В Казани вновь берутся за дом Михляева-Дряблова, одно из старейших каменных зданий города: здесь, по легенде, в 1722 году отметил 50-летие Петр IФото: «БИЗНЕС Online»

КАК РОБЕРТ МУСИН ПЫТАЛСЯ СПАСТИ САМЫЙ СТАРЫЙ КАМЕННЫЙ ДОМ КАЗАНИ

В Казани вновь берутся за дом Михляева-Дряблова, одно из старейших каменных зданий города: здесь, по легенде, в 1722 году отметил 50-летие Петр I. На ремонт и реставрацию двухэтажного объекта, примыкающего к Петропавловскому собору, из бюджета республики будет выделено около 111 млн рублей. Тендер на реставрацию дома XVIII века на улице Мусы Джалиля, 19 разместило на сайте госзакупок главное инвестиционно-строительное управление (ГИСУ) РТ. Подрядчика выберут на электронном аукционе, запланированном на 17 июня. Завершить работы необходимо будет до 31 декабря 2019 года. 

Авторы проекта реставрации — Анастасия Анцигина и Ирина Карпова. В течение 2019-го планируется обеспечить здание инженерными сетями и постоянной кровлей, пишет помощник президента РТ Олеся Балтусова со ссылкой на авторов проекта. Существующие конструкции планируется усилить, отремонтировать, что-то подлежит замене. Предстоит обустроить гидроизоляцию, а также провести ремонтно‑реставрационные работы стен, кирпичной и смешанной кирпично‑белокаменной кладки, проемов, декоративных элементов; вертикальную планировку территории; отделку фасадов. В перспективе предполагается приспособление объекта культурного наследия под современную функцию: здесь разместятся творческие мастерские с выставочными залами музея изобразительных искусств Респуб­лики Татарстан.

Олеся Балтусова: «Объект пригоден для реставрации и приспособления, он больше не руина, а дом. Осталось решить, под что приспосабливать»Фото tatarstan.ru

Напомним, что здесь размещались корпуса швейной фабрики «Адонис», поэтому поначалу спасением архитектурного памятника занялась «Новая нефтехимия» Роберта Мусина. Поручение спасти объект дал президент РТ Рустам Минниханов еще в 2011 году, о необходимости срочных противоаварийных работ говорила сразу после вступления сама Балтусова. Но первым делом усилия бросили на оставшиеся деревянные здания, дом Михляева законсервировали. Первый этап контраварийных мероприятий завершился в 2016 году: на деньги Татфондбанка ООО «Реставратор» провело укрепление склона, фундамента, сводов, ремонт трещин, установку временной кровли и каркаса в виде подпорок. «В доме сухо, просторно после вывоза векового мусора, ощутимы его объемы в 1,5 тысячи квадратных метров. Обнаружился старый паркет. Теперь объект пригоден для реставрации и приспособления, он больше не руина, а дом. Осталось решить, под что приспосабливать», — написала Балтусова. 

Но ТФБ рухнул в конце 2016 года. В декабре 2017-го, после очередной прогулки Минниханова по объектам исторического центра, стало известно, что финансирование завершения работ берет на себя бюджет, а само здание передается в ведение Государственного музея изобразительных искусств.

Поначалу спасением архитектурного памятника занялась «Новая нефтехимия» Роберта МусинаФото: «БИЗНЕС Online»

«путь этого дома показателен для отрасли охраны памятников: он был никому не нужен, предлагали «резкую» и дешевую реконструкцию…»

«Они (ООО „Реставратор“ прим. ред.) сделали там консервацию, а это тоже очень сложно, — оценивает важность выполненного директор музея Розалия Нургалеева. — Здание находится на двух уровнях. Там были серьезные разрушения конструктива, оно практически разваливалось. И президент обратил свое внимание на это здание. Конечно, сыграла свою роль настойчивость Олеси Балтусовой и всего сообщества, которое радеет за сохранность объекта культурного наследия — единственного в Казани каменного объекта рубежа XVII–XVIII века», — отмечает Нургалеева.

Была проведена серьезная исследовательская деятельность: разработали несколько проектов, чтобы сохранить и 30-е годы XX века, и в чистом виде рубеж XVII–XVIII веков, и участки XIX века. 

«Когда я начала заниматься градозащитной деятельностью, то главное, что хотела сделать, — спасти данный дом. Он самый старый в городе, еще напоминающий нам о древней Казани, с подвалами, сводами… И как сложен этот путь, так он и показателен для отрасли охраны памятников: дом был ничей, никому не нужен. Он фактически не использовался, трещал по швам, земельный участок даже не был оформлен! Говорили, что и ремонту-то он не подлежал, и сетей в нем не было…» — продолжает Балтусова. По словам помощника президента, еще в 2011 году, когда она обсуждала со специалистами и руководством идею музеификации здания, перспективы были куда менее радужными: многие не понимали его ценности и предлагали «резкую», но зато в разы более дешевую реконструкцию. «А ведь он возраста башни Сююмбике и состояния такого же. И тайн вокруг него столько! Удалось доказать ценность, уговорить минкульт поставить его на баланс — благодаря поддержке Розалии Нургалеевой. Она пришла туда сама, все посмотрела и придумала концепцию. Мы вместе показывали ее Айрату Сибагатуллину (тогда министр культуры РТ прим. ред.), затем президенту РТ…»

«Сейчас, когда уже все есть, средства выделены и будущее определено, я думаю, что дом Михляева охраняет казанский гений места, genius loci. Он дает мне силы все эти 8 лет не сдаваться и вести данный старенький дом к новой жизни», — резюмирует помощник президента РТ.

Розалия Нургалеева: «Это будет место, придя куда ребенок или подросток сможет получить информацию о тех совершенно потрясающих ремеслах, которые  появились в России с Петром Великим»Фото: «БИЗНЕС Online»

молодежное крыло музея ИЗО: в дом михляева к 2022 году вдохнут тему историзма

О том, что музей ИЗО планирует разместить в доме Михляева, рассказала Нургалеева. По ее словам, раз этот объект связан с эпохой Петра I, очень важно понять, что привнес великий реформатор в развитие Казанской губернии. В доме Михляева будет создано несколько мастерских — и он станет «молодежным крылом» музея ИЗО. 

«Это будет место, придя куда ребенок или подросток сможет получить информацию о тех совершенно потрясающих ремеслах, которые появились в России с Петром Великим», — говорит Нургалеева. Среди них — витражное искусство, керамическое искусство, ковроткачество, книгопечатание, кораблестроение, работа с деревом и фанерой. 

Что еще может быть в этом доме? Идей хватает: например, есть мечта создать маленький музей восковых фигур — для подобного в здании достаточно укромных уголковФото: «БИЗНЕС Online»

«К сожалению, мастерские в том формате, который был в советское время, например мастерская моделирования... все в прошлом. И сейчас нужно возвращать эту практику, когда ребенок сможет сделать что-то своими руками, причем довольно серьезно», — считает собеседник «БИЗНЕС Online». Объем самого здания, по ее словам, совсем небольшой (примерно 1,9 тыс. кв. метров). Для сравнения: галерея современного искусства на Карла Маркса, 57 имеет площадь 3,5 тыс. «квадратов». Все комнаты в доме Михляева очень компактные — каждая порядка 40–45 кв. метров. И мастерские, соответственно, планируется делать в том же объеме. 

Здесь будет представлена небольшая экспозиция суконной мануфактуры, ткацкий станок начала XVIII века, станок книгопечатания. В камерном конференц-зале можно будет смотреть интерактивные и образовательные фильмы о той эпохе. «Ну и конечно, мы хотим, чтобы в той части, где находится дом Михляева, было благоустройство, связанное с тем временем. Например, на том месте, где сейчас находится дом фабрики „Адонис“, раньше располагалась небольшая улочка. Сейчас она утрачена, есть только Профсоюзная. Было бы здорово восстановить эту улочку, колодец, который там был, сделать мощение, какое-то благоустройство», — делится планами Нургалеева. Разумеется, на приспособление здания понадобятся дополнительные средства. По предварительным подсчетам, сумма может составить примерно 50 млн рублей. Директор музея ИЗО мечтает, чтобы здание открылось не позже 2022 года — к 350-летию со дня рождения Петра I.

«Благодаря дому Михляева мы хотим поддержать тему историзма»Фото: Алексеев Игорь Евгеньевич, commons.wikimedia.org

Что еще может быть в этом доме? Идей хватает: например, есть мечта создать маленький музей восковых фигур — для подобного в здании достаточно укромных уголков. «Может быть, мы сделаем восковую фигуру Петра Великого, — размышляет Нургалеева. — Попробуем воссоздать небольшую комнату, где мог бы по идее переночевать Петр I, у нас есть уже предложения по этому интерьеру. Некоторые комнаты были сделаны в голландском стиле, более поздние помещения — в старорусском. Все это надо долго восстанавливать. Подобным и будет удивительно интересен данный объект».

В заключение она выражает надежду, что здание поможет видоизменить и дополнить формат работы с детьми. «В галерее современного искусства у нас один формат, в главном здании, где древнерусское искусство, — свой формат, а благодаря дому Михляева мы хотим поддержать тему историзма», — резюмировала директор музея.