«Я знаю, что многие стесняются показывать себя, и это нормально. Наследство Советского Союза. Опыт наших родных, пострадавших от сталинских репрессий из-за доноса соседа, конечно, страшен, но сейчас время другое», — считает Лилия Шелест, директор автосервиса «Pit Стоп», называющая себя бизнес-манифестором и королевой маркетинга без бюджета.
У любого личного бренда есть своя целевая аудитория. Люди покупают у людей. Помните об этом
8 причин, по которым нужно развивать личный бренд
«Надо развивать личный бренд», — слышится из каждого утюга. Но только некоторые понимают, для чего это нужно.
1. Личный бренд — самое крутое сарафанное радио, которое можно придумать. Сейчас, когда все поголовно занялись бизнесом, потребителю предоставлен настолько большой выбор, что он теряется и перед покупкой начинает читать отзывы в интернете, спрашивать у знакомых. Когда все товары и услуги становятся похожими друг на друга, качество уже не преимущество, а условие выживания. Доверие — вот основное конкурентное преимущество. Многие знают ресторатора Яна Райскина, владельца стрит-кафе «Дача», ресторана «Дежа Вю» и кофейни «Карамель». Если за дело берется он, это гарант, что сервис и кухня в его заведениях будут высшего качества. Или вот еще пример: «Жалюзи от Каусара» все помнят? Они, кстати, до сих пор работают.
2. Личный бренд развивать дешевле. Точно так же, как личный блог в «Инстаграме» активнее набирает подписчиков, чем аккаунт магазина. Людям интересно следить за людьми. И да, сарафанное радио тоже, в отличие от других рекламных каналов, достается вам бесплатно! Опять-таки фирму вы можете продать, а фамилия всегда останется с вами.
3. Работа над имиджем дает вам творческую свободу. Сегодня вы металлург, а завтра открываете дело для души, например студию йоги. Тимур Никонов, руководитель проекта «2ГИС» в Челнах, открыл «Фабрику предпринимательства» у нас в городе, а сейчас решил стать чиновником и работает в подведомстве министерства информатизации РТ.
4. За счет доверия вы можете продавать свой товар в десятки раз дороже, чем середнячки. Люди платят за доверие. Разве это не приятно?
5. На личный бренд приходят уже горячие клиенты, тогда как остальным нужно работать с холодными. Холодные — это те, кто полон подозрения, что вы можете их обмануть. Горячие же верят вам безраздельно. Не подведите их! Как пример сформировавшегося реноме — имя дизайнера Анны Рачковой. Оно тесно связано с высоким качеством тканей, фурнитуры и необычным дизайном. Женщины точно знают, что в одежде от Рачковой они не останутся незамеченными.
6. Недавно я одним сториз закрыла вакансию, которую два раза публиковала на Avito. Представляете? Благодаря личному бренду вопрос рекрутинга отпадет сам собой. Люди будут желать попасть в вашу команду. Причем не середнячки, а именно спецы!
7. Используйте соцсети. Многих из вас мучит вопрос, как поднять прибыль сейчас. Но, если вы смотрите на перспективу, поймете, что ваши будущие клиенты те, кто родился в 2000-х. Молодежь. А чем сейчас она увлекается? Гаджетами, интернетом. Сейчас даже у первоклассников есть телефоны. Задумайтесь над этим. Как попасть в голову молодежи? Например, через «Инстаграм», чтобы они подписались на вас, лайкали и комментировали.
Основатель «Додо Пицца» Федор Овчинников только через «Фейсбук» собрал 160 млн инвестиций на сеть пиццерий
8. Личный бренд открывает вам большинство дверей, знакомит с нужными людьми и позволяет получать инвестиции. Основатель «Додо Пицца» Федор Овчинников только через «Фейсбук» собрал 160 млн инвестиций на сеть пиццерий.
Я ощутила влияние личного бренда, когда организовывала круглый стол директоров детских клубов. Мы решили собраться узкой компанией, обменяться опытом, вдохнуть, так сказать, новую кровь в свой бизнес. Предприниматели, которые знали меня лично, откликнулись сразу. Они доверяли мне и знали, что эта встреча будет концентратом высокой полезности, а те, кому мое имя было неизвестно, проигнорировали или отказались.
С чего начать, создавая имидж?
Основа вашего бренда — это три качества или тезиса о вас. Они не должны идти вразрез с вашим самоощущением — не нужно надевать маску. Например, мои тезисы — честность, искренность и практика. Практика — все, чем я делюсь, проверяю на себе. Я не теоретик. Честность — я говорю, что думаю, не утаиваю и не строю воздушных замков. Искренность — я настоящая, могу позволить себе выйти в сториз с гулькой на голове и честно сказать: «Мне плохо, я устала, меня снова расстроили комментарии под моей статьей на „БИЗНЕС Online“».
С чего начать продвижение личного бренда?
1. Начните с соцсетей, в частности «Инстаграма». Это площадка с очень высокой активностью. Публикуйте полезный, интересный контент, рассказывайте о себе. Да просто откройте страничку и напишите на ней, кто вы. Раньше у меня в шапке страницы была фраза «My visual dairy» («Мой дневник в картинках»). Ну вот что это может рассказать обо мне? Другое дело — «Директор автосервиса „Pit Стоп“, королева маркетинга без бюджета».
Вы можете вести дневник успеха, более того — вы так и должны делать, если открываете новую точку или бизнес. Как мы раньше поступали? Открыл ларек с цветами, нанял персонал, завез продукцию и сидишь, ждешь клиента. Сейчас предприниматели уже заранее проверяют нишу — дают рекламу и считают трафик, есть спрос или нет.
Директор театральной студии «Форте» Ольга Соломатова начала писать статьи о раскрытии творческого потенциала у юного поколения в «Инстаграме» для продвижения личного бренда. И теперь люди идут не только на педагогов в ее школе, но и на ее имя как гарант развития их детей.
2. Работайте со СМИ. Это повысит вашу узнаваемость не только в соцсетях, но и за их пределами.
Есть очень крутой сайт pressfeed.ru, где журналисты, начиная от Первого канала и заканчивая изданием «Полезные советы», пишут свои запросы и ищут героев для публикаций. Три ответа им в месяц вы можете сделать бесплатно.
Составьте список изданий, куда бы вам неплохо попасть, заходите на их сайт, смотрите имена журналистов, редакторов. Ищите их в соцсетях, во «ВКонтакте». Порой это бывает намного эффективнее. Напишите сразу, чем вы можете быть полезны, и, возможно, сотрудник издания внесет вас в потенциальный список героев. Или зайти издалека. Начать комментировать, чтобы вас заметили. Если организуете мероприятие или у вас есть интересный инфоповод, пишите в издания нашего города. Когда я организовывала круглый стол для предпринимателей, то сделала рассылку пресс-релиза по всем изданиям и онлайн-порталам Челнов. Пришли три журналиста! Для меня это было удивительно!
3. Используйте технику присоединения. Представьте, вас знакомят с фотографом. Первый вариант: «Знакомьтесь, это Саша, он очень хороший фотограф. Снимал нашу семью». Второй вариант: «Познакомьтесь, Александр Веприков, проводил съемки для „Татнефти“, „Булгарпиво“, „КАМАЗ-Мастера“, „Татэнерго“». Покажется он вам более крутым специалистом, чем в первом варианте?
Если у вас есть друзья, которые уже развили свой личный бренд, отмечайте их в сториз: не как «Ванька, мы с первого класса вместе», а как «Иван Иванов, директор завода „ХимХимХолдинг“».
Однажды в сториз отметила свою хорошую знакомую и подписала не просто фразой «Моя подруга...», а «Директор пекарни Лариса Хопта». Переходов было намного больше по сравнению с другими подобными отметками друзей!
Благодарственные письма от организаций или медийных личностей тоже не должны пылиться в шкафу. Повесьте их на видное место.
Если вас как Александра не зовут за деньги в крупные компании, работайте за отзывы. Вы приходите в крутую фирму и предлагаете свои услуги бесплатно за честный отзыв, потом им можете привлекать клиентов.
4. Будьте спикером — выступайте на аудиторию.
Когда в 2015 году я решила попробовать для своего автосервиса рекламный канал — партнерство или кросс-маркетинг (когда два бизнеса рекламируют друг друга), мне пришлось нанять курьера и разослать 200 писем по автомойкам и салонам красоты. Откликнулось пять, посотрудничали мы с тремя. На днях я организовала и договорилась о перекрестной рекламе с автомойкой всего за два часа, не выходя из дома, потому что недавно выступала у них в кафе на бизнес-завтраке, управляющий знал меня и доверился. Эта реклама сразу принесла заказы.
Начните с малых групп — пять человек или больше. Смотрите, какая аудитория будет для вас комфортна. Обучайтесь ораторскому мастерству, тренируйтесь на тостах и просите, чтобы люди писали отзывы о вас в соцсетях.
5. Посещайте профильные мероприятия. Я каждый год езжу на конференцию для директоров автосервисов. Как-то там вставила свое веское слово, когда зашел разговор о соцсетях. С тех пор меня каждый раз встречают суровые бизнесмены с дилерской сетью по всему региону и говорят: «Лиля, здравствуйте. Мы на вас подписаны, как у вас дела?» И мне легче у них просить рассказать какие-то секреты для автосервиса.
Обязательно выкладывайте в «Инстаграме», что вы посещаете. Вот прямо сейчас или в перерыве снимите сториз и расскажите, где вы. Обязательно укажите мой ник — вы ведь помните о технике присоединения?
Выпустите книгу. Каждому человеку есть чем поделиться, ообенно бизнесмену. Сергей Рачков издал книгу о своем заводе. Люди по-прежнему уважают печатное слово
6. Выпустите книгу. Каждому человеку есть чем поделиться, особенно бизнесмену. Овчинников продает свою книгу прямо в пиццерии. Сергей Рачков издал книгу о своем заводе. Да что там! В Челнах Рамиля Китабова написала и издала книгу для детей на татарском языке, уложившись в сумму до 120 тыс. рублей. Люди по-прежнему уважают печатное слово, и таким образом вы можете охватить тех, кто не сидит в соцсетях.
7. Участвуйте в отраслевых конкурсах. У меня есть знакомая в столице, директор одного автосервиса. Пару лет назад она победила в конкурсе на лучшего директора — эта новость реально повысила уровень доверия к ней жителей города.
Я знаю, что многие стесняются показывать себя, и это нормально. Наследство Советского Союза. Опыт наших бабушек или их родных, пострадавших от сталинских репрессий из-за доноса соседа, конечно, страшен. Но сейчас время другое. Теперь важно заявлять о себе. Пока вы боитесь и живете в своей скорлупке, молодые ребята вовсю обгоняют вас. Они не боятся заявлять о себе.
В апреле я выступила на двух мероприятиях, посвященных одному сетевому сервису. И знаете что? Мы перевыполнили план по автосервису! Хотя я рассказывала про маркетинг, а не про ремонт автомобилей. Личный бренд бывает разным — крутой кондитер, надежный предприниматель, эксперт высокого класса и так далее. У любого личного бренда есть своя целевая аудитория. Люди покупают у людей. Помните об этом.
Лилия Шелест
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.