«ГОРОДОМ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ТОЛЬКО ПОСЕЛЕНИЕ, ГДЕ ЕСТЬ РАТУША И ТЕАТР»

«Здесь, за Волгой, мы единственный театр в Татарстане, нам повезло. А городом может считаться только поселение, где есть ратуша и театр», — напутствовал юных зрителей перед первым показом на 3-м международном фестивале национальных театров «Буа: пространство диалога» его создатель и идейный вдохновитель, директор и худрук Буинского драмтеатра Раиль Садриев. 10 дней, два с половиной десятка театральных коллективов из России, Казахстана, Украины, Эстонии, Ирана, Турции, Узбекистана и площадки по всему юго-западу республики — Тетюши, Апастово, Дрожжаное, Кайбицы и Камское Устье. «Здоровая авантюра», которую, по словам Садриева, он изначально придумал вместе с известным критиком Ниязом Игламовым, уже превращается в серьезное фестивальное предприятие, хотя не перестает удивлять, что все это реализуется в 20-тысячном Буинске.

В день открытия, 11 мая, директор фестиваля радовался тому, что на совещаниях у главы района Марата Зяббарова все чаще говорят о «Буа: пространство диалога»; переживал, что на торжественную церемонию не приедет (правда, по уважительной причине) министр культуры РТ Ирада Аюпова; произносил приветственные речи перед спектаклями, неизменно завершая их пожеланием «хәерле сәгать» («в добрый час»). Сам Садриев, если судить по реакции на него буинцев, действительно местная достопримечательность. Ну а с тех пор, как в прошлом году сюда на фестиваль приезжал Сергей Безруков, город точно застолбил за собой место на театральной карте страны. В этом году в качестве хедлайнера феста выступает Юрий Гальцев и питерский театр эстрады им. Райкина, где известный артист служит худруком. Ждали и Виктора Сухорукова, но звезда лучших фильмов Алексея Балабанова, к сожалению, сломал руку прямо на сцене во время спектакля в столичном театре им. Моссовета.

Интересно, что в первые два дня «Буа: пространство диалога» несколько раз приходилось слышать выражение «татарский Авиньон» применительно именно к месту проведения фестиваля. Так что буинские мишары, судя по всему, всерьез нацелились перехватить этот неофициальный титул у острова-града Свияжска, известного своей театральной лабораторией «Свияжск АРТель» и другими проектами, один из которых, опера Александра Маноцкова «Страшно место», получил в этом году спецприз «Золотой маски». Кстати, в плане развития фестивальной инфраструктуры город Буинск, конечно, выглядит более перспективным, чем Свияжск, ограниченный в этом плане не только территорией, но и наличием объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

«КОГДА ИГРАЕТ КАЗАХСКИЙ ТЕАТР, МЫ СНИМАЕМ НАУШНИКИ»

На вечер первого дня феста была назначена церемония его торжественного открытия. Дело происходило в центральном парке города, находящегося рядом со зданием Буинской драмы. Сам парк запомнился симпатичной «избушкой» для кроссбукинга, а также непременным памятником Ленину, на котором красовалось сейчас уже необходимое объяснение «создатель первого в мире социалистического государства». А еще на входе в парк торговали почему-то кукморскими брендами — знаменитой посудой и валенками. На самой церемонии собралось немало народа, говорили официальные речи, пели ИлСаф и Раяз Фасихов, а также давали салют.

Но до того на фестивале исчерпали собственно театральную программу стартового дня, который был полностью посвящен Казахстану. Выбор был отнюдь не случаен и никак не связан с недавними переменами в высшем руководстве дружественного государства, Садриев и его театр нынче регулярно гастролируют по «великой степи», о чем худрук рассказывал недавно в интервью «БИЗНЕС Online», и прекрасно знают тамошние города и коллективы, которые здесь работают. «Казахстан — это особая страна и республика. Когда играет казахский театр, мы снимаем наушники», — говорит директор Буинской драмы.

Карагандинский русский драмтеатр показал спектакль «Дураки» по Нилу Саймону, Актюбинская драма привезла оригинальную интерпретацию «Гамлета»,  а Акмолинский русский драмтеатр представил «Плаху» по Айтматову. Важная история — едва ли не самое главное для самих театральных коллективов — это разбор спектаклей по его окончании с известными российскими критиками. Как оказалось, в Казахстане с этим не все благополучно.

«Я бы сказал, у нас на родине с критиками проблемы. Нет какого-то подробного анализа, только „плохо“ или „хорошо“, поэтому мы стараемся приезжать в Россию на такие фестивали, как в Буинске», — рассказал нашему корреспонденту режиссер актюбинского «Гамлета» Мейрам Хабибуллин. Пожалуй, эта работа — полуторачасовой моноспектакль  по Шекспиру — где главный герой (отличный актер Багдат Телеугалиев) существует в пространстве клетки («Дания — тюрьма»), стала главным событием Дня театрального Казахстана в Буинске. «В казахском театре есть и проявление своего менталитета, что-то свое национальное, но есть и европейское, — говорит режиссер Хабибуллин. — Получается такой довольно своеобразный синтез. Но у казахов есть какая-то замкнутость, есть большое количество комплексов. Такие спектакли, думаю, помогают от них избавляться». Интересно, как «Гамлета» на казахском (актюбинцы приехали без синхронного перевода и субтитров) примут сегодня в Кайбицах.

«У НАС ОБЫЧНО ТАК — ВЫСОКОЛОБОЕ ОТДЕЛЬНО, НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЬНО»

Что касается десанта критиков, то он высадился в Буинске в солидном составе. Прежде всего речь о председателе экспертного совета «Золотой маски» этого года Александре Вислове (Садриев его также называет одним из «отцов-основателей» фестиваля, сам преподаватель ГИТИСа предпочитает более скромный титул — «сын-основатель»), гуру всех российских театральных лабораторий и худрук многих проектов казанского фонда «Живой город» Олег Лоевский, тот же Игламов… В перерывах эксперты вспоминают и свои прежние визиты в Татарстан, когда, например, Туфан Миннуллин замахивался палкой на того, кто высказывал отличное от его мнение по поводу спектаклей на фестивале «Науруз».

«БИЗНЕС Online» задал несколько вопросов Вислову, который возглавляет в Буинске коллегию критиков, а также был одним из главных отборщиков фестиваля.

— Александр Александрович, можно ли говорить, что на третий год существования у «Буа: пространство диалога» уже появилось свое лицо?

— Думаю, да. Установка на многообразие национальных театров мне кажется очень правильной. О том, что России нужен большой фестиваль национальных театров, давно и много говорили, я сам участвовал в каких-то круглых столах СТД на эту тему. Но, с одной стороны, это некому было возглавить, а с другой, если говорить про Москву, то в Москве и так много всего. И здесь важна была инициатива снизу, чтобы сами театры почувствовали необходимость такого общения. И вот так, благодаря энергии Раиля Садриева и насмотренности Нияза Игламова,  возник фестиваль национальных театров.

И еще у этого фестиваля есть, на мой взгляд, вторая важная сторона. Я ее для себя определяю как театр во всем своем многообразии. Очень трудно представить себе фестиваль, на котором одновременно представлены Юрий Гальцев со своим театром эстрады и вполне себе радикальные высказывания. Театр может быть всяким. И это важно для местного зрителя, еще не такого опытного и не поднаторевшего в разных театральных течениях. Так что совершенно разный зритель, с разной степенью насмотренности, с разной степенью осведомленности об искусстве вообще, может на фестивале в Буинске найти себе что-то по душе.

— В России не принято делать фестивали про «театр во всем его многообразии»…

— У нас обычно так — высоколобое отдельно, народно-демократическое отдельно. А, оказывается, это все может быть соединено под одной обложкой. Мне кажется, что это здорово. Это показывает, как в капле воды, каким бывает сегодня театр в России: антрепризный, полуантрепризный или рассчитанный на маленькую группку ценителей.

— Что вы скажете о планах организаторов фестиваля, которые всерьез думают о том, что Буинск может стать со временем успешным примером театрального туризма?

— Мне очень нравятся эти планы, и это очень важная история. Может, это и покажется сейчас таким прекраснодушием, но, думаю, такое вполне возможно, когда в Буинск будут приезжать на фестиваль люди из Казани, Ульяновска, других городов (на уик-энд, на неделю), арендовать тут жилье, как в Авиньоне, а местные жители будут на это время взвинчивать цены. Плюс это еще связано с таким модным ныне направлением, как экотуризм. Здесь все натуральное — продукты, воздух. Экотуризм и театральный туризм — очень перспективное сочетание, особенно, когда видишь горящие глаза Раиля Садриева. Я думаю, что все возможно, хотя и требует приложения очень больших усилий.

ГАЛЬЦЕВ ПО 3 ТЫСЯЧИ

Во второй день фестиваля Буинская драма показывала уже свой спектакль — работу питерского режиссера Егора Чернышева «Папоротник». Это пять новелл по «Мишарским рассказам» Ркаила Зайдуллы, пять историй о жизнях, которые не случились. Интересно, что сам этот спектакль появился как результат другого театрального проекта Садриева — лаборатории «Буинская Талия», на одной из них Чернышев делал эскиз по рассказу «Ружье», которым и открывается теперь «Папоротник». «Здесь работают скупые и символичные театральные средства: белые квадраты простыней, линии веревок, теплый сценический свет и мелодия аккордеона, который ритмически организует действие. Главным становится звучание текста, его мелодика и ритм. Сюжет истории заставляет вспомнить об инсценировках рассказов Шукшина, и, очевидно, этот набросок, дополненный другими рассказами, может вырасти в полноценный спектакль», — оценивала тогда эскиз на  «БИЗНЕС Online» критик Екатерина Рябова.

Накануне Вислов, Лоевский и Ко отметили как достоинства, так и недостатки спектакля, отдельно зафиксировав высокий уровень постановочной команды. А Зайдулле наверняка было приятно услышать, что в его качественной прозе можно найти и Бунина, и Де Мопассана, и Ремарка.

Сегодня «Буа: пространство диалога» продолжит свою работу, вечером в Буинском районом доме культуры публику ждет творческий вечер Гальцева, цены практически казанские — от 1 тыс. до 3 тыс рублей.