Александр Шульгин Александр Шульгин: «Татарстан всегда был центром инноваций, поэтому именно здесь мы будем не просто инвестировать в логистический хаб, но и активно развивать экосистему онлайн-продаж для всего рынка» Фото: Евгений Разумный / ТАСС

Стратегия агрессивного завоевания рынка, усиленная 10 миллиардами, запустится с Татарстана

Правительство Татарстана выбрало компанию Ozon для разработки стратегической программы по развитию рынка электронной коммерции в республике. Это подтвердили «БИЗНЕС Online» в минэкономики РТ, решение было принято на рабочем совещании президента РТ Рустама Минниханова с участием министра экономики республики Фарида Абдулганиева и гендиректора Ozon Александра Шульгина.

Подробности о проекте стратегии пока не разглашаются, однако ожидается, что она будет презентована на петербургском международном экономическом форуме, который пройдет 6–8 июня. «Потенциал рынка электронной коммерции огромный, а Республика Татарстан всегда была центром инноваций, поэтому именно здесь мы будем не просто инвестировать в логистический хаб, но и активно развивать экосистему онлайн-продаж для всего рынка. Это позволит увеличить доступность миллионов товаров для жителей Татарстана и дать новый драйвер развития для местного бизнеса», — передает пресс-служба минэкономики РТ слова Шульгина.

Из конкретных шагов — компания запускает второй логоцентр в Татарстане: на площади ТОСЭР «Зеленодольск» (первый склад открылся под Казанью в сентябре 2016 года за 100 млн рублей). О планах расширяться компания говорила уже давно, но сегодня стало известно, что на новый проект дал добро президент РТ.

«Для Татарстана старт такого масштабного проекта совместно с Ozon — это в первую очередь создание новых условий для татарстанских производителей. Предприниматели республики получат дополнительный современный канал продаж. Кроме того, это крупные инвестиции, новые рабочие места и расширение потенциала экономического развития района», — цитирует Абдулганиева пресс-служба минэкономики РТ.

Сегодня стало же стало известно, что крупнейшие акционеры Ozon — АФК «Система» Евгения Евтушенкова и Baring Vostok (основатель и управляющий партнер Майкл Калви) — вложили в компанию 10 млрд рублей в виде конвертируемого займа сроком до конца 2019 года. Сейчас «Системе» принадлежит 38,2% Ozon, а структурам Baring Vostok, по данным на 13 декабря 2018 года, — 39,16%. «Ozon должен поддерживать стратегию агрессивного завоевания рынка», — пояснил «Ведомостям» управляющий партнер АФК «Система» Алексей Катков. Как пишет издание, с конца 2018 года у Ozon были сложности с обработкой и доставкой заказов, имелось множество жалоб на несвоевременную доставку или отмену оплаченных заказов. На середину марта более 90% заказов доставлялось вовремя, заявлял «Ведомостям» представитель компании. Теперь в планах — открытие в Московской области нового центра обработки заказов площадью свыше 100 тыс. кв. м и расширение логистической инфраструктуры в регионах. Получается, Татарстан в этом ряду. 

Сам Ozon в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» не стал раскрывать подробностей программы, но отметил актуальность проекта. «Детали о новом логистическом хабе мы раскроем чуть позже. Можно отметить, что недостаток логистической инфраструктуры — это фактор, сдерживающий развитие электронной коммерции в нашей стране. Именно поэтому мы нацелены развивать в Республике Татарстан и крупный логистический хаб, и другие элементы цепи поставок», — сообщили в компании.

Ozon запускает второй логоцентр в Татарстане — на площади ТОСЭР «Зеленодольск» (первый склад (на фото) открылся в сентябре 2016 года за 100 млн рублей) Фото: «БИЗНЕС Online»

«В Татарстане привлекают всех потенциальных инвесторов в регион, кого только можно»

Амбициозные планы на татарстанский (да и российский) рынок e-commerce есть и у других компаний, в частности, строительство крупнейшего распредцентра планировал казанский вариант Alibaba — онлайн-ретейлер KazanExpress. Компания хочет построить в Иннополисе логоцентр площадью 40 тыс. кв. м, на первый этап нужно около 500 млн рублей. Впрочем, ее основатель и директор Линар Хуснуллин не видит в усилении Ozon серьезных проблем для своего бизнеса.

«У нас своя ниша, полностью отличающаяся от Ozon, так что по нам их усиление в Татарстане сильно не ударит. Это больше усиление к рынку. Рынок растет, все игроки растут: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Ozon вырос на 67 процентов, если я не ошибаюсь, в 2018 году. Мы растем на 38–39 процентов в месяц, но у нас низкая база, нам легче в этом плане. Но понятно, что в Татарстане привлекают всех потенциальных инвесторов в регион, кого только можно. Сейчас с этим сложно, а Ozon — хороший потенциальный игрок. Кроме того, в текущем году он перешел на активную модель маркетплейса. Раньше у него много своего товара было, теперь он открыл двери и всех продавцов приглашает — это очень похоже на нашу модель. Но Ozon рассчитан на средний класс, у данной компании, например, доставка платная, даже до пункта выдачи. Там высокая средняя стоимость исполнения заказа — у нас демократичнее», — уверяет Хуснуллин.

Он допускает, что кроме открытия в Татарстане второго логоцентра компания может зайти в Иннополис с офисом разработок: «Сейчас там сидят „Магнит“, Х5, „Тинькофф“, „Яндекс“ — Ozon только не хватало», — считает директор KazanExpress.

Понятно, что Ozon в Зеленодольске привлекают преференции, которые получат резиденты ТОСЭРа: пониженная ставка налога на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога, пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%. По словам Хуснуллина, кроме этого, на выбор локации в Зеленодольске повлиял зарплатный фактор. «Рабочая сила там дешевле, чем в Казани, при этом город — ближайший к столице РТ по трассе М7. Получается точка, откуда идет распределение во все города», — объясняет логику он.

Ozon в Зеленодольске привлекают преференции, которые получат резиденты ТОСЭРа: пониженная ставка налога на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога, пониженные тарифы страховых взносов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Концепция развития электронной торговли может подразумевать все что угодно»

Другие опрошенные нами игроки отрасли тоже нисколько не опечалены выбором татарстанского правительства и уверены, что их работе это не помешает. «Желание властей Татарстана разработать собственную стратегию развития рынка электронной торговли говорит о намерении нарастить свою экспертизу в этой довольно важной и перспективной сфере. Республика уже не раз демонстрировала, что, досконально разобравшись в какой-то теме, она может генерировать идеи, которые способны помочь в разрешении проблем на федеральном уровне. Мнение республики звучит весомо, к нему прислушиваются», — рассуждает владелец группы Fix, основатель «Банка 131» Дмитрий Еремеев.

Правда, на данном этапе совершенно непонятно, о какой программе развития рынка может идти речь. «Концепция развития электронной торговли может подразумевать все что угодно. Надо ее почитать, конечно, но, скорее всего, имелось в виду, что для жителей Татарстана товары станут более доступными, люди получат сервис, который им ранее был недоступен», — говорит директор Boxberry Михаил Конев.

«Планы Ozon на расширение своего присутствия в Татарстане могут повлиять на планы других игроков рынка, таких как KazanExpress или интернет-площадки типа WildBerries, но, разумеется, не такого гиганта, как AliExpress, — считает Еремеев. — Я не знаю, какова будет роль Ozon в разработке стратегии, но очевидно, что чем шире эта тема станет обсуждаться среди участников рынка, тем более сбалансированным получится документ. Ozon построил хороший и крупный бизнес, но, насколько я знаю, он пока генерирует убытки. Я считаю, что при разработке стратегии желательно узнать мнение лидеров российского рынка электронной торговли и локальных игроков, знающих местную специфику».

Ozon — это крупная динамично развивающаяся торговая площадка, почему бы ее не выбрать, соглашается Борис Нейман, генеральный директор компании PAL — официального сервисного партнера торговой площадки Alibaba.com. «В ней все только хорошее, ничего плохого. Другие игроки этим никак не будут ущемлены. Нельзя ущемить то, что положительно влияет на всех людей в нашей стране. Никто подобного делать не будет, так что я думаю, что все в порядке, просто заявлен очередной очень хороший и полезный для российского общества проект», — говорит он.

По его словам, для других площадок это прекрасное событие, потому что «подогреет рынок и интерес людей к использованию данных каналов для продаж как в Россию, так и из нее». «Мне неизвестно о том, чтобы подобные соглашения заключались в других регионах, но это связано не с тем, что их нет, а с тем, что не все регионы подобные проекты озвучивают на уровне властей региона», — говорит Нейман.

Возможно, Ozon сам вышел на руководство республики, это соответствует его политике по открытию своих складов в регионах, считает Конев. «Другие крупные игроки пока не ведут такой активной политики, поэтому, я думаю, тут в принципе нет ущемления их интересов», — согласен он.