Перед нами остро стоит задача не только привлечь художников, но и, самое главное, удержать их в нашем городе Перед нами остро стоит задача не только привлечь художников, но и, самое главное, удержать их в нашем городе

МЫ СЕЙЧАС НАБЛЮДАЕМ КАДРОВЫЙ ГОЛОД

Набережночелнинская картинная галерея сегодня соответствует необходимым музейным требованиям для творческой и выставочной деятельности учреждения. Теперь перед нами остро стоит задача не только привлечь художников, но и, самое главное, удержать их в нашем городе.

Челны располагают высшими и средне-специальными учебными заведениями, а также имеют детские школы искусств, детские художественные школы и частные художественные заведения. И это, стоит отметить, далеко не малые ресурсы для полумиллионного города. Группы в данных учебных заведениях, насколько мне известно, всегда переполнены, тем не менее далеко не все талантливые выпускники остаются у нас, а точнее, остаются лишь единицы. Поэтому мы сейчас наблюдаем кадровый голод в этом плане. Несомненно, здесь множество талантливых начинающих и молодых художников, но если обратиться к статистике выпускников, то очень-очень маленький процент остается здесь. Давайте разбираться, почему происходит такая тенденция.

Отметим, что любой начинающий специалист должен уметь о себе заявить, лоббировать свои интересы — и это касается не только художников, но и всех творческих людей. В Челнах сейчас дефицит арт-мероприятий, где бы художники смогли выступить, показать свои работы и обменяться опытом с другими участниками.

Мне бы очень хотелось, чтобы в городе было больше мероприятий для талантливой и творческой молодежи. Не хватает арт-проектов, конкурсов, фестивалей, симпозиумов, биеннале и так далее. Если этого не сделать сейчас, потом станет совсем некем заниматься. Челны стареют — и это уже ни для кого не секрет, к сожалению. Было бы здорово, если проводились бы городские художественные проекты, интересные презентации, всевозможные инсталляции. Их необходимо организовывать на межрегиональном, всероссийском и международном уровнях, что, безусловно, подразумевает финансирование проектов с согласованием и предоставлением площадки для их реализации. Только в этом случае у молодежи сформируется устойчивый интерес к творческой жизни города, будет стимул для реализации идей и возможность достойно представлять свое творчество.

Не хватает арт-проектов, конкурсов, фестивалей, симпозиумов, биеннале и так далее. Если этого не сделать сейчас, потом станет совсем некем заниматься Не хватает арт-проектов, конкурсов, фестивалей, симпозиумов, биеннале и так далее. Если этого не сделать сейчас, потом станет совсем некем заниматься

Если художник не состоит в союзе, то бесплатные выставки для него невозможны

В Челнах уже есть практика проведения интересных проектов, таких как региональный «Арт-квадрат» с участием известного московского дизайнера Андрея Бартеньева, арт-проекты «Крылья», «Балбал синестезия», «Окно», «Фотосушка», «Марки», конкурс среди художников-граффитистов на городской набережной.

В 2011 году, например, в регионе в целях расширения культурных связей в области изобразительного искусства, повышения общественно-политического и культурного статуса города и зарождения новых традиций впервые состоялась межрегиональная выставка «Прикамье». Ее организовали союз художников России и управление культуры исполнительного комитета Челнов. В выставке приняли участие мастера из союза художников Татарстана, Росиии, Удмуртии и Тольятти. При поддержке управления культуры исполкома регулярно проводится в картинной галерее городская конкурсная выставка «Художник года». В 2019 году она состоялась в 17-й раз. Кстати, «Художник года» — это знаковое культурное событие для города, которое дает возможность выявления новых тенденций уходящего года в области изобразительного искусства, а также показатель роста профессионального мастерства художников. Каждый год заявки на участие подают более 100 художников. Масштаб и разнообразие выбранных тем, жанров и техник из года в год увеличиваются. 

Именно в рамках подобных мероприятий молодые художники могут проявиться. Ведь у нас, как и везде, множество достойных самодеятельных художников, которые не имеют профильного диплома из вуза или ссуза. Кроме того, для вступления в союз художников есть свои требования: образование, определенное количество персональных выставок автора и участие художника в конкурсах и выставках разного уровня. Без этого в союз художников вступить невозможно. А если человек в нем не состоит, то и все блага, связанные с членством, например организация персональной выставки в картинной галерее на безвозмездной основе, невозможны.

Получается, что единственный выход из ситуации — проводить такие мероприятия, где о молодых художниках узнают, увидят их работы, что даст им возможность дальнейшей реализации. 

Ильсия Загидуллина