«Есть замечательные набережные им. Табеева и им. Тукая, которые медленно, но верно развиваются»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Кама — шикарный водный ресурс. А как мы им пользуемся? Никак!»

За последний год мне посчастливилось попутешествовать по стране и миру. В Краснодаре меня поразило, что всего через полтора часа пути на самолете попадаешь в место, где картошку сажают в феврале, а в октябре еще купаются. При этом люди вокруг говорят на русском и расплачиваются рублями. Здесь словно в другой стране: круглый год ездят на летней резине, и до моря им 120 километров. Дело было в декабре, и я задумался: зачем мы морозимся в Челнах? А если глобальней спросить себя: если я не связан с производством «КАМАЗов» или запчастей, не выпускаю знаменитую на всю страну туалетную бумагу? Зачем я тут живу? Про что наш город? Зачем, например, сюда ехать казанцам, туристам, иностранцам? Есть ли у нас особенности, которые можно позиционировать как конкурентное преимущество, коль мы боремся за молодых и талантливых? Предлагаю порассуждать про город-бренд.

«Бесспорное благо — это широченные проспекты, а значит, у нас есть место, в том числе для прокладки велосипедной инфраструктуры, что не может себе позволить большинство других городов»Фото: «БИЗНЕС Online»

Будь я мэром, собрал бы сильнейших маркетологов и совместно с местной творческой и бизнес-элитой в режиме воркшопа проработал бы вдохновляющие идеи. Многие, наверное, слышали про методику объективного анализа S.W.O.T., где S — сильные стороны, W — слабые, O — возможности, T — угрозы. Давайте рассмотрим все по порядку. Сильные стороны Челнов следующие: река Кама — шикарный водный ресурс. А как мы им пользуемся? Никак! Был один приличный пляж, и тот закрыли. Есть замечательные набережные им. Табеева и им. Тукая, которые медленно, но верно развиваются. Был как-то в Тольятти, а его справедливо называют братом-близнецом Челнов, ходил на яхте через Волгу: такая же ширина, такое же течение, такие же берега — все как у нас. Пока пересекали реку поперек, чуть ли не веслами отталкивали другие лодки и парусники и пробирались сквозь регаты, которых в тот день проходило аж три! Как-то общался с парнями, которые раскладывали свои виндсерфы на берегу Камы. Они рассказали, что их таких трое, но из Нижнекамска, катают уже пятый год и больше никого здесь не видели. Почему этот вид спорта и досуга не развивается, сказать не могут.

«Тут же создается благоприятная среда для развития разнообразных услуг — проката, сервисов быстрого питания и торговли вдоль велосипедной сети»Фото: «БИЗНЕС Online»

Следующее бесспорное благо — это широченные проспекты, а значит, у нас есть место, в том числе для прокладки велосипедной инфраструктуры, что не может себе позволить большинство других городов. Пусть для начала будет насыпь, со временем покрытие можно улучшать. Тут же создается благоприятная среда для развития разнообразных услуг — проката, сервисов быстрого питания и торговли вдоль велосипедной сети. А жители и гости города получают развитие индивидуальных средств передвижения. «На чем ездить зимой?» — спросите вы. Чем не задачка для резидентов IT-парка и НТЦ КАМАЗа — создать зимнее индивидуальное средство передвижения для города.

«ЧЕМ НАША БЕЛОСНЕЖНАЯ АЛЛЕЯ НЕЗЕМНОЙ КРАСОТЫ УСТУПАЕТ ЦВЕТУ ЯПОНСКОЙ САКУРЫ?»

Был у Челнов визуальный образ белого града на Каме. К сожалению, у современной градостроительной политики нет идей об уникальности визуального восприятия. Я смотрю на новый 65-й микрорайон и вижу хаотичный склад устаревших строительных конструкций, которые назвали жилыми домами, — разные по форме, материалам, цвету. Интересно, а архитектор принимал участие в проекте? Когда был в турецком Фетхие и смотрел на панораму города с высоты птичьего полета, все дома были белые с коричневой черепичной крышей. Вид потрясающий. Ну вот как они договорились между собой?

«Отток молодых и успешных создает реальную угрозу существования города как такового»Фото: «БИЗНЕС Online»

В период цветения яблони, когда проспект Мира и сквер около шахматно-шашечного клуба в Челнах превращается в белоснежную аллею неземной красоты, каждый раз задаюсь вопросом: ну чем этот вид уступает цвету японской сакуры? Я знаю, что у фотографов есть популярные и востребованные туры в Крым в период цветения лавандовых полей или персиковых садов. Ради серии эффектных кадров люди летят со всей страны и получают шикарные снимки. А это бессмертие: фото будут хранить и передавать из поколения в поколение.

Наконец, завод КАМАЗ. Сколько из вас ездили за рулем «КАМАЗа»? А за рулем спортивной машины «КАМАЗ-Мастера» на гоночном треке? А есть ли музей предприятия? А кто-нибудь был на экскурсии на производстве? Тут все очевидно: потенциал для развития туризма огромный.

«Когда города конкурируют за молодых и креативных, важно создать не просто комфортные условия, а задумываться над уникальным предложением, над брендом города»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВРОДЕ ХОЛОДНО И НАДО ГРЕТЬСЯ, НО НЕПРИЛИЧНО»

Так, что у нас со слабыми местами? Здесь надо иметь мужество и мудрость себе признаться, что мы никогда не будем как Казань, где проходят спортивные мероприятия мирового уровня, куда приезжают звезды сцены и спорта первой величины, где есть Кремль, университеты, театры, стадионы, каменные мостовые и модные общественные пространства. IKEA, наконец. У нас этого нет и не будет никогда! Ну и замечательно! Обойдем их, как говорится, на малом повороте. Следует делать все то, что не может себе позволить столица, и превращать слабые стороны в преимущество. Для этого предлагаю включить критическое мышление и порассуждать про дороги и тротуары — на них всегда не будет хватать денег в бюджете. Вдоль проспекта Дружбы народов к Каме до сих пор козья тропка, приходится месить грязь. 50 лет не было и еще столько же не будет. А это на минуточку деловой и торговый центр города. Почему бы нам не засыпать такие запущенные места гравием, сверху — мелкой гранитной крошкой, а затем все хорошенько утрамбовать, как мы это реализовали на площади Азатлык. Такое покрытие, кстати, я видел во всех общественных пространствах Парижа, хотя они могли бы себе позволить все выложить в мраморе.

«Почему бы нам не засыпать такие запущенные места гравием, сверху — мелкой гранитной крошкой, а затем все хорошенько утрамбовать, как мы это реализовали на площади Азатлык»Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще я видел в Хельсинки, как финны ходят в полуботинках на грубой платформе, причем и мужчины, и женщины, чтобы не скользить на обледенелом тротуаре. И это выглядит нормально, потому что логично и очевидно. Мало кому в голову пришла бы мысль выйти там в классической итальянской обуви. Зато такая идея появилась у меня: купить дорогие туфли, которые челнинские соль и грязь разъели за полтора сезона. А что, если всем ходить в простых сапогах или калошах? Пусть местные модельеры придумают, как это обыграть. Да так надо остроумно придумать, чтобы все нам подражали. Вы видели в Челнах молодежь зимой с голыми щиколотками и без носков? Если верить эксперту, историку моды Александру Васильеву, носить обувь без носков популярно в арабских странах, где мужчины перед молитвой омывают ноги пять раз на дню (каждый раз снимать и надевать неудобно). После того как арабская экономика стала успешной, мировые производители одежды начали подстраиваться под их особенности. И, естественно, спасибо глобализации: эта фишка в виде модной тенденции дошла и до нас. Подростки зимой с красными от мороза голыми ногами — это смешно до слез. Еще я заметил чисто челнинский прикид — валенки. Это действительно по-умному. Оправдано. Красиво. Кстати, казанцы не могут себе такого позволить, статус столицы как никак — приходится без носков в туфлях ходить, соответствовать. А валенки же можно и цветными, и с принтами делать, разные по форме.

«Сколько из вас ездили за рулем «КАМАЗа»? А за рулем спортивной машины «КАМАЗ-Мастера» на гоночном треке? А есть ли музей завода? Тут все очевидно: потенциал для развития туризма огромный»Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть множество примеров, которые демонстрируют ментальные ограничения и стереотипное мышление. В том же городе Хельсинки экскурсоводы говорят, что у них количество саун больше, чем автомобилей. Сауна для финнов важная составляющая культурного кода. Даже в оформлении их современного аэропорта использована тема веников, дров и парной. Ну все же просто: холодно — надо греться. Вдоль набережной Балтийского моря стоят общественные сауны. Я был в самой дизайнерской из всех. Ультрасовременное архитектурное сооружение, с модным интерьером, где выдают все: от плавок с полотенцем до шампуня с расческой. Все забито китайскими туристами, которые с удовольствием томятся в общих больших парильнях и с визгом выбегают купаться в море. Теперь давайте вспомним, какая репутация саун у нас. Как говорится, приличные люди туда не ходят. Вроде холодно и надо греться, но неприлично.

Вы никогда не задавались вопросом, почему в Челнах, да и в других городах России не ездят массово на мопедах, как в Риме или Бангкоке? Вроде удобно и дешево, но репутация, правда? И таких примеров нелогичного или слепого подражания много.

«Люди чаще стали критически оценивать свое место жительства. Уже можно без больших сложностей сменить город и страну проживания» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧТО БУДЕТ, КОГДА ПАНЕЛЬНЫЕ ДОМА ЧЕЛНОВ В ОДНОЧАСЬЕ ИСЧЕРПАЮТ СВОЙ СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ?»

Возможности — следующий аспект анализа. Если приложить голову, то возможности для развития туризма, а за ним малого бизнеса можно найти в любой сфере. Допустим, такой манифест: Челны — столица изучения английского языка! Здесь созданы льготные условия для предпринимателей в сфере образования, в город тянутся преподаватели со всей страны и зарубежья. Сюда приезжают студенты всех возрастов, организованы детские лингвистические лагеря. Создана языковая среда, целые районы, где все на английском — вывески, услуги, а официанты говорят: «Please, wellcome». Может такое быть? Может. Отправит в Челны московская семья своего ребенка на лето язык подтянуть? Я бы отправил. За что ни возьмись, можно раскрутить в идею города: медицина, детское воспитание, экология, высокоточное производство, кулинария, спорт — да все, что хотите. Представьте, как Наиль Магдеев едет на мопеде на работу в мэрию в желтых калошах и в «Инстаграме» всех приветствует: «Good morning!» Всех бы обогнал по популярности.

«Будь я мэром, собрал бы сильнейших маркетологов и совместно с местной творческой и бизнес-элитой в режиме воркшопа проработал бы вдохновляющие идеи»Фото: «БИЗНЕС Online»

И, наконец, Т — угрозы. В последнее время, когда уже нет привязки к производству и многие виды деятельности можно вести удаленно, люди чаще стали критически оценивать свое место жительства. Уже можно без больших сложностей сменить город и страну проживания. Например, в Канаде сейчас развернута кампания по привлечению технических специалистов. Оформляют по упрощенной схеме визу, создают условия для быстрой и безболезненной интеграции, помогают с изучением языка, предоставляют курсы повышения квалификации с последующим трудоустройством. Канадский кадровый пылесос собирает лучших со всей планеты.

Когда города конкурируют между собой за молодых и креативных как главный ресурс для устойчивого развития, важно создать не просто комфортные условия, а задумываться над уникальным предложением, над брендом города. Отток молодых и успешных создает реальную угрозу существования города как такового.

Вы, кстати, задумывались, что будет, когда панельные дома Челнов в одночасье исчерпают свой срок эксплуатации и будут признаны непригодными для жизни? А это случится уже через каких-то лет 30–50. Мы весь город снесем и построим заново? Надеюсь, кто-нибудь в правительстве уже сейчас прорабатывает этот вопрос.

Равиль Сафиуллин