Юрий Бычков: «Проекты со словом «термы» есть, но философия доступности в них напрочь убита. Термы по цене 1,5–2 тысяч рублей — это не термы, а элитные спа-зоны»Фото: Олег Спиридонов

«У НАС ЛЮДИ ПРИВЫКЛИ ЛЕЧИТЬСЯ В БОЛЬНИЦАХ, А ТЕПЕРЬ ОНИ БУДУТ ХОДИТЬ В ТЕРМЫ»

— Юрий Федорович, недавно стало известно, что УК «Термы» станет строить центры здоровья и отдыха в Татарстане — не только в Нижнекамске, но и в Челнах и Елабуге. Расскажите подробнее: что включат в себя комплексы, где они расположатся и чем будут отличаться друг от друга?

— В Челнах земля под термы состоит из четырех участков, которые находятся возле Органного зала, — сейчас идет их объединение. Этот процесс занимает довольно долгое время. В Елабуге на сегодняшний день есть проектная документация, земля, коммуникации — франчайзи приступят к строительству в мае, запуск планируется на конец года. В елабужских термах будет 15 разных видов бань, саун, в том числе очень полезных: травяная, гималайская, соляная и другие. Обязательно открытый бассейн на улице с температурой 36 градусов зимой и 32 градуса летом — можно плавать сколько угодно и не бояться, что простудишься. По возможности мы сделаем бассейн с морской водой. Также на улице будут располагаться всевозможные лежаки, зоны отдыха, уличные бани. Еще кафе, где можно перекусить или провести какое-то мероприятие. Обязательно отдельные женская и мужская зоны, массажные кабинеты и кабинет врача, где можно пройти обследование и получить консультацию. У нас люди привыкли лечиться в больницах, а теперь они будут ходить в термы.

— Расскажите об истории создания первого центра «Воткинские термы». Как пришла идея? Какова была стоимость проекта?

— Я много работаю и много отдыхаю. И лучший отдых для меня — это выезд в другую страну. Когда ты видишь, как живут за границей, хочется сделать что-то похожее и у себя на родине. Я любитель экстремальных видов спорта, включая сноуборд, виндсерфинг и другие. Когда отдыхаешь зимой, скажем, в Австрийских Альпах, то активный отдых можно удачно сочетать с посещением терм. Я всегда стремился так делать, а потом подумал: почему бы не сделать их и в России?

«Воткинские термы» обошлись нам всего в 70 миллионов, так как у нас уже было готовое здание. Елабуга будет стоить 140–150 миллионов, Челны — порядка 500 миллионов рублей. Каких-то противников или тех, кто нам реально мешает, нет. Бывало, что в администрациях наши запросы игнорировали. Помню, во время строительства «Воткинских терм» часть женщин в городе были против, я не понимал почему. Потом осознал: существующие сегодня бани используются обычно для того, чтобы встретиться с друзьями, выпить, что-то отметить, провести время с противоположным полом. Какой женщине это понравится? У нас, конечно, ничего такого нет, поэтому большая часть посетителей терм — женщины.

«Сейчас самое подходящее время зайти в этот бизнес, так как тренд производства и потребления начал ломаться. Появился тренд на оздоровление — люди стали понимать, что покупка вещей не продлевает жизнь»Фото: Олег Спиридонов

— На какого потребителя прежде всего ориентированы термы?

— В Воткинске и Ижевске термы посещают практически все слои населения: молодежь, пожилые люди, семьи с детьми, туристы. Все они достаточно комфортно себя чувствуют.

— Какова посещаемость одного комплекса за день и максимальная загрузка?

— В Ижевске средняя посещаемость за день составляет 2 тысячи человек, максимальная — 4,5 тысячи. Даже при такой загрузке все чувствуют себя свободно и комфортно. Стоимость на одного гостя — 120 рублей в час в будние дни, 200 рублей в час — в выходные, для пенсионеров — 150 рублей за два часа. В эту сумму входят все виды услуг, кроме массажа и кафе. Причем в будние дни людей бывает даже больше, чем в выходные, — именно за счет цены.


«ТЕРМЫ ВСЕГДА БЫЛИ БЕСПЛАТНЫМИ ЛИБО СТОИЛИ НЕБОЛЬШИХ ДЕНЕГ — В ЭТОМ ИХ ГЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ»

— Какова стратегия роста вашей франчайзинговой сети? Какие регионы уже освоены, а какие предстоит?

— Термы актуальны в городах от 50 тысяч человек. Сейчас самое подходящее время зайти в этот бизнес, так как тренд производства и потребления начал ломаться. Появился тренд на оздоровление — люди стали понимать, что покупка вещей не продлевает жизнь и не избавляет от болезней. Уже можно заметить, как современные гаджеты помогают нам меньше есть и покупать, следить за своим здоровьем. Вместе с трендом ломается и общая бизнес-модель, которая существовала две сотни лет. Люди, у которых есть недвижимость, например владельцы торговых центров, начинают чувствовать проблему: арендаторы уже не могут платить такие ставки, люди не могут и не хотят столько покупать... Мы как раз находимся на сломе тренда. Наша цель — продлить жизнь людей. Мы говорим о том, что нужно тратить деньги на себя, здоровье, детей, семью, а вещи вторичны. Инвесторам стоит подумать об этом — они еще могут заскочить в отъезжающий поезд. Пока он движется медленно, но, когда наберет скорость, запрыгнуть в него будет уже сложнее.

Наша задача — полностью занять рынки России и стран СНГ, а это возможно только с помощью сети франчайзи. На сегодняшний день мы продали 56 франшиз — в Татарстан, Подмосковье, Москву, Красноярск и другие города. Объем рынка гигантский: например, в Казани можно смело строить 10 терм, не задумываясь. В Челнах — три-четыре.

— Сколько стоит франшиза и что в себя включает?

— Она включает огромный пакет документов уровня «Макдоналдс» или KFC. Последний был для нас эталоном, когда мы создавали франшизу. KFC является лидером в части пищевого франчайзинга, мы в числе лидеров в части отдыха, так как у нас доступно, массово и есть хорошая окупаемость. Концептом и дизайном наших терм занимается немецкий архитектор Виктор Хельфер: он разрабатывает технологию под каждый конкретный оздоровительный комплекс, учитывая особенности городов и регионов. Цена франшизы составляет 3300 рублей за квадратный метр.

«Наша задача — полностью занять рынки России и стран СНГ, а это возможно только с помощью сети франчайзи. На сегодняшний день мы продали 56 франшиз — в Татарстан, Подмосковье, Москву, Красноярск и другие города»Фото: Олег Спиридонов

— С чем вы связываете успех и популярность терм в России?

— Термы придумали древние греки — они строили их почти в каждом городе. Народ в них проводил практически все свободное время. Надо понимать, что термы всегда были бесплатными либо стоили небольших денег — в этом их главная философия. Сейчас по всей Европе построено огромное количество терм, на любой вкус, цвет и размер кошелька. Взять Исландию — страну с самой холодной столицей в мире, где в июле градусов 10–13 бывает в лучшем случае. Все исландцы проводят основную часть своего времени отдыха в термах. Поход в кино и кафе для них вторичен.

Термы должны усиливать город. В одном субъекте может быть несколько разных терм, но их нужно строить с учетом специфики территории, менталитета. Если это центр Казани — одни термы, если рабочий район — другие, если Нижнекамск, где у людей проблемы со здоровьем, — третьи, здесь больше внимания надо уделить восстановлению организма, вывести из него все вредные вещества. Ведь термы решают еще и задачу продления жизни. Они вообще меняют мировоззрение людей, особенно в нашем случае: мы сочетаем их с курортом, который люди могут посетить в любое время года. О чем мечтает обычная среднестатистическая семья? На что она копит деньги? На то, чтобы раз в год съездить в Турцию. В термах вы можете бывать хоть каждый день.

— Расскажите о конкурентной среде. Есть ли в стране подобные проекты и как они реализованы?

— Проекты со словом «термы» есть, но философия доступности в них напрочь убита. Термы по цене 1,5–2 тысяч рублей — это не термы, а элитные спа-зоны. Настоящие термы люди могут посетить раз в неделю или два, если каждый день, то подобное становится частью их жизни. Цена в таком случае должна быть соответствующей, чтобы человек мог заплатить эти деньги. Условно говоря, в Будапеште 102 банных комплекса и годовой абонемент в них стоит 20 евро. Термы — это прежде всего обеспечение досуга людей, их оздоровления, привитие им правильных привычек.

«Я считаю, что нужны другие развлечения и услуги — доступные, комфортные, продлевающие жизнь. И такие виды должны в ближайшее время заполнить торговые центры»Фото: Олег Спиридонов

«ТО, ЧТО ТЫ ПРЕДЛАГАЕШЬ, ДОЛЖНО ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ЖИТЬ ДОЛЬШЕ И ЛУЧШЕ»

— Термы довольно специфический бизнес, его можно отнести как к оздоровлению, так и к развлечению. Какие тенденции на этих рынках вы наблюдаете?

— Мир очень быстро меняется. То, что вчера считалось развлекательным, сегодня приедается и морально устаревает. Сейчас главный досуг в России — сидеть дома с гаджетом или компьютером. Я считаю, что нужны другие развлечения и услуги — доступные, комфортные, продлевающие жизнь. И такие виды должны в ближайшее время заполнить торговые центры, потому что сейчас люди приходят в ТЦ не за покупками, а чтобы время провести. Но реально сделать это они могут только за столом в кафе — сели, не двигаются и едят или пьют. Нужно, чтобы все общались, учили языки, танцевали, занимались какими-то духовными практиками, радовались жизни. Людям необходимо общение, а у нас сейчас социум, где каждый сам по себе. Пустующие площади, которые уже появляются в коммерческой недвижимости, надо заполнять именно новым продуктом. Термы — один из таких вариантов, но это лишь малая часть того, что можно сделать и придумать. По идее, любой торговый центр можно переделывать под место встреч, тусовок и обучения.

— В прошлом вы были депутатом Госсовета Удмуртии. Нет желания вернуться в политику?

— Я отвечу два раза нет. Первый — потому, что я занимаюсь серьезным, глобальным делом и не могу распыляться. Второй — потому, что сейчас граждане России не совсем понимают, кто вообще такие политики, депутаты, мэры. Депутат должен быть лучшим из лучших, его выбирают сами жители и тем самым оказывают ему большое доверие. Люди его поддерживают, а он со своей стороны отрабатывает это доверие, принося пользу. Пока такого симбиоза не будет, политикой заниматься бессмысленно. У населения пока нет потребности, чтобы его представляли сильные, достойные люди. И неизвестно, когда она появится.

«В Ижевске средняя посещаемость за день составляет 2 тысячи человек, максимальная — 4,5 тысячи. Даже при такой загрузке все чувствуют себя комфортно. Стоимость — 120 рублей в час в будние дни, 200 рублей в час — в выходные»Фото: Олег Спиридонов

— Традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса.

— Первое — надо работать для клиента, думать и заботиться о нем, решать его проблемы и задачи и стараться сделать так, чтобы все это превосходило его ожидания. Второе — то, что ты предлагаешь, должно помогать людям жить дольше и лучше, чтобы человек от твоей деятельности сам становился лучше. Третье — из-за перенасыщенности нужно предлагать рынку принципиально новый продукт. Что сделала компания Amazon? Создала совершенно иной механизм продажи товара. Что сделал Стив Джобс? Придумал революционный гаджет. Что сделал Генри Форд? Создал автомобиль для массового потребителя. В России много людей, способных придумать что-то принципиально новое в любой отрасли. Наша страна сильна идеями — это наше конкурентное преимущество. Другое дело, что мы не умеем их реализовывать, продавать — подобному надо учиться либо нанимать людей, которые будут это делать. Мы ничего не умеем производить — это правда, только продаем ресурсы. Но мы очень предприимчивые и умные — в этом наш талант, который нужно использовать.