КАМАЗ получает эксклюзивные условия на закупку аккумуляторов у «дочки» «Роснано» — ООО «Лиотех-Инновации»

ЧУБАЙС въедет на камазовском электробусе в оем-поставщики аккумуляторов

КАМАЗ и «Роснано» решили вместе развивать электротранспорт в России, и не в последнюю очередь за счет работы с муниципалитетами по вертикали власти, о чем мягко говорится в сегодняшнем релизе пресс-службы КАМАЗа. «Партнеры подготовят предложения для внесения в региональные программы развития общественного транспорта», — сказано в сообщении, посвященном соглашению с «Роснано». Подписи под соглашением о стратегическом сотрудничестве поставили гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и председатель правления УК «Роснано» Анатолий Чубайс. В основе документа лежит условие закупки литий-ионных аккумуляторных батарей КАМАЗом у «Роснано» — они пойдут на питание камазовских электробусов.

По условиям соглашения, КАМАЗ получает эксклюзивные условия на закупку аккумуляторов у «дочки» «Роснано» — ООО «Лиотех-Инновации». Объем поставок пока не обнародован — по информации из пресс-релиза, определять их будет заказчик. Зато обозначены далеко идущие планы, среди которых разработка и запуск в серийное производство энергоэффективных аккумуляторных ячеек, модулей и тяговых батарей, а также статус ОЕМ-поставщика для «дочки» «Роснано», который позволит ей продавать свои технологии другим производителям и выводить их на рынок под торговой маркой покупателя.

«Сотрудничество с „КАМАЗом“ стало первым шагом по переходу „Лиотеха“ от производителя литий-ионных ячеек в статус ОЕМ-поставщика аккумуляторов, — цитирует релиз Чубайса. — Это соответствует мировой практике в области решений по хранению энергии и говорит о том, что российские заказчики переходят к серийному использованию литий-ионных накопителей. В мире уже ежедневно выходят на маршрут сотни тысяч электробусов, а рынок электротранспорта насчитывает несколько миллиардов долларов. Мы видим, что тренд на электротранспорт неизбежно приходит и в Россию. В партнерстве с крупнейшим российским производителем грузового и пассажирского автотранспорта „Роснано“ сможет создать экономически эффективные готовые решения, удовлетворяющие требованиям систем городского транспорта».

Анатолий Чубайс Для КАМАЗа партнерство с Чубайсом может обернуться стабильным рынком сбыта

СУЩЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЯ

По словам Когогина, сегодня на систему накопления энергии приходится около 30% себестоимости электробуса, а переход на российские литий-ионные аккумуляторы позволит существенно снизить цену электробусов. «Минимизация зависимости от импортных комплектующих станет очередным шагом нашей компании в направлении импортозамещения», — добавил Когогин.

Как выяснилось из разговора с руководителем пресс-службы автогиганта Олегом Афанасьевым, релиз о соглашении запоздал на несколько недель. Для КАМАЗа партнерство с Чубайсом может обернуться стабильным рынком сбыта — если партнеры проработают участие Москвы в региональных программах по снабжению электробусами муниципальных пассажирских систем, столица перестанет быть единственным их покупателем. На сегодняшний день, напомним, у КАМАЗа заключен довольно крупный, но единственный контракт с правительством Москвы на поставку 200 электробусов. При этом первый опыт их внедрения на столичные улицы горожане встретили без энтузиазма, ратуя за сохранение привычных трамваев.

По словам Афанасьева, камазовские поставки в Москву, впрочем, носят долгосрочный характер. «Москва в перспективе планирует закупать по 800 электробусов ежегодно, КАМАЗ рассчитывает, что по крайней мере до половины из них будет поставлять он. Можно учесть и заказы, которые могут прийти и из других городов, а это примерно еще 200 штук», —  заявлял месяц назад Афанасьев. В то же время в Москве помимо «КАМАЗ-6282» курсируют электробусы «ЛиАЗ-6274». Камазовский же продукт тестируется сегодня в Казани и Ростове-на-Дону, но лишь по одному экземпляру на город. В Ростове городские власти планировали закупить еще 10 штук в этом году, но в конкуренцию включились АО «Тролза» из Энгельса и белорусский ОАО «Белкоммунмаш». Кстати, «Тролза» ходит по семи маршрутам Санкт-Петербурга. На этом фоне соглашение с госкорпорацией весьма своевременно: даже если аккумуляторы от «Роснано» не станут украшением электробуса, они все равно придадут ему толчок в регионы, ведь и Чубайсу нужно их продавать — КАМАЗу, судя по всему, дешевле, чем его конкурентам.