«Жители не согласны, но весь город не может страдать от двух-трех домов…»

Александр Дембич — профессор КГАСУ Александр Дембич профессор КГАСУ
— По самому первому генеральному плану 1972 года Московский проспект проходил через Орловку и шел дальше как одна из важнейших магистралей города. В силу обстоятельств его не построили в свое время. Теперь город, естественно, имеет транспортные заторы, которые еще будут нарастать, потому что уровень автомобилизации у нас не дорос до предельного состояния. Еще лет 10–15 он будет увеличиваться. Так что деваться некуда, другого варианта просто нет! Надо вернуть этот самый Московский проспект на место, как это было заложено генеральным планом. Это была грубая ошибка, что дозволили строить частные дома на трассе. Нельзя было этого делать, надо было держать коридор. Вот у нас в Казани почти 40 лет держат коридор для Вознесенского тракта — никому ничего не дают строить там. И здесь надо было держать.

Жители не согласны, но весь город не может страдать от двух-трех домов. Там ведь, собственно, не так много надо снести. На самом деле, когда этот вопрос поднимался три года назад, можно было пройти с изъятием только одного дома, потому что были пустые участки, которые продавались в то время. Прозевали этот момент. Теперь уже люди построились.

Какие-то работы смогут начаться в следующем году. Там ведь еще и мост надо строить через речку. По крайней мере, можно приступить к его строительству, это не быстрая история. Конечно, выбор трассы — сейчас самый важный момент. Для того чтобы все это запроектировать, точно уйдет не меньше года. Это только проектные работы, а строительство?.. Если будет нормальное финансирование, его тоже можно за год спокойно построить. Если финансирование будет поэтапным и затянется… Мы знаем прецеденты, когда мосты строились по три-пять лет. Конечно, город в этом не заинтересован.
Владислав Гаврилов — генеральный директор ООО «КАМАЗ-Энерго» Владислав Гаврилов генеральный директор ООО «КАМАЗ-Энерго»
— У исполкома есть задача построить продолжение проспекта, чтобы разгрузить дорогу, которая соединяет старую и новую части города. По проекту именно там она и должна была быть, но в свое время кто-то этого не учел. Я думаю, сначала все пойдет без судов. Администрация попробует найти компромиссное решение — выкуп или договор мены. На нарушения никто не пойдет. За этим очень четко следит прокуратура, и ни один руководитель не станет превышать должностные полномочия. Но, как показывает практика, вопросов будет очень много, ведь всегда кто-то недоволен. Естественно, под шумок кто-то захочет лишних выгод. Так что ожидать, что все отнесутся к проблеме с пониманием и все пройдет гладко... У меня нет стопроцентной уверенности.

Если проект пройдет все стадии согласования и получит средства, то в 2020 году возможно начало строительства. Начинать, кстати, не обязательно со стороны Орловки — можно и со стороны ЗЯБа. Москва вот тоже реновацию проводит. Не сегодня, так завтра мы к этому вернемся. Лучше сейчас разрешить проблему, когда она еще невелика.

«Я сам интересовался землей в Орловке, но отказался от покупки именно из-за этих рисков»

Эдуард Юнусов — генеральный директор ООО «ТД «Челны-Хлеб» Эдуард Юнусов генеральный директор ООО «ТД «Челны-Хлеб»
— Принцип принятия решений в данном случае прост: потребности города всегда в приоритете, а этот проспект городу необходим. Жителям же компенсации должны выделяться по итогам независимой оценки их имущества — разумеется, из бюджета. Но я думаю, что этими вопросами не должна исчерпываться повестка сложившейся ситуации. Пока решаются вопросы переселения и строительства проспекта, нужно параллельно провести расследование. Нужно выяснить, кто подписывал выделение в частную собственность земель, ведь давно было известно и закреплено в документах градостроительной концепции нашего города, что Московский проспект будет продолжен именно по этой территории, все об этом знали. Знали и покупатели, что их участки остаются под сомнением. Я сам в свое время интересовался землей в Орловке и отказался от покупки именно из-за этих рисков.

Генплан города — это святое, муниципалитету нельзя было так запросто раскидываться участками, и я уверен, что тот, кто подписывал эти земли частникам, делал это не бесплатно. Теперь пришло время собирать камни, и, хотя сеяли их не нынешние чиновники, принцип в том, что власть должна отвечать за решения своих предшественников.
Ольга Никитина — главный архитектор Елабуги Ольга Никитина главный архитектор Елабуги
— Разговоры о продолжении Московского проспекта по этой территории идут практически с советских времен, это очень давняя история. Я посмотрела схему — по-моему, там немного изменили трассировку. Вообще нужно разгрузить проспекты Набережночелнинский, Мира, Казанский, улицу Машиностроительную. Дублер в любом случае нужен. Сейчас предлагают более щадящую трассировку, потому что первоначальный проект шел по садам и гаражам. Мне кажется, прошлая схема была более правильной, потому что в ней меньше было всяких поворотов, за счет этого разгрузить дороги было бы проще. Если частные застройки объезжать, трафик с поворотами получится довольно высокий.

По поводу местных жителей — я думаю, что можно поступить только по закону, с рыночной оценкой, и предложить какую-то компенсацию. Только договариваться, больше никак. Закон требует взаимного согласия частников и каких-либо муниципальных программ. Правда, компромисс может оказаться не самым лучшим вариантом, если честно. В архитектуре, если ты идешь на какие-то компромиссы, то не всегда результат получается хороший. Есть интерес государственный, муниципальный, который касается всех. А есть частные интересы. Это очень сложная тема. Договариваться, конечно, нужно, но все равно надо принимать государственные решения, я так думаю. Приоритет должен быть в плане того, что нужно всем, но при этом не нарушая законодательства. Насколько я знаю, это уже третья версия маршрута трассы. Может быть, надо было разные варианты предложить для обсуждения людям и посмотреть, что меньшей кровью обойдется и для бюджета, и для частников.
Рашат Файзерахманов — директор Набережночелнинского татарского драматического театра Рашат Файзерахманов директор Набережночелнинского татарского драматического театра
— Такое строительство в России практикуется. По мере необходимости строительства каких-то объектов выкупаются земельные участки, где уже стоят жилые дома. При этом вопросы решаются в положительную сторону для жителей этих домов. В данной ситуации границы Челнов с каждым годом все больше расширяются. Количество наших жителей уже почти достигает 550 тысяч человек. Насколько мне известно, общее количество автомобилей в нашем городе порядка 200 тысяч. Проспект Мира, естественно, не в состоянии вместить весь этот поток. Улучшение транспортной развязки в городе — это правильное решение со стороны руководства. У людей же не отнимут эти жилые строения бесплатно. Я уверен, что предложенные квартиры взамен не будут хуже. Это будет сделано не в ущерб жителям. Всегда сначала такие работы принимаются в штыки, а потом люди сами и говорят спасибо. Эту дорогу надо делать, пробки в городе у нас по утрам и вечерам.

«Почему человек должен переезжать в квартиру, если он живет на своей земле?»

Евгений Котов — адвокат Евгений Котов адвокат
— Я считаю, что требования землевладельцев о предоставлении им равноценных участков вполне разумны и справедливы. Почему человек должен переезжать в квартиру, если он живет на своей земле, занимается хозяйством? Для них вообще стресс покидать свое обжитое место, а тут еще и переезжать в какой-то многоквартирный дом. Что касается равноценных участков… Да, сейчас люди живут в центре города, но это не значит, что их локация лучшая. Все-таки район не очень обжитой и не очень цивилизованный. Инфраструктура все равно вынесена за пределы Орловки. Так что районы возле боровецких коттеджей подходят. Правда, они в другой стороне города и вроде бы край, но, я думаю, там более обжитой район.

Вообще, история застройки Челнов показывает, что компромисс во всех случаях находили. Это же у нас не первый участок в городе, который застраивается на месте бывшей деревни, например район ГЭСа. Там очень долго стояли дома, с хозяевами которых все никак не могли договориться, но тем не менее застроили. Конечно, человеку, который привязан корнями к Орловке, хочется сохранить это место. Но я не знаю, насколько давно там эти люди проживают. Может быть, это новые жильцы?
Максим Федоров — сопредседатель регионального отделения общественной организации «Деловая Россия», гендиректор ООО «Конкор Оптика» Максим Федоров сопредседатель регионального отделения общественной организации «Деловая Россия», гендиректор ООО «Конкор Оптика»
— 2 миллиарда за 2,7 километра? Я не специалист, но помню, как в горсовете инициировал вопрос о стоимости моста через Мелекеску — мост был короткий, метров 10, а денег выделили много. Мы подняли шум и пригласили проектантов. Они нам на пальцах разложили смету, мы с ними прямо в интернете вместе смотрели рыночные цены — бюджет этого моста оказался более чем экономным. После этого я не берусь оценивать, зная, как много скрытых работ заложено в подобное строительство. Главное — проверить по факту, не заужены ли полосы, не сэкономили ли на толщине покрытия. Генподрядчик закладывает в стоимость в среднем 20–30 процентов операционной прибыли — это до вычета зарплат и налогов. Такие объекты строятся годами, а зарплату платить надо каждый месяц.

Неудобства людей, которых дергают с места, по уму должны компенсироваться сверх оценки их ущерба, но, к сожалению, в законодательстве это не прописано. Наверное, такая компенсация должна быть не слишком большой — например, процента 3 от общей оценки, но чисто психологически это было бы уже комфортно для людей. Можно сказать и иначе: величина компенсации должна быть соразмерна моим «неудобствам и страданиям» — в таком случае я счел бы действия власти уместными, если бы дорога проходила через мой дом. Все ведь понимают, что нужно соединять Московский проспект с ГЭСом. Хочу отметить, что никогда такого не было, и вот опять: второй год подряд от проспекта Яшьлек до ДК КАМАЗ стоят пробки по 15 минут. Московский проспект решит эту проблему, потому что из коттеджных поселков в промзону сегодня все едут по проспекту Мира. Район коттеджных поселков развивается, народа все больше и больше, без второй сквозной дороги проблема будет усугубляться.
На моей памяти прецедента возмещения убытков по рыночной стоимости в Набережных Челнах не было, хотя всегда было понятно, что кадастровая стоимость намного меньше тех денег, которые человек реально закопал в свой участок. Тем не менее оценивать следовало бы и не по рынку, я однозначно против рыночной цены. Тут, во-первых, слишком многое зависит от оценщика. Во-вторых, человек, быть может, не просто отстроился, а устроил себе и «умный дом», и пятое, и десятое. В оценке это никак не учитывается. Я считаю, хозяин должен назвать свою сумму и, вероятно, обосновать ее. Все коммуникации, все затраты на новый аналогичный дом считаются без проблем — я бы пошел по такому пути. Кто знает, может, там цена вопроса выйдет вполне компромиссной — с привлечением, конечно, бюджета республики. Там же не микрорайон нужно переселить. Мне кажется, при таком подходе вообще никаких проблем не было бы. Как владелец частного дома, могу заявить, что восстановить хозяйство на новом месте не сложно, если есть соответствующие средства. Я думаю, даже «переплатив» за переселение, но решив вопрос быстро к общему удовлетворению, город все равно получил бы экономический эффект, ведь простой — это тоже деньги. Чем раньше появится проспект, тем быстрее город получит кратную отдачу.