Выручка АО «Транснефть-Прикамье» выросла на 39% до 54,9 млрд рублей и вместе с прибылью установили новые рекорды Выручка АО «Транснефть-Прикамье» выросла на 39% до 54,9 млрд рублей и вместе с прибылью установили новые рекорды Фото: prav.tatarstan.ru

ВЫРУЧКА И ПРИБЫЛЬ ОБНОВИЛИ РЕКОРДЫ

Благоприятная ситуация на рынке нефти сказывается не только на результатах добывающих компаний, свою долю получают и их смежники. Так, чистая прибыль АО «Транснефть-Прикамье» в 2018 году выросла в 2,3 раза или до рекордных 13,1 млрд рублей, следует из опубликованного на днях бухгалтерского отчета компании по стандартам РСБУ. Выручка транспортного монополиста увеличилась на 39% до 54,9 млрд рублей, также установив новый  максимум.

В абсолютном выражении выручка «Транснефть-Прикамье» увеличилась на 15,4 млрд рублей. Такой прирост был обеспечен, главным образом, транспортировкой сырой нефти, доходы от нее выросли на 10,5 млрд рублей, или на 29%. Прокачка сырья лежит и в основе всей выручки: на этот сегмент приходится 85% полученных компанией денег, или 46,9 млрд рублей.

Разберем по порядку факторы, повлиявшие на выручку дочернего предприятия «Транснефти». Первый — тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов. Они устанавливаются ежегодно правительством РФ и, как правило, растут на уровне плюс-минус инфляции по данным Росстата. Однако финансисты компании, возглавляемой Николаем Токаревым, посчитали, что тарифы на 2018 год неплохо было бы повысить на 21%. Но Дмитрий Медведев и Александр Новак с этим не согласились: по распоряжению правительства, в 2018–2020 годах тарифы «Транснефти» должны индексироваться с коэффициентом 0,9–1 к инфляции, а цена транспортировки нефти в направлении Китая через Казахстан по решению ФАС с вовсе была урезана на 16,7%.

Если внимательно рассмотреть сетку тарифов по направлениям прокачки, становится ясно, что расценки в зависимости от вектора отличаются в разы и даже на порядки. То есть сильнее всего на выручку влияет не индексация тарифа и даже не объем транспортировки (в целом для всей «Транснефти»), который при отсутствии форс-мажора также меняется в рамках сравнительно узкого коридора, а именно направление. Разумеется, и объем может оказывать заметное влияние на показатели отдельных «дочек» монополиста, через которые был увеличен прогон сырья, но это опять же связано в первую очередь с изменением вектора прокачки в масштабах России.

Для справки: ранее компания сообщила, что в прошлом году прокачка нефти увеличилась на 0,6% до 480,4 млн тонн. На момент написания материала еще не были опубликованы годовые результаты головного ПАО и других регулярно отчитывающихся «дочек», но есть консолидированные результаты за три квартала. И в январе-сентябре выручка «Транснефти» по МСФО увеличилась на 8,8% до 716 млрд рублей. При этом прокачка нефти за три квартала выросла всего на 0,1% до 357,5 млн тонн.

Также отметим, что в ежеквартальном отчете материнской компании по РСБУ за четвертый квартал указаны основные направления отгрузок нефти:

НПЗ России — 62,1 млн тонн (на 0,2 млн больше, чем в четвертом квартале 2017-го);

НПЗ ближнего зарубежья — 4,8 млн тонн (на 0,1 млн тонн меньше);

дальнее зарубежье — 55,3 млн тонн (на 1,4 млн тонн больше).

Так что, похоже, крутой взлет основных показателей — это именно местная, сугубо татарстанская история.

Существенное влияние на показатели «Транснефть-Прикамье» оказывает деятельность крупнейшей нефтяной компании Поволжья, «Татнефти» Существенное влияние на показатели «Транснефть-Прикамье» оказывает деятельность крупнейшей нефтяной компании Поволжья, «Татнефти» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВКЛАД «ТАТНЕФТИ» И «ТАИФА»

Понятно, что существенное влияние на показатели «Транснефть-Прикамье» оказывает деятельность крупнейшей нефтяной компании Поволжья, «Татнефти». Группа в прошлом году нарастила добычу на 2,05% до 29,534 млн тонн нефти. Для сравнения, объем добычи нефти и газового конденсата по России вырос на 1,6% до 555,8 млн тонн.

Помимо прочего, компания под руководством Наиля Маганова планомерно наращивает переработку собственной нефти на мощностях ТАНЕКО, а значит, нефть нужно доставить с месторождений на завод, а затем часть нефтепродуктов также транспортировать частично трубопроводами, частично — иными типами транспорта (ж/д, авто). В прошлом году поставки нефти в адрес ТАНЕКО увеличились с 7,850 млн тонн до 8,613 млн тонн, сообщили «БИЗНЕС Online» представители «Татнефти», отметив при этом, что в 2017 году на НПЗ проводился капремонт, повлиявший на объемы переработки. Напомним, что ранее ТАНЕКО планировал нарастить переработку на 20% до 9,4 млн тонн, а фактически увеличил на 12,5% до 9,22 млн тонн. Его прямой конкурент, ТАИФ-НК, также развивает переработку, несмотря на серьезную озабоченность опережающим ростом цен на сырье и необоснованными сверхпрофитами добывающих компаний. Согласно последним озвученным данным за 6 месяцев, ТАИФ-НК переварила 4,4 млн тонн, и при прочих равных за 12 месяцев должна прибавить около 7,5%.

Что касается объема и географии продаж нефтепродуктов, то у «Татнефти» их отгрузка за 9 месяцев выросла на 0,94 млн до 8,55 млн тонн. Самую большую прибавку обеспечили продажи дизтоплива в дальнее зарубежье — плюс 0,42 млн до 0,52 млн тонн. Как рассказали нам в «Татнефти», объемы отгрузки дизтоплива трубопроводным транспортом увеличились по следующим ключевым направлениям: Набережные Челны — на 54,6%, ЛПДС Красный Бор — на 33,3%, ЛПДС Воронеж — на 415% (!), РБ Конарский — на 13,4%, НБ Гороховецкая — на 10,8%. Кроме того, появились новые направления перекачки — Нижнекамск, Солнечногорская НС, НП Никольское, ПСП «ГПС Нижнекамск-2».

Таким образом, в плюс «Транснефти» сработали оба направления: и доставка нефти на завод, и отгрузка продукции с завода. В отчете «Транснефть-Прикамье» приводится сумма, заработанная на перекачке именно нефтепродуктов, с места в карьер выросшая до 2,8 млрд рублей. Впрочем, маржинальность прокачки нефтепродуктов оказалась сравнительно невысокой. Так, если валовая прибыль от транспортировки нефти составила 85% (!) к себестоимости такой прокачки, то в случае с нефтепродуктами — только 34%.

выплаты основному управленческому персоналу — 20 человек во главе с предправления Робертом Галиевым (слева) — выросли на 3,3% до 167,8 млн выплаты основному управленческому персоналу — 20 человек во главе с предправления Робертом Галиевым (слева) — выросли на 3,3% до 167,8 млн Фото: «БИЗНЕС Online»

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЗА ГОД ПОДОРОЖАЛИ НА 22 МЛРД рублей

Из прочих факторов, повлиявших на входящий денежный поток, отметим снижение краткосрочной дебиторской задолженности на 1,3 млрд до 5 млрд рублей. Составители отчета уточняют, что такое сокращение произошло преимущественно за счет снижения задолженности материнской компании, которая еще остается должна 4,4 млрд рублей.

Далее — накладные расходы компании. Управленческие расходы (содержание административных зданий, неосновного персонала) выросли на 1,03 млрд до 6,05 млрд рублей. При этом выплаты основному управленческому персоналу — 20 человек во главе с предправления Робертом Галиевым — выросли на 3,3% до 167,8 миллиона. В месяц это в среднем по 700 тыс. рублей на каждого «босса» — довольно скромно, если сравнить с тем, сколько получают многие участники нашего регулярного рейтинга зарплат топ-менеджеров.

Добавим, что в целом расходы по оплате труда у «Транснефть-Прикамье» увеличились на 7,5% до 5,13 млрд рублей.

Принадлежащие компании здания в составе основных средств прилично подросли в цене — на 1,8 млрд до 14,4 млрд рублей. Впрочем, годом ранее прирост составил 2,7 миллиарда. Что касается капзатрат в целом, то тут «Транснефть-Прикамье» явно не скупилась: основные фонды увеличились следующим образом:

— за счет модернизации — 6,7 млрд (на 1,5 млрд больше, чем годом ранее);

— за счет строительства — 9,4 млрд (на 4,9 млрд меньше);

— за счет приобретения отдельных объектов — 15,9 млрд (на 9 млрд рублей больше)

Итого 32 млрд рублей было вложено в повышение стоимости основных средств — на 5,6 млрд больше, чем в 2017 году. Можно отметить, что в апреле компания пополнила парк спецтехники и автомобилей на 309 единиц, а в ноябре завершилось строительство трех резервуаров объемом 50 тыс. кубических метров каждый на линейных производственно-диспетчерских станциях (ЛПДС) «Платина» в Свердловской области, «Пермь» и «Лазарево» в Кировской области.

Резко выросли инвестиции в расположенное в ОЭЗ «Алабуга» предприятие «Транснефть–Синтез» — плюс 305,5 млн до 306 млн рублей. При этом доля участия транспортного монополиста в капитале «дочки» сохранилась на контрольном уровне 51%. О планах строительства завода противотурбулентных присадок за 1,7 млрд рублей стало известно еще в августе 2016 года. Производство собираются запустить в 2019 году, о чем было объявлено в сентябре минувшего года, когда президент РТ Рустам Минниханов посетил строительную площадку завода.

Итого общая балансовая стоимость основных средств компании выросла за 12 месяцев на 22 млрд до 142,9 млрд рублей. С такими завидными темпами не останется без работы и куст татарстанских подрядчиков, расцветший в тени «Транснефти», что благоприятно отразится и на поступлениях в бюджет РТ. Стоит ли спорить с утверждением, что естественные монополии — главные локомотивы роста с точки зрения капзатрат, а значит, и следственно главная тяговая сила всей экономики России и Татарстана в частности?

Даже несмотря на рост управленческих расходов, операционная прибыль «Транснефть-Прикамье» взлетела в 2,3 раза до 19,1 млрд рублей по итогам 2018 года.

Проценты к уплате увеличились на 661 млн до 783 млн рублей. Годом ранее долгосрочные займы компании скакнули на 8,2 млрд до 11,4 млрд, а за прошлый год прибавили еще 1,1 млрд, в итоге составив 12,5 млрд рублей. Так что основания для роста процентных платежей есть. Также надо отметить важный нюанс: если в 2016–2017 годах привлекались и валютные, долларовые кредиты, то по итогам 2018-го остались займы только в отечественной валюте. По поводу цены обслуживания уточняется, что займы получены на условиях «ставка привлечения средств займодателем +0,01%».

Судя по описанию операций с «основным хозяйствующим обществом» (т. е. головной компанией), главный кредитор «Транснефть–Прикамье» — ее материнская компания. И у головной «Транснефти» долги в твердой валюте все же есть, суммарно на 130 млрд рублей по курсу на 30 сентября 2018 года, из них 74 млрд по плавающей ставке — со сроком 2023 год, 56 млрд по фиксированной ставке — 2019 год. По состоянию на 30 сентября все кредиты и займы группы «Транснефть» необеспеченные, а на 1 января 2018-го был обеспечен только кредит от Банка развития Китая. На момент появления займа основная сумма долга составила $10 млрд, а в среднем компания платила по нему 5,2% годовых — куда лучше, чем валютный кредит от некой TransCapitalInvest DAC под 8,7% годовых за $1,05 млрд (с августа-2008 по август-2018).

В обеспечение кредита от китайских партнеров в феврале 2009 года «Транснефть» заключила договор сроком на 20 лет на поставку с 1 января 2011 года сырой нефти в КНР в объеме 6 млн тонн ежегодно.

Баланс прочих статей в отчетности «Транснефть-Прикамье» ослаб. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов выросло на 627 млн до 913 млн рублей. Основная «заслуга» здесь принадлежит расходам, так или иначе связанных с выбытием и реализацией основных фондов. Так, только из-за уценки фондов пришлось списать 623 млн рублей, чего не наблюдалось годом ранее; прочие расходы по реализации ОС прибавили 195 млн до 201 млн рублей.

В то же время кто-то нашел и «завалявшуюся в кармане мелочь»: в результате инвентаризации на учет было принято имущества на 1,35 млрд — на 350 млн больше, чем в 2017 году.

К слову, о прочих расходах. Среди благотворительных мероприятий, реализованных компанией в 2018 году, нашлось место и Татарстану. В октябре была открыта амбулатория в селе Песчаные Ковали, на которую «Транснефть-Прикамье» потратила 116 млн рублей.

Наши эксперты отметили факторы, которые, по их мнению, могли повлиять на заметный рост выручки компании.

«ВВОД ОБЪЕКТОВ «СЕВЕР-25» В ЭКСПЛУАТАЦИЮ НАШЕЛ ОТРАЖЕНИЕ В ВЫРУЧКЕ»

Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:

— Рост выручки АО «Транснефть-Прикамье» в 2018 году на 38,9 процента, или на 15,4 миллиарда рублей относительно 2017 года в основном был обеспечен ростом поступлений от услуг по транспортировке нефти на 10,5 миллиардов рублей. На росте показателя могли сказаться как увеличение объемов прокачки нефти, так и рост тарифов по сравнению с 2017 годом.

Еще 2,8 миллиарда рублей добавила выручка от услуг по транспортировке нефтепродуктов — в отчете за 2017 год этих поступлений не было. Нужно отметить, что в 2017 году «Транснефть-Прикамье» завершило работы по реализации инвестиционного проекта, предусматривающего увеличение поставок нефтепродуктов в направлении порта Приморск до 25 миллионов тонн в год («Север-25»). В рамках этого проекта на территории Республики Татарстан было завершено строительство новых объектов действующего магистрального нефтепродуктопровода Альметьевск — Нижний Новгород: перекачивающих станций (ПС) «Михайловка-1» и «Ковали-1» с комплексом внутриплощадочных объектов, включая магистральные насосные станции, операторные, трансформаторные подстанции. Реконструированы две головные перекачивающие станции (ГПС) «Альметьевск» и «Нижнекамск-2». Объекты проекта «Север-25» в том числе должны были обеспечить транспортировку нефтепродуктов, в том числе и производства татарстанских заводов «ТАИФ» и «ТАНЕКО». Ввод объектов в эксплуатацию состоялся в декабре 2017 года. Видимо, эти объемы прокачки и нашли отражение в выручке.

Кроме того, в выручке АО «Транснефть-Прикамье» на 2,5 миллиарда рублей относительно предыдущего года выросли прочие поступления, состав которых компания в отчетности не раскрывает.

Анна Кокорева  заместитель директора информационно-аналитического центра компании «Альпари»:

— Рост выручки на 38,9 процента по итогам года связан с увеличением выручки от услуг по транспортировки нефти на 28,8 процента год к году, с 36,4 миллиарда рублей до 46,9 миллиарда рублей, увеличением выручки от оказания услуг по компаундированию нефти на 3,8 процента и увеличением прочих доходов в 2,7 раза по отношению к 2017 году с 898 миллиона рублей до 3,3 миллиарда рублей, за счет чего выросла выручка от перечисленных услуг, в отчетности не поясняется. Мы можем предположить, что предприятие могло увеличить объемы прокачки нефти или тарифы.