Кроссмаркетинг — это взаимовыгодное партнерство двух бизнесов. Речь не идет о помощи конкурентам — этого делать никто не любит, по крайней мере в нашем городе Кросс-маркетинг — это взаимовыгодное партнерство двух бизнесов. Речь не идет о помощи конкурентам — этого делать никто не любит, по крайней мере в нашем городе Фото: Лилия Шелест

«Баннер минимизировал человеческий фактор»

Кросс-маркетинг — это взаимовыгодное партнерство двух бизнесов. Речь не идет о помощи конкурентам — этого делать никто не любит, по крайней мере в нашем городе. Два бизнеса могут быть совершенно разных направлений. Сходство у них одно — аудитория, которая совершает покупки.

Представим: Мария, 33 года, двое детей. Она ходит в мясную лавку и берет овощи на рынке в 48-м комплексе. У каждого из этих бизнесов — мясного и овощного — есть аудитория, которая не знает, где брать овощи или мясо. Поэтому хозяин мясной лавки звонит владельцу прилавка на рынке и говорит: «А давай ты меня прорекламируешь, а я — тебя? Чтобы наверняка это сработало, вот тебе купон от меня на 20-процентную скидку на первую покупку, подаришь свои покупателям. А ты мне — купон на килограмм помидоров при покупке от 500 рублей. Согласен?»

В «Инстаграме» есть такой метод продвижения, как взаимопиар: два аккаунта по очереди рассказывают друг о друге. И тут то же самое, только в масштабе бизнеса.

Приведу примеры нескольких кейсов нашего города. Так, квест ESC сделал кросс-маркетинг с рестораном «Максимилианс». Когда человек расплачивался, в счете он обнаруживал купон на бесплатный квест.

Наш автосервис делал совместную акцию с автомойками и салонами красоты. На стойке администратора в салоне стоял наш рекламный баннер «Закажите комплексную мойку и получите подарок от автосервиса Pit СТОп — диагностику стоимостью 1200 рублей по 41 параметру». Таким образом мы поднимали автомойке средний чек, а баннер минимизировал человеческий фактор, поскольку не каждому клиенту администратор будет предлагать поучаствовать в акции. Мы, в свою очередь, раздавали нашим клиентам купоны на услуги салона и пиарили его в соцсетях.

«Мы создали проект под названием «Раскраска от Питстопера». Питстопер — это персонаж в нашем Инстаграме» «Мы создали проект под названием «Раскраска от Питстопера». Питстопер — это персонаж в нашем «Инстаграме» Фото: Лилия Шелест

Как найти партнеров для кросс-маркетинга?

Как мы находили партнеров для кросс-маркетинга? Присылали коммерческое предложение. Да, это тоже продажа, нужно доказать, что твое предложение выгодно. Мы разослали более 200 писем — откликнулось только пять бизнесов. Владелица одного из салонов красоты пришла к нам вообще через четыре месяца после рассылки. Она получила письмо, отложила его в папку и забыла про него. Мы до сих пор сотрудничаем с этим салоном. Сейчас, когда у меня есть свой блог и определенный личный бренд, уже проще приглашать бизнесы для кросс-маркетинга.

Недавно мы сделали подобный взаимопиар в приложении UDS с одной автомойкой. Был сезон шиномонтажа, и мы для ее клиентов сделали подарок — 500 рублей на замену колес. Реакция пошла сразу: люди активно писали в личные сообщения, записывались в автосервис. А знаете, что самое замечательное? Привлечение этих клиентов обошлось нам в ноль рублей, не считая абонентской платы за само приложение!

Еще один кейс: кондитерская «Медовик» активно сотрудничает с Baloons Present — оптовой базой шариков и розничными магазинами упаковки подарков. Вы наверняка видели их островки в ТЦ «Омега» и «Торговом квартале». Люди заказывают у «Медовика» торты, а у Baloons Present — шары. Они получают все в одном месте, когда приходят за тортом в «Медовик». Экономия времени клиента = сарафанное радио и увеличение продаж.

Еще один пример из нашего автосервиса: изучая своих клиентов, я увидела один из сегментов целевой аудитории — это мужчины/женщины до 37 лет, у которых есть дети возраста до 7 лет. И тогда мы создали проект под названием «Раскраска от Питстопера». Питстопер — это персонаж в нашем «Инстаграме». Раскраски рисовал дизайнер с нуля, мы сделали вкладыш с наклейками, развивающие загадки для детей и отрывной купон внутри на обслуживание автомобиля для родителей. Так вот эти раскраски дарили своим воспитанникам «Умное поколение», «Бэби Клуб», школа английского языка. Даже в страховой компании с удовольствием взяли эти раскраски. А кроме того, они попали в магазины игрушек, маникюрные салоны, кафе Barashki и «Веранда». И как точка контакта, и как рекламный канал эти раскраски вполне оправдали себя.

Фото: Лилия Шелест

Нюансы взаимопиара: каждый сам за себя

В одиночку метод кросс-маркетинга не работает. Нужен комплекс рекламных каналов. Это из серии «не храните все яйца в одной корзине».

— Если вы даете спецпредложения и купоны, указывайте срок окончания. В зависимости от бизнеса — от двух недель до двух месяцев.

— Готовьте рекламные материалы самостоятельно или держите их на контроле. Никто ради вас стараться сделать лучше не будет. Каждый сам за себя.

— Кросс-маркетинг — это точка контакта, чтобы отложить у человека в голове, что есть такой автосервис или кондитерская. Он может не принести вам миллион прибыли, но сработать в комплексе с другими рекламными каналами: соцсетями, 2ГИС, реклама в лифте, таргет, «Яндекс.Директ» и пр.

— Изучайте свою целевую аудиторию — и вы увидите множество неочевидных партнеров для вашего бизнеса.

— Должны выигрывать оба бизнеса: win-win. Это может быть обмен аудиторией, подарок клиентам другого бизнеса для повышения лояльности или повышение среднего чека.

Присмотритесь, возможно, и в вашем бизнесе пора применить такой рекламный канал, как кросс-маркетинг.

Лилия Шелест