«АФГАНСКИЙ ЗАКАЗ» – КОММЕРЦИЯ ИЛИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ИГРА?

Как и предполагала «БИЗНЕС Online», ОАО «Казанский вертолетный завод» выбрано исполнителем заключенного недавно Командованием сухопутных войск Вооруженных сил США и ФГУП «Рособоронэкспорт» контракта, который уже назвали сенсационным. Россия поставит 21 новый военно-транспортный вертолет Ми-17В5, которые будут использоваться в боевых действиях в Афганистане. Подтверждение выбора производителем казанского завода пришло с открывшегося в Ле Бурже авиасалона. Между тем, уже года два как сообщается, что предприятие буквально завалено заказами. Как же будет выполняться новый контракт?

«ОН ХОРОШО РАБОТАЕТ В АФГАНИСТАНЕ»

Вертолеты Ми-17В5, заказанные армией США для Афганистана, будут поставлены до конца 2012 года. Экспорт первых машин намечен на октябрь 2011 года, а передача остальных – до конца 2012 года. В настоящее время на ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) начались работы по сборке первой машины заказа, сообщил АРМС-ТАСС представитель «Рособоронэкспорта» на 49-м авиационо-космическом салоне в Ле Бурже.

Стоимость соглашения с американцами (оно прорабатывалось с августа прошлого года) - $375,05 млн. Контракт предусматривает поставку запасных частей, обслуживание и поддержку техники, инженерные и технические услуги. Сообщается, что в рамках проекта с США соответствующая структура будет создана на территории Афганистана, а купленные у России вертолеты будут дооснащаться оборудованием по стандартам США и НАТО.

Намерение купить российские вертолеты сразу же вызвало бурные протесты внутри США. В частности, недовольство «нарушением принципов конкурентной борьбы» выражала фирма Sikorsky Aircraft, настаивавшая, что готова предложить альтернативу российским вертолетам. Дебаты шли в конгрессе и в СМИ. Но американские военные были непреклонны: «Я был бы рад полностью перейти на западные летательные аппараты, и говорю это как пилот и военный летчик, - заявил бригадный генерал военно-воздушных сил США Майкл Боера, который контролирует развитие афганских ВВС. – Однако факт остается фактом – я должен принимать решения на основании того, что больше устраивает афганцев. Нам придется пережить то, что вертолет - российский. Он хорошо работает в Афганистане».

Как отметил генеральный директор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин, есть перспективы того, что после выполнения первого контракта армия США может заказать дополнительное количество вертолетов для Афганистана. Некоторые источники утверждают, что в вооруженных силах этой страны будет не менее 128 Ми-17.

 

ИЗ ИНДИЙСКОГО ЗАКАЗА?

Самый интересный вопрос: какими силами КВЗ будет выполнять американский заказ? Ведь руководство завода не раз акцентировало внимание на том, что в связи с повышенным спросом вертолеты производства КВЗ, производственные мощности завода полностью загружены до 2013 года. О том же «БИЗНЕС Online» сообщил и помощник президента РТ Тимур Акулов: «Не знаю, насколько наш вертолетный завод (если к контракту подключат его) сможет выполнить заказ — насколько знаю, у предприятия до 2012 года все расписано, и оно обязано выполнять заказы, которые уже набрало». На самом КВЗ (а также в ОАО «Вертолеты России» и ФГУП «Рособоронэкспорт») от каких-либо комментариев на «афганскую» тему отказываются, но неизменно отмечают, что руководству завода неизвестно, кто назначен исполнителем контракта. То есть афганский заказ должен быть для КВЗ своего рода сюрпризом (оказывается, в современной экономике, где самое важное – это спрос, бывают и такие «неприятные сюрпризы»!). Источник «БИЗНЕС Online», близкий к вертолетостроительной отрасли, предположил: «Значит, возьмут из индийского заказа».

Как известно, этот контракт (оценивается в $1,2 миллиарда) с министерством обороны Индии на поставку 80 (!) военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 должен быть выполнен тоже до конца 2012 года с началом поставок в 2011-м (а ведь есть еще и другие заказы). Как отмечает аналитическое агентство АвиаПорт, в российских поставках в Индию на Ми-17 сделан особый акцент. Эти российские машины с лучшей стороны проявили себя в ходе индо-пакистанского военного конфликта в Каргиле в 1999 году, а также в операциях по обеспечению подразделений вооруженных сил Индии в районе спорных территорий на высокогорном леднике Сиачен. Основная задача вертолетов в этом районе - снабжение постов индийской армии на высотах 3700-5300 метров вооружением, средствами материально-технического обеспечения и продовольствием. Вертолеты Ми-17 успешно решают боевые задачи в сложных условиях высокогорья и при экстремально низких температурах.

Отметим, что и американцы не зря остановили выбор на Ми-17В5. На сегодня, это самая совершенная машина КВЗ. Индийские Ми-17В-5 оснащены новым пилотажно-навигационным комплексом, в связи с чем потребовалось провести большой объем опытно-конструкторских работ. Это так называемая «стеклянная кабина», в которой, например, аналоговые приборы-«будильники» заменены многофункциональными дисплеями. Как рассказал на недавней Интернет-конференции «БИЗНЕС Online» генеральный директор КВЗ Вадим Лигай, «стеклянная кабина» увеличивает стоимость вертолета приблизительно на 10%: «Но точно сказать трудно. Все зависит от комплектации - в вертолетах со «стеклянной кабиной», обычно, больше и других видов модификаций».

А об американском заказе также сообщается, что все заказанные вертолеты будут поставлены в ночном варианте, то есть оснащены системами ночного видения.

 

ХИНДИ РУСИ БХАЙ БХАЙ

Как может расценить индийская сторона любое изменение в выполнении своего заказа?

Как считают в самой Индии, отношения между Россией и Индией недавно вошли «в полосу слабого шторма». Так, весной Россия отменила два важных совместных учения, которые были спланированы за много месяцев. Индийские СМИ истолковали это как месть за то, что Дели отверг заявку России на поставку в Индию 126 МиГ-35 на общую сумму $10,4 миллиарда - в финал конкурса вышли европейский Typhoon и французский Rafale. Считается, что этот «контракт века» дал бы МиГ возможность установить более низкую цену на свои машины на внутреннем рынке. Теперь это невозможно. Более того, отказ Индии от МиГ-35 снижает шансы России на поставку этой техники на рынки Латинской Америки и Ближнего Востока.

Как отмечает ИноСМИ, в индийской прессе, часто появляются материалы, привлекающие внимание к отставанию от графиков и росту издержек, которые постоянно присутствуют в российских военных сделках с Индией. Так авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») должен был поступить на вооружение ВМС Индии к 2008 году и сомнительно, что его сдадут к новому сроку - в конце 2012 года. Более того, Индии придется заплатить за переоборудование «Горшкова» $2,34 миллиард, а не $974 миллиона, как договаривались. Аналогичные проблемы возникали с поставкой подводных лодок и фрегатов. В 2007 году Россия внезапно изменила условия контракта на поставку Су-30 в Индию, что привело к заметному охлаждению в двусторонних отношениях.

Россия, в свою очередь, недовольна потеплением отношений Индии с США, указывая, что Москва, несмотря ни на что, воздерживается от поставок оружия в Пакистан из уважения к чувствам индийцев, а Индия тем временем закупает оружие у американцев, израильтян и других конкурентов России на миллиарды долларов.

Тем не менее, как пишет Asia Times, несмотря на взаимные претензии, Россия и Индия испытывают взаимную симпатию и не хотят ссориться: «Хотя русские еще оправляются от удара из-за отвергнутой заявки на поставку боевых самолетов, а Индия переживает из-за оскорбительного отказа от совместных учений, Москва уже на полных парах устремилась к новым многомиллиардным контрактам на поставку в Индию легких вертолетов, вертолетов огневой поддержки и тяжелых транспортных самолетов. В совокупности сумма этих сделок тянет почти на четыре миллиарда долларов». Боле того, холдинг «Вертолеты России» предлагает собирать свои машины в Индии перед их экспортной поставкой в третьи страны.

Хочется ли всего этого американцам, и какую роль в большой геополитической игре сыграет казанский заказ?

Тимур Латыпов
Фото Periscope2.ru; КВЗ