«РариТЭК» отрыл в Челнах первую очередь крупнейшего в России центра обслуживания газомоторной техники. Новый сервисный центр расположился на территории бывшей базы «Автодорстрой» на федеральной трассе М7

274 ТЫС. МАШИН НА ГАЗУ К 2024 ГОДУ

Совладельцы группы компаний «РариТЭК» Рафаэль Батыршин и Ришат Мухамадьяров отрыли сегодня в Челнах первую очередь крупнейшего в России центра обслуживания газомоторной техники. Новый сервисный центр расположился на территории бывшей базы «Автодорстрой» на федеральной трассе М7 и рассчитан на обслуживание всей газомоторной техники, работающей на сегодняшний день в Татарстане. По данным компании, сегодня это около 5 тыс. автобусов, грузовиков и легковых автомобилей, переоборудованных для эксплуатации на природном газе. Одновременное техническое обслуживание и ремонт здесь смогут проходить до 30 единиц техники.

Презентацию возможностей центра приурочили к заседанию международного делового комитета на тему «Природный газ как газомоторное топливо будущего: тенденции и перспективы», участие в котором сегодня приняли президент Татарстана Рустам Минниханов и зампредседателя правления ПАО «Газпром» Виталий Маркелов. Всего в составе делегации, принятой «РариТЭКом», было свыше 200 человек, в их числе представители иностранных компаний.

Гендиректор «РариТЭКа» Батыршин лично провел гостей по своему предприятию. Общая площадь СТО составила 5,3 тыс. кв. метров. В составе центра имеются учебный класс по подготовке специалистов сервиса и эксплуатации газобаллонных автомобилей, цех по ремонту и обслуживанию агрегатов, непосредственно ремонтная зона на 30 постов, станция дегазации и аккредитованная лаборатория, которая проводит техническую экспертизу автотранспорта после установки газобаллонного оборудования на соответствие работ требованиям безопасности.

Батыршин рассказал «БИЗНЕС Online», что первая очередь проекта обошлась в 378 млн рублей, но к августу компания планирует достроить и вторую очередь — логистический и складской центры за 91 млн рублей. С них начнется экспансия в регионы. Новое предприятие трудоустроило 260 человек.


Сегодня весь газомоторный автобусный парк Набережных Челнов и Нижнекамска уже обслуживается в данном центре, но «РариТЭК» может рассчитывать и на дальнейший рост переоборудованного автопарка. Татарстан входит в число пилотных регионов реализации подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» в составе приоритетной госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Этот документ был разработан еще в 2016 году министерством энергетики России совместно с компанией «Газпром газомоторное топливо». Речь в нем идет о переводе на газ государственного и муниципального транспорта — это в первую очередь, а в принципе субсидии рассчитаны на любые легковые и коммерческие машины младше пяти лет.

Субсидируется также часть затрат на строительство и закупку коммунальной, дорожно-строительной, сельскохозяйственной техники, судов и железнодорожных локомотивов, работающих на метане. Суммарный размер субсидий за пять лет работы по всем направлениям составляет 187 млрд рублей. К 2024 году российский парк транспорта на метане по целевым показателям должен преодолеть планку в 274 тыс. единиц. Ожидается, что из этих машин примерно треть изначально будет на газу, остальные — переоборудованы из бензиновых.

В этом году в помощь действующей программе заработает еще одна — она предложит субсидии как на переоборудование транспорта, так и на строительство газозаправочной сети. Расчетная оценка прироста автопарка газомоторной техники только в этом году составляет 24 тыс. единиц.

Рафаэль Батыршин Рафаэль Батыршин рассказал, что первая очередь проекта обошлась в 378 млн рублей, но к августу компания планирует достроить и вторую очередь — логистический и складской центры за 91 млн рублей. С них начнется экспансия в регионы

«ЕСЛИ ЛИТР МЕТАНА СЕГОДНЯ СТОИТ 16 РУБЛЕЙ, ТО ВОДИТЕЛЬ СМОЖЕТ ЗАПРАВЛЯТЬСЯ ЗА 8»

Батыршин видит большие перспективы для своего бизнеса и в агропромышленном комплексе. «В АПК республики сегодня насчитывается 11,4 тысячи тракторов. Из них 72 процента — это тракторы, произведенные на Минском заводе. Машин Харьковского тракторного завода в республике около 5 процентов, Кировского — 8 процентов. Остальные марки имеют по одному проценту и менее в общем объеме. Вопрос в чем? Неспроста мы здесь выставили именно минские двигатели. Если мы хотим иметь рентабельное и конкурентоспособное сельское хозяйство, нам надо все силы вкладывать в газомоторную тему для аграриев. Сегодня аграриям что нужно? Чтобы была понятная схема по переводу техники на газ, и чтобы эта техника надежно работала. А преимущества техники, работающей на газу, просто колоссальны! Практически в три раза затраты на топливо уменьшаются! Этой темой надо заниматься», — заявил он.

По словам Батыршина, в других регионах присутствие техники МТЗ примерно такое же. В Белгородской области, например, около половины тракторов — МТЗ. По Татарстану Батыршин привел в пример работу крупных предприятий республики: «ТК Майский», «Челны-Хлеб», «Челны-Бройлер», «ГазпромТрансгаз Казань», которые, по его словам, уже ощутили экономический эффект от перевода техники на газ. Так, ТК «Майский» лишь на одном «КАМАЗе», который возит продукцию в северные регионы страны, экономит в год более 4 млн рублей. «Челны-Хлеб» экономит свыше 2 миллионов.

«Компания „ГазпромТрансГаз-Казань“ заказала у нас переоборудование бортового „КАМАЗа“ класса „Евро-1“ для работы на метане, — привел еще один пример Батыршин. — Мы установили новый газовый двигатель и газовый баллон. Переоборудование обошлось в 1,5 миллиона рублей. При годовом пробеге в 60 тысяч километров экономия для хозяина машины составляет 1,1 миллиона рублей с учетом увеличенного межсервисного пробега. Окупается за год!»

Директор торгового дома Минского моторного завода Роман Милевский на открытии сообщил, что ММЗ уже заключил с «РариТЭКом» договоры на разработку четырех- и шестицилиндровых метановых двигателей. «К концу года будут изготовлены опытные образцы, мы проведем сертификационные испытания и займемся подготовкой производства. Сегодня здесь представлены газодизельные моторы, и на их базе будут разработаны полностью газовые моторы, которые будут использоваться на тракторах „Беларус“ и другой технике, использующей моторы ММЗ», — заявил он.

 Одновременное техническое обслуживание и ремонт здесь сможет проходить до 30 единиц техники

ЯЩИК С ПРОГРАММОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ ОТ «ГАЗПРОМА»

По словам Батыршина, потребность в газовых двигателях «РариТЭК» планирует закрывать и за счет китайских двигателей Yuchai — он их продемонстрировал.

Дорожно-строительную технику «РариТЭК» будет переводить на сжиженный газ под криогенные баки. Батыршин показал такой бак на 500 л, разработанный в его компании. На выставке перед новым центром можно было увидеть фронтальный погрузчик «Кировец К-702», трактор «МТЗ-1221», автобус Lotos, грузовики «КАМАЗ» и Hyundai, уже укомплектованные такими баками.

Общая площадь СТО составила 5,3 тыс. кв. метров. В составе центра — учебный класс, цех по ремонту и обслуживанию агрегатов, ремонтная зона, станция дегазации и аккредитованная лаборатория

«Мы разработали этот бак по программе импортозамещения, — рассказал гендиректор. — Применили наши разработки по блоку входных кранов. Уникальность их в том, что они заменяют собой импортную газораздаточную аппаратуру. Кроме того, у нас есть свои разработки по экранно-вакуумной изоляции, которые мы тоже здесь применили. В ближайшее время приступим к тестовым испытаниям. Пост переосвидетельствования баллонов — это тоже элемент бизнеса. Этого не надо бояться. Сейчас у нас три поста, которые занимаются переосвидетельствованием, работают круглые сутки. Мы увидели, что с увеличением количества техники, работающей на газу, увеличивается и потребность в этой услуге. Эту нишу надо занимать и быть ближе к клиенту, чтобы у него не было никаких вопросов по переосвидетельствованию», — заявил он.

Еще одним направлением деятельности компании станет установка газового оборудования на легковые автомобили. Батыршин показал ящики с газовым оборудованием, предназначенные для отгрузки владельцам наиболее популярных автомобилей: Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, KIA Rio и другие. К ящикам «Газпром» прилагает свою программу лояльности.

«Если владелец легкового автомобиля принимает решение переоборудовать его для работы на природном газе, он сможет получить субсидию от „Газпрома“ 27 тысяч рублей, — пояснил „БИЗНЕС Online“ специалист отдела переоборудования Евгений Гончаров. — Кроме этого, он получит топливную карту на 35 тысяч рублей и еще скидку до 50 процентов на моторное топливо. Если литр метана сегодня стоит 16 рублей, то водитель сможет заправляться за 8».