ЧТОБЫ СЕТИ АЗС ПОКРЫВАЛИ СВОИ УБЫТКИ, БЕНЗИН ДОЛЖЕН СТОИТ НЕ МЕНЬШЕ 27 - 30 РУБЛЕЙ. ВЛАСТИ ДУМАЮТ ПО-ДРУГОМУ…

Главный антимонопольщик страны Игорь Артемьев потребовал от Татнефти и других нефтяных компаний России снизить оптовые цены на бензин, пригрозив "новыми расследованиями". Последнее аналогичное предупреждение ФАСа привело к бензиновому ажиотажу в ряде регионов России и, наоборот, росту цен. Эксперты «БИЗНЕС Online» сомневаются в искренности намерений ФАСа, считая, что рост цен на бензин продолжится. Сколько он будет стоить?

…В СООТВЕТСТВИЕ С РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРОЙ

Федеральная антимонопольная служба России потребовала от нефтяников снизить оптовые цены на бензин. Предупреждения получили восемь компаний: "Татнефть", "Роснефть", "Лукойл", ТНК-ВР, "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть", "Башнефть" и "Альянс". Компании должны привести цены внутреннего рынка "в соответствие с рыночной конъюнктурой".

Когда цены на мировых рынках растут, нефтяники буквально на следующий день "переписывают все ценники", а когда нефть дешевеет, этого не происходит, приводит газета "Ведомости" слова руководителя ФАС Игоря Артемьева. Если цены не будут снижены, компаниям стоит ожидать "новых расследований", пригрозил главный антимонопольщик.

Напомним, недавно ФАС потребовала снизить розничные цены на бензин, однако в ответ получила реакцию, которую никак не ожидала, – в некоторых регионах России случился громкий бензиновый ажиотаж. Кроме того, как рассказал газете «БИЗНЕС Online» начальник управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов правительства Роберт Гилязиев, цены у оптовиков продолжали подниматься, что ударило по рознице – сетям АЗС.

И вот теперь – новая попытка ФАСа ограничить рост цен на бензин. На этот раз ведомство решило взять под контроль оптовиков. Ответ от нефтяных компаний антимонопольщики ждут в начале июля.

"МЫ ИЗ КИТАЯ БЕНЗИН ПРИВОЗИМ. ТАМ ДЕШЕВЛЕ"

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к экспертам для оценки ситуации – согласятся ли нефтяники на требование ФАСа?

Ирек Сулейманов - президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Татарстана:

- В данном случае претензии федеральной антимонопольной службы - не адресные. У Татнефти нет собственного производства, компания не продает оптом нефтепродукты, только небольшими партиями. Оптом торгует только ТАИФ.

Что касается других российских нефтяных компаний, не могу сказать, что они прислушаются к требованию ФАСа. Было первое требование антимонопольщиков по снижению розничных цен на бензин, в результате цены не то, что не понизились – повысились! Это же рынок! Артемьев много стращает, но фактически еще никого из нефтяников не оштрафовал. Возможно, это некая политическая игра…

На мой взгляд, все должно диктоваться законами экономики, а никак не выступлениями кого бы то ни было. Государство должно регулировать экономику пошлинами, налогами, льготами. Если цены должны вырасти – они должны вырасти, если упасть – то упасть. Если кто-то, на взгляд государства, получает сверхприбыли или терпит убытки, так поправьте ситуацию рыночными мерами! Кроме того, зимой ситуация может быть совершенно иной. Нефтяные компании и производители нефтепродуктов еще будут искать, кому бы продать бензин.

Цена на заправках сегодня не растет такими темпами, как растет оптовая цена, и не выросла так, как выросла оптовая цена. Поэтому сегодня многие - если не сказать, что все, - заправки торгуют в убыток.

ТАИФ продает бензин по цене 23,10 рубля за литр АИ-92. Для того чтобы розница покрыла все свои расходы – я не говорю о прибыли – надо добавить 3 рубля 50 копеек. Получается, продавая литр бензина за 26,60 рубля, я только в ноль работаю! При этом надо сказать спасибо президенту Татарстана и ТАИФу, которые помогают независимым заправкам. Но ТАИФ только наполовину обеспечивает республику бензином Аи-92. Уфимский бензин обходится по цене почти 24 рубля!

Как мы живем? Вот так и живем.

Общался с коллегами из Сибири, они говорят – мы из Китая бензин привозим! Он и дешевле, и качественнее.

Юрий Пилецкий – генеральный директор «Такси–Лада»:

- Лично я понижения цен на бензин не жду. На мой взгляд, все, что делает ФАС, - это лишь видимость работы. Необходимо показать народу, что правительство против повышения цен, на самом же деле просто не хотят волнений. Сейчас в интернете уже ходят письма с просьбой отказаться от приобретения топлива у основных поставщиков. Кстати, оптовые цены действительно будут снижены, это довольно негативно скажется именно на Татнефти, на тех, кто занимается добычей и переработкой нефти.

Насколько мне известно, дела у них обстоят не лучшим образом, нефть по качеству идет все хуже и хуже. Снижение цен скажется на социальных программах, зарплате простых рабочих. Мне кажется, если цены на бензин и понизятся, то максимум на 20 - 30 копеек, зато будет объявлено, что удалось удержать цены от тотального роста.

Евгений Горожанин – директор казанской школы высшего водительского мастерства:

- Мне кажется, требования ФАС бесполезны, если уж продавцы бензина не слушают президента и премьера страны… Если бы это не было трагично, то было бы забавно: у нас бензин стоит столько же, сколько в странах, где нет своей нефти. Цены на бензин снижаться не будут, а между тем покупать его народу практически не на что. Возможно, сделают искусственный дефицит топлива на день-два, будут выдавать ограниченными партиями. А потом вновь установят свои цены, и водители будут брать – лишь бы он был.

* * *

Газета «БИЗНЕС Online» с просьбой прокомментировать требование ФАС обратилась в Татнефть, в управление по реализации нефти и нефтепродуктов. Как только официальная позиция компании станет известна, мы обязательно доведем ее до наших читателей.

БИЗНЕС Online