался обратить минус в плюс, пошутив: 

- Меньше народу, больше кислороду. 

- Пришли мало, зато все активисты, - добавил недавно назначенный начальником отдела по поддержке и развитию предпринимательства исполкома Радмир Беляев

Латыпов объяснил собравшимся, зачем вообще появился новый начальник в его исполкоме и кому нужен новый отдел. Цель, по его словам, была в объединении разрозненных отраслей, для удобства планирования поддержки предпринимательства. И помогать город мог не только крупным инвесторам, но и небольшим предприятиям. 

- Надеюсь, отдел не станет очередной только лишь официальной структурой, - вздохнул Латыпов. 

БИЗНЕС-ПОРТАЛ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» 

Глава исполкома, что интересно, связал появление новой структуры (организованной по инициативе мэра Василя Шайхразиева) с реорганизацией комитета по развитию предпринимательства РТ. То, что из комитета сделали агентство инвестиционного развития РТ и передали ему часть функций министерств, говорит о все большей роли МСБ (малого и среднего бизнеса) в республике, считает  Латыпов. Глава исполкома также заметил, что за выделяемые той же республикой деньги на развитие бизнеса надо отчитываться. 

Неизвестно, на что намекал чиновник, однако чуть позже выяснилось, что отчитываться за средства агентства из челнинских предпринимателей пришлось мало кому: гранты из них получили в последние годы не так уж и много народа (но немало, если говорить об общей сумме!). 

Беляев - новичок в исполкоме - был назначен модератором встречи. И выступил первым же с докладом. По его словам, главная беда бизнеса в Набережных Челнах вовсе не коррупция, невозможность получения кредитов в банках или административные барьеры, – а малая информированность бизнесменов о том, как ему помогает государство (с помощью того же агентства). Это и станет первой задачей его отдела, заявил он. В скором времени пресловутой «информационной поддержкой» займется компания «Медиацентр» (в программе которой, в том числе, производство ряда телепередач о предпринимателях-героях города), а до конца лета Беляев обещает открыть бизнес-портал «Предпринимательство». Портал, предназначенный, понятное дело, для предпринимателей, будет наполняться деловой информацией, и должен стать «одним из самых популярных сайтов на местном уровне».  Беляев обещает порталу сильную рекламную поддержку. Напомним, похожий портал собирается открывать и «СТВ-Медиа», о чем в интервью  «БИЗНЕС Online» заявил недавно глава холдинга Абдулхак Батюшов

«НЕ ЗНАЮ, ПОЧЕМУ НАШИ ЛЮДИ СЕГОДНЯ БОЯТСЯ НАЧИНАТЬ СВОЕ ДЕЛО» 

По словам Беляева, его отдел займется улучшением и популяризацией имиджа челнинского бизнесмена, развитием инфраструктуры, повышением конкурентоспособности, помощью приоритетным проектам, организацией взаимодействия между МСБ и крупным бизнесом. И цель состоит, особо отметил он, вовсе не в численном увеличении бизнесменов в городе (напомним, мэр города призвал за короткое время довести долю малого бизнеса в Набережных Челнах с 27 до 50%), а в создании комфортных условий. Так или иначе, какого-то конкретного поэтапного плана ведомство Беляева пока не предложило, как не озвучил он сам и объема бюджетных средств, которые, безусловно, потребуются на производство телепередач, повышение имиджа и тем более создание и раскрутку интернет-портала. Зато стало известно, что в конце лета начнется исследование мнений бизнес-сообщества, заказанное отделом Беляева. 

- Я не знаю, почему наши люди сегодня боятся начинать свое дело. Вот проведем исследование и, наконец, узнаем ответ на этот вопрос, - заявил он. 

ГРАНТЫ В СЕРЕДИНЕ ЛЕТА 

Третья выступавшая – Альбина Гербер - начальник отдела финансово-правового консультирования агентства инвестиционного развития – традиционно рассказала предпринимателям о финансовых программах поддержки, организуемых агентством. Один из предпринимателей, внимательно выслушав доклад Гербер о гарантийном фонде, лизинг-грантах, субсидировании затрат и прочем, поблагодарил девушку от всей души за поддержку МСБ, но резонно заметил, что начинать раздавать деньги бизнесменам в середине года как-то странно… 

- У нас все договоры уже расписаны, есть бизнес-планы, проекты какие-то, а теперь мы как все должны подстраиваться, чтобы попытаться получить ваш грант? Я ни в коем случае не критикую, но вы сами-то как оцениваете позднее начало программ поддержки? Неужели нельзя было спланировать заранее? К тому же, хотелось бы знать, сколько наших бизнесменов получило эти гранты, - спросил бизнесмен. 

Альбина Гербер в ответ заметила, что агентству республиканский и федеральный бюджеты выделили средства, увы, не в начале года. А не имея средств, агентство конкурс объявлять не могло: «Да, мало времени вам осталось для подготовки. Но ничего не поделаешь», - покачала она головой. 

И сразу поделилась оптимистическими, по ее словам, цифрами: 30% всех грантов в прошлом году получили челнинские бизнесмены. Впрочем, если перевести проценты в цифры, получится не так много. В 2009 году гранты до 300 тыс. рублей получило 4 челнинские компании, 1 млн. рублей – 11 компаний, в 2010 году лизинг-грант получили 23 компании, 300 тыс. рублей – 5 компаний, гранты по инновациям до 500 тыс. рублей – 1 компания. Если учесть, что, согласно данным мэра, в автограде сегодня зарегистрировано 15,5 тыс. юридических лиц, 22 тыс. индивидуальных предпринимателей – выводы о масштабности охвата агентством челнинских бизнесменов можно сделать неутешительные. 

СТАТИСТИКА, КОТОРАЯ ЗНАЕТ ВСЕ   

Из зала послышались еще вопросы (видимо, часть бизнесменов подвергли сомнению эффективность выделенных средств): что получила от этих средств в конечном счете сама городская экономика? Помогли ли гранты автограду? Отразились ли на благосостоянии горожан? Беляев с готовностью ответил, пересыпая речь цифрами, но, похоже, на какой-то другой вопрос: 

- В 2010 году на выполнение программы развития предпринимательства удалось привлечь более 629 миллионов рублей из федерального и республиканского бюджета и внебюджетных фондов. Из них 23 проекта МСБ участвовали в программе лизинг-грант, получили из бюджетов 118,6 миллионов рублей, что позволило создать 388 рабочих мест. 1200 специалистов прошли переобучение, - заявил он. 

Из всего заявленного понятно только, что сотни миллионов рублей позволили создать 388 рабочих мест и обучить 1200 специалистов. А вот какова доля профинансированного МСБ в общем объеме произведенной продукции – властям, по-видимому, неизвестно. 

50% ВЫПУСКНИКОВ ГОРОДУ НЕ НУЖНЫ 

Присутствовавший на встрече глава ТПП Набережных Челнов и Закамья Юрий Петрушин рассказал о не менее важной, по его мнению, проблеме города вообще и МСБ в частности – кадровом вопросе. 50% выпускников этого года, заявил он, «мы упускаем», они фактически экономике города не нужны. В то же время КамГЭСэнергострою, чтобы только выполнить строительный план этого года, нужны 700 человек, а работает у него чуть больше 100! 

Уже было собравшись покинуть трибуну, Петрушин вдруг вернулся. И также заявив Гербер «я ни в коем случае не критикую», раскритиковал политику агентства инвестиционного развития. По его словам, в последние годы среди получателей грантов были якобы челнинские предприятия, на самом деле не имеющие никакого отношения к автограду. Нет грантов на подготовку кадров, продолжил глава ТПП: 

- Никаких инноваций не будет у вас, пока не будет нормальных кадров! – резюмировал Петрушин и добавил, что зачастую агентство просто не отвечает на проекты и предложения. – Мы предлагали проект, как обучить КИП «Мастер» «бережливому производству». Как от старого комитета по развитию предпринимательства не было ответа на наше письмо, так и от нового до сих пор нет.

Сергей Афанасьев

Фото автора