Чтобы выполнить требования к торговле табаком, в первую очередь нужно зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга «Честный знак». Но это есть время до 1 июля 2019 года. К этой же дате продавцам сигарет и папирос нужно убедиться, что их касса, сканер и оператор фискальных данных (ОФД) умеют работать с маркировкой. Продавцам других табачных изделий нужно будет сделать то же самое, но к 1 июля 2020 года. Это только требования к розничной продаже. Еще появится обязанность вести электронный документооборот по табаку с 1 июля 2020 года для всех участников табачного рынка.

2019 год. Как будет работать контроль за продажей маркированного табака

Маркированный табак уже производится, его легко отличить от обычного по квадратному коду формата Data Matrix на пачке, блоке или любой другой упаковке. Этот код необходимо сканировать на кассе с 1 июля 2019 года, чтобы ГИС мониторинга узнала, что данный уникальный код выбыл из оборота. Если этот же код встретится системе снова, это может послужить сигналом для расследования нарушения.

Как ГИС мониторинга узнаёт, что продана конкретная пачка с конкретным кодом? Через оператора фискальных данных: ОФД получает с кассы данные о продаже табака, а затем отправляет их в налоговую (как сведения о любом другом товаре) и в ГИС.

Как проверить свою готовность к продажам с 1 июля

Мы перечислили технику и сервисы, которые участвуют в реализации табака: касса, 2D-сканер и ОФД.

Чтобы убедиться, что кассовая программа отличает табак от обычных товаров, нужно спросить об этом производителя кассы и кассового программного обеспечения. То же самое с ОФД — уточните у оператора, способен ли он отправлять данные в ГИС мониторинга, если нет, это повод поменять оператора. Очень многие 2D-сканеры умеют считывать Data Matrix, однако стоит об этом узнать у продавца техники или воспользоваться страницей для проверки.

2020 год. Кто и как будет вести электронный документооборот по табаку

Пачка сигарет может долго путешествовать между различными компаниями, прежде чем ее купит посетитель магазина или ресторана. Чтобы движение табака было прозрачным, участники цепочки должны будут подтверждать в ГИС мониторинга, что получили в собственность очередную партию табака.

На каждую поставку табака организация будет получать универсальный передаточный документ (УПД) через систему электронного документооборота (ЭДО). Если по факту компания получила не то, что указано в документе, или по любой другой причине она может отклонить УПД.

Как подготовиться к ЭДО

Нужен сервис для обмена электронными документами с ГИС мониторинга. Если вы уже используете какой-то товароучетный сервис, уточните у ее производителя, поддерживает ли сервис работу с маркировкой. Если нет, планируется ли эта доработка. Среди облачных решений есть те, которые уже сейчас позволяют подтверждать или отклонять УПД, а также поддерживают продажу табака на кассе. Таким образом, можно пользоваться готовым решением уже сейчас, не дожидаясь 2020 года.

Что может измениться в нормативной базе

Нормативные акты о контроле за оборотом маркированной продукции разрабатывает Правительство РФ. Ожидаем, что появятся разъяснения или отдельные постановления о том, как отчитываться в ГИС мониторинга тем, кто использует кассу в автономном режиме (без подключения к ОФД) или имеет право вовсе не применять кассу.

Нажмите, чтобы увеличить

Памятка о сроках и требованиях к обороту маркированного табака в рознице и общепите

До 1 июля 2019 — регистрация

Зарегистрируйтесь в ГИС мониторинга «Честный знак». Для этого нужна КЭП – усиленная квалифицированная электронная подпись. Подходит любая КЭП аккредитованного удостоверяющего центра.

С 1 июля 2019 — продажа

Маркированные сигареты и папиросы сканируйте при продаже через кассу, подключенную к ОФД. Для этого нужны:

  • Онлайн-касса и кассовая программа с поддержкой маркировки;
  • 2D-сканер, считывающий Data Matrix;
  • ОФД, работающий с ГИС мониторинга.

С 1 июля 2020 продажа

Нельзя продавать немаркированные сигареты и папиросы. Другие маркированные табачные изделия (например кальянный табак) нужно сканировать при продаже через кассу, подключенную к ОФД.

С 1 июля 2020 ЭДО

Работайте с УПД в сервисе, который позволяет отправлять электронные документы в ГИС мониторинга. Для этого нужны:

  • КЭП – любая квалифицированная электронная подпись аккредитованного удостоверяющего центра;
  • Сервис, который поддерживает ЭДО с системой мониторинга.

С 1 июля 2021 продажа

Нельзя продавать остальные немаркированные табачные изделия, например, кальянный табак.

Партнерский материал

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции