Сергей Иванов презентовал конкурс на выделение субсидий предпринимателям, которые привлекают в республику туристов Сергей Иванов презентовал конкурс на выделение субсидий предпринимателям, которые привлекают в республику туристов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Речь не о финансовом обеспечении мероприятия, а о возмещении затрат»

Накануне председатель Госкомитета РТ по туризму РТ Сергей Иванов презентовал конкурс на выделение субсидий предпринимателям, которые привлекают в республику туристов. Данная презентация прошла после того, как Иванов в рамках чемпионата WorldSkills на прошлой неделе обсудил с коллегами проблемы развития регионального туризма и пообещал удерживать темп прироста гостей Татарстана на уровне 7%. Вчерашняя встреча прошла в неформальной обстановке в резиденции креативных индустрий «Штаб». Как разъяснял Иванов в компании с начальником отдела развития туристской индустрии Анастасией Софьиной, организациям, которые смогут привлечь на свои мероприятия туристов из-за рубежа или из других регионов РФ, будут возмещены затраты на их проведение. Правда, возмещению подлежит только часть затрат, причем меньшая, подчеркнул Иванов, несколько приглушив энтузиазм пары десятков присутствующих на встрече предпринимателей, в основном из числа молодежи.

По словам Иванова, к масштабу «турслетов» никаких требований не предъявляется, это могут быть и камерные, «нишевые» мероприятия «на любителя» вроде квестов, любительских соревнований или встречи практиков какого-нибудь хобби. «Любое событие, любое мероприятие, независимо от масштаба — на 300–500 человек или на 5–7 тысяч человек», — пояснил Иванов. Главный показатель — высокий процент «нетатарстанцев», которые, благодаря организаторам, проведут на территории республики хотя бы одну ночь, подчеркнул председатель комитета по туризму.

По словам Иванова, аналогичный, хотя и не идентичный проект осуществлялся четыре года назад, когда субсидии предоставлялись на создание новых туристических продуктов. Для участия в конкурсе существуют и ограничения по организационно-правовой форме: за бортом оказываются государственные и муниципальные учреждения, самозанятые и физлица. Кроме того, туризм должен быть указан одним из уставных видов деятельности организации, пусть и не основным. «Утрирую, но какая-нибудь строительная компания не может подать заявку на проведение событийного мероприятия, если в ее уставе нет направления туризма», — пояснила Софьина. От одной компании может подаваться только одна заявка, и только на текущий год. Заявки принимаются с 13 мая по 14 июня, и подавать их нужно в комитет по туризму на бумажном носителе. Руководитель проекта также должен провести его 10-минутную презентацию. Каждая заявка будет рассмотрена экспертной комиссией и оценена по пятибалльной шкале, а главным критерием, судя по всему, станет экономическая значимость. «При сравнении  заявок предпочтение будет отдаваться тем, где себестоимость привлечения одного человека ниже», — пояснил Иванов, а Софьина еще раз подчеркнула, что «речь идет не о финансовом обеспечении мероприятия,  а о возмещении затрат». Получить субсидию можно будет только постфактум, представив все необходимые закрывающие документы.

Анастасия Софьина: «Утрирую, но какая-нибудь строительная компания не может подать заявку на проведение событийного мероприятия, если в ее уставе нет направления туризма» Анастасия Софьина: «Утрирую, но какая-нибудь строительная компания не может подать заявку на проведение событийного мероприятия, если в ее уставе нет направления туризма» Фото: Линар Фархутдинов

«Если заявка и факт будут расходиться, то мы имеем право субсидию не выплачивать»

По просьбе аудитории был озвучен бюджет проекта на этот год — 6,8 млн рублей. Организаторы указали еще на одно ограничение для предпринимателей — сумма субсидии. К примеру, заявку в 3 млн рублей комиссия вряд ли одобрит, заметила Софьина. «Этот год стартовый, — объяснил Иванов скромность финансирования. — Наша задача поддержать качество, привезти сюда какие-то новые мероприятия, и уже по итогам 2019-го будет приниматься решение о продлении такой формы поддержки». Главное — генерировать новый трафик на территорию Татарстана.

Контролировать количество туристов, которые присутствовали на том или ином мероприятии, будут специально засланные от комитета сотрудники: с помощью опросов они отделят «овец от козлищ» и подсчитают, сколько туристов прибыли в республику и где они остановились для проживания. «Если заявка с фактом будут расходиться, мы имеем право субсидию не выплачивать», — предупредил Иванов. Тут возникла загвоздка: согласно озвученным условиям, подавать заявки можно не только на планируемые к проведению, но и уже отработанные в этом году мероприятия. Внимательные слушатели тут же задали Иванову вопрос: как вы определите количество туристов на тех мероприятиях, которые уже прошли? Вопрос застал председателя комитета врасплох. 

— С этим тяжелее, конечно, — признался он. — Мы немножко задержались с согласованием этого постановления, но…

— Поверим на слово, — подсказали из зала. 

— Я уверен, в ретроспективе тоже можно проверять, — нашелся председатель комитета. — Например, с помощью соцсетей или проверки ночевок в гостиницах.

— Какое процентное соотношение должно быть на мероприятии между местными и туристами? — уточнил один из слушателей.

— Все зависит от мероприятия, но не менее 50 процентов, — заметил Иванов.

— Нереальные цифры какие-то, — загудела аудитория.

— Чем меньше народа, тем проще будет соблюсти эти 50 процентов, — заметил кто-то из присутствующих. — В любом случае местное население будет идти на мероприятие, которое заставило приехать гостей. И это соотношение будет, наверное, 30 на 70.

После этого председатель комитета допустил возможность корректировки этого показателя в сторону уменьшения.

К масштабу «турслетов» никаких требований не предъявляется, это могут быть и «нишевые» мероприятия «на любителя» вроде квестов, любительских соревнований или встречи практиков какого-нибудь хобби Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вы сейчас пытаетесь от меня получить ответ на вопрос: «А как и деньги получить, и вас наколоть?»

Судя по презентации, вопрос загрузки гостиниц является для Иванова ключевым показателем эффективности. Именно поэтому он скептически отнесся к идее провести что-нибудь в Бавлах для туристов из Башкортостана: по словам председателя комитета по туризму, он не припомнит в Бавлах какой-либо гостиничной инфраструктуры, а вариант с кемпингом не прокатит. «Все-таки люди должны нагружать нашу существующую гостиничную инфраструктуру. Должен быть понятный экономический эффект», — в очередной раз напомнил он присутствующим о звонкой монете, которая должна пересечь границу республики и упокоиться в ее бюджете. Поэтому, если и кемпинг, то платный — такая заявка может быть одобрена и поддержана финансами.

По ходу обсуждения происходящее начинало напоминать средневековый схоластический диспут, поскольку присутствующие начали задавать все более умозрительные и изощренные вопросы, словно испытывая оратора на сообразительность. 

— Можно ли провести мероприятие в гостинице? Тогда все будут приезжими», — задал провокационный вопрос один слушателей.

— И переписать всех, кто там жил в этот момент? Тоже вариант, — отшутился Иванов и напомнил, что комиссия все-таки состоит не из таких простаков и требует трафика, сгенерированного самим мероприятием.

Кто-то предложил привлечь иностранных студентов и посчитать их как иностранных туристов.

— А где они ночуют? — спросил Иванов.

— В общагах.

— Если на две ночи переселите их в гостиницу, тогда можно, — вновь пошутил председатель комитета. — Вы сейчас пытаетесь от меня получить ответ на вопрос «А как и деньги получить, и вас наколоть?». Я бы все-таки предпочел бы получать вопросы в плоскости «Давайте сделаем мероприятие, которое приведет сюда еще больше людей».

Иванов подчеркнул, что судьба проекта на следующие годы зависит от качества его проведения в этом году. «Если напихаем ерунды и попытаемся просто освоить деньги, то этот год будет последним», — заверил Иванов. И, напротив, если удастся «раскрутить маховик», то это будет серьезный козырь для продления программы на последующие годы.