ШЕФ СЕРГЕЯ КОГОГИНА ПРИЗНАЛ, ЧТО ПОГЛОЩЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СТОРОНОЙ МАЗА "ПОДВИСЛО" 

Сегодня стало известно, что рулевым КАМАЗа - Сергею Чемезову и Сергею Когогину - не удается продавить выгодные для себя условия при объединении с МАЗом.  Переговоры сторон "подвисли", сообщил сегодня глава Ростехнологий Чемезов. Правительство Беларуси не хочет терять контроль над минским автопроизводителем, который за год сумел существенно увеличить свою долю на российском рынке грузовых авто. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что это не последний раунд переговоров –  глава Беларуси Александр Лукашенко будет тянуть до последнего, ибо в сделке больше нуждается российская сторона, чем белорусская.   

КАМАЗ НЕ СМОГ ОБЪЕХАТЬ МАЗ

Переговоры об объединении КАМАЗа и МАЗа "подвисли" – с таким заявлением выступил глава Ростехнологий Сергей Чемезов.

"Пока ни о чем не можем договориться с ними. Здесь, по всей видимости, ситуация чисто политическая», - заявил Чемезов. Фактически это означает, что поглощение КАМАЗом минского автопроизводителя на выгодных челнинцам условиях не состоялось.

Глава Ростехнологий подчеркнул "принципиальные" разногласия с белорусской стороной по вопросу создания СП, пишет газета "Ведомости". "Они свое предложение сделали, оно нас не устроило", - сказал Чемезов, пояснив, что белорусская сторона предложила создать совместное предприятие на паритетной основе. "А мы в свою очередь предлагаем провести оценку их и наших активов и потом произвести обмен акциями", - добавил Чемезов. По его словам, стоимость активов МАЗа и КАМАЗа сильно разнятся не в пользу белорусского предприятия.

 БЕЗ ПОДПИСИ ЛУКАШЕНКО "НИКТО НИЧЕГО НЕ КУПИТ"

Если вернуться к истории вопроса, то напомним, что в феврале 2011 года Ростехнологии направили белорусскому руководству предложения по объединению КАМАЗа и МАЗа, после чего российская компания должна была получить 100% белорусского производителя грузовиков, а Беларусь могла бы получить пакет акций в КАМАЗе.

Однако президент Беларуси Александр  Лукашенко резко отреагировал на заявления о том, что сделка уже согласована. В конце мая он заявил, что без подписи президента "никто ничего не купит: ни МАЗ, ни Белкалий.

После чего в начале июня заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко говорил, что Беарусь и Россия до конца года планируют выйти на проекты документов по созданию автохолдинга с участием МАЗа и КАМАЗа. По его словам, сотрудничество будет строиться на основе передачи в управление Росбелавто части акций как КАМАЗа, так и МАЗа, а также других заводов, входящих в их инфраструктуру.

И теперь, как мы видим, стороны уперлись в принципиальность вопроса. Одни хотят поглощения и вертикали управления, другие – сохранить люфт.

МАЗ ПРОНИК В СВЯТАЯ СВЯТЫХ

Тем временем МАЗ на российском рынке вовсе не тушуется и по всем позициям увеличивает свою долю. 

На основном рынке крупнотоннажных грузовых автомобилей (полной массой 14 - 40 тонн) по итогам первого квартала 2011 года минский производитель занял 14,3%, увеличив свое присутствие на 5,5 процентных пункта – с 8,8% в прошлом году. КАМАЗ в этом секторе занимает лидирующие позиции с долей рынка в 38,8%. Правда, по сравнению с первым кварталом прошлого года она значительно сократилась (59%), в первую очередь, из-за восстановления утративших свои позиции в период кризиса других автопроизводителей и снижение заказа минобороны.

На рынке среднетоннажной техники МАЗ занимает 22,7%, практически в два раза увеличив свою долю по сравнению с прошлым годом (12,8%). КАМАЗ же в данном сегменте потерял один процентный пункт – доля с 13,2% упала до 12,3%.

Достаточно агрессивную маркетинговую политику МАЗ пытается вести даже в Татарстане. Он активный участник различных автовыставок, например, "ДорТрансЭкспо". В результате в январе 2011 года МАЗ поставил два городских автобуса большого класса МАЗ 103476 в ООО "Нижнекамское ПАТП". Автобусы оснащены двигателями Deutz (Евро-3) и автоматической коробкой передач Voith. Как пишет официальный сайт белорусского автопроизводителя, в 2011 году МАЗ может поставить в Нижнекамск до 10 автобусов.

DAIMLER МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КАМАЗ ЕЩЕ ДОРОЖЕ

Сегодня же по совпадению – а, может быть, и нет? - Reuters распространил заявление главы отделения Daimler Андреаса Реншлера, который не исключил увеличения доли немецкого производителя в КАМАЗе.

Реншлер сообщил, что удовлетворен ростом мирового рынка автомобилей во втором квартале 2011 года. Daimler стал акционером КАМАЗа осенью 2008 года, а в июне 2010 довел свою долю в ней до 11%. Еще 4% акций, купленных Европейским банком реконструкции и развития, немецкая компания по условиям соглашения консолидирует на своем балансе. Стратегическая цель немцев, считают ряд наблюдателей, это установление контроля над автогигантом из Челнов. Сделку с Минском нужно обязательно рассматривать также в этом контексте…

Так что, возможно, данное сообщение – один из очередных ходов в партии за активы минского производителя?

БИЗНЕС Online

 

"ЕСЛИ ЛУКАШЕНКО УЙДЕТ, БЕЛАРУСЬ ПОДЕЛЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ РОССИИ И АМЕРИКИ"

Дилюс Шавалиев – генеральный директор инвестиционной компании «Капитал-менеджмент»: 

- То, что предлагает российская сторона - это мировая практика. По уму так и надо делать. А то, что предлагает белорусская сторона - это абсурд. Для создания СП на паритетных началах, активы этих компаний должны быть сопоставимы. Как принято у нас говорить, переговоры не закончились, а зашли в тупик или отложены на неопределенное время.

Прогнозировать поведение чиновников белорусской стороны - неблагодарное дело, потому что славятся они тем, что часто меняют правила по ходу игры. Мое мнение, с ними тяжело работать. Однако Беларусь сейчас находится не в лучшем экономическом положении, и Россия, как старший брат уже оказывает им экономическую помощь в виде предоставления кредитов. Поэтому может получиться так, что иного выбора у них и не будет, как принять условия нашей стороны.

Александр Афиногентов – начальник отдела брокерского дома «Открытие»:

- Переговоры о создании Росбелавто будут продолжены. Россия и Беларусь в любом случае будут вести переговоры, потому что обоим странам это нужно. Момент, из-за которого переговоры приостановлены, связаны с тем, что за МАЗ просит 2,5 миллиарда долларов за свое предприятие, что выше капитализации КАМАЗа со всеми дочерними предприятиями вместе взятыми. Это очень большая сумма. КАМАЗу это нужно, так как у него очень большой пробел в линейке недорогих магистральных тягачей. МАЗ в этом плане впереди. Также у МАЗа есть совместное предприятие с МАНом, что угрожает экономическому развитию СП КАМАЗа с Daimler, которые в последнее время осваивает средние строительные техники.

Объедение МАЗа и КАМАЗа было бы замечательным не только для челнинского производителя, но и в целом для Ростехнологий. Объединение привело бы к оптимизации модельного ряда и поставщиков для КАМАЗа. Объединение было бы плюсом для производственной составляющей этого процесса.

Есть еще политический момент, мы все прекрасно знает, что у Беларуси сейчас большие проблемы с бюджетом, в стране большая инфляция. Вопрос по слиянию МАЗа и КАМАЗа, мне кажется, будет муссироваться и обговариваться рабочей группой до тех пор, пока Александр Лукашенко не примет какое-то решение. То ли он возьмет кредит у ЕврАзЭС, то ли от международного валютного фонда. Как только он эти деньги получит, никакого слияния предприятий мы не увидим. Если деньги будут даваться частями, вопрос слияния может растянуться не на один месяц. Для российских предприятий единственная реальная возможность получить часть машиностроительных активов Беларуси - ведь есть не только МАЗ, но и ММЗ, и минское транспортное предприятие, -  это дождаться снижения цен, то мы сейчас и делаем. Открытие ради открытия никому не нужно, СП должен быть коммерчески выгодным.

Кроме того, если договариваться с Беларусью, то Лукашенко нужно предоставлять гарантии неприкосновенности, чтобы не было потери пакета. Польза от СП однозначно будет. Для обеих сторон, но этот политический момент оттягивает переговоры.

Руслан Зарипов – заместитель директора представительства БД «Открытие» в Казани:

- Обе стороны желают извлечь как можно больше выгоды от данного слияния, я больше склонен поддержать сторону главы Ростехнологий Чемезова, то есть предварительно провести оценку предприятий, и на основании заключений экспертов произвести процедуру слияния. Переговоры еще не закончились и, думаю, что они еще продолжаться, к тому же в Беларуси сейчас не совсем стабильная экономическая ситуация и данное слияние в первую очередь будет интересно именно им.

Рамиль Мустафин – генеральный директор ООО «Казанский автоцентр МАЗ»:

- Дело на самом деле вовсе не в том, что КАМАЗу невыгодно создавать СП с МАЗом, и не в «претензиях» МАЗа. МАЗ – важнейшее бюджетообразующее предприятие Беларуси. А в Беларуси, как известно, дела не очень хороши. Если Лукашенко уйдет, Беларусь начнут делить между собой предприятия России и Америки. Акционерам КАМАЗа МАЗ на самом деле очень нужен. МАЗ на своем настаивать сможет месяц, два, полгода, до тех пор, пока есть такая возможность, пока есть Лукашенко.

С точки зрения комфорта для потребителей, КАМАЗ, если не разработает новую кабину европейского уровня, на которую у них пока нет денег, будет уступать МАЗу. Да, КАМАЗ делает рестайлинг кабины, но сама разработка – она ведь двадцатилетней давности.