Владислав Абрамов – управляющий ОО «Казанский» Альфа-Банка

«МЫ ПОЛУЧИЛИ УНИКАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ КОНСОЛИДАЦИИ БИЗНЕСА И КОМАНДЫ»

– Буквально на прошлой неделе Альфа-Банк представил общественности новое позиционирование: коммуникационную платформу «Не за что краснеть» и слоган «Банк класса А». Обновление коснулось не только рекламной кампании, но и внутренней модели управления, верно?

– Действительно, этой весной в Альфа-Банке начинает функционировать новая система управления, которая отвечает следующим задачам банка: увеличение доли рынка, высокая динамика роста во всех основных клиентских сегментах, комплексная система управления на уровне регионов, когда всеми бизнес-линиями руководит один человек. Объясню, как это работает. Ранее управляющий операционным офисом руководил корпоративным бизнесом и решал общехозяйственные вопросы филиала, а розничный бизнес был закреплен за другими руководителями. Теперь бизнес каждого региона, и в частности Республики Татарстан, находится в полной ответственности регионального управляющего. Другими словами, он руководит всеми направлениями корпоративного и розничного бизнеса Альфа-Банка на всей территории. Лично я вижу большой потенциал в этих изменениях – мы получили уникальную возможность консолидации бизнеса и команды внутри операционного офиса. Безусловно, это мощный импульс для выхода к новым клиентам и партнерам в Республике Татарстан. Если конкретнее, то на регионального управляющего возложены задачи по комплексному развитию бизнеса Альфа-Банка на конкретной территории: полный контроль над доходами и расходами, показателями эффективности бизнеса, уровнем чистой прибыли, а также объемами продаж, качеством кредитного портфеля, повышением эффективности процессов и синергии всех бизнес-линий в регионе.

– Насколько успешным был для Альфа-Банка 2018 год?

– Каждый год мы демонстрируем устойчивый рост. По данным финансовой отчетности за 2018 год, операционная прибыль Альфа-Банка в Республике Татарстан выросла на 19 процентов и составила 3,5 млрд рублей. Кредитный портфель банка в Татарстане в прошлом году вырос на 34 процента и превысил 104 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2017 году кредитный портфель увеличился на 25 процентов. При этом доля кредитов юридических лиц в совокупном портфеле составляет 96 млрд рублей, розничный портфель вырос в полтора раза – почти до 8 млрд рублей.

Традиционно Казань и Закамская зона – регионы с высокой предпринимательской активностью, поэтому большую часть клиентов в нашем кредитном портфеле составляют компании малого и среднего бизнеса. Сегодня у таких компаний растет спрос на финансирование текущей деятельности. Следуя этому запросу, мы расширили предложение кредитных программ, значительно упростили сам процесс получения займов.

Также и среди розничных клиентов Татарстана в 2018 году мы наблюдали высокий интерес как к кредитным картам, так и кредитам наличными и программам рефинансирования. Спрос на кредитные продукты у заемщиков связан, по моему мнению, с ростом потребительской активности. За год только через сеть отделений мы выдали почти 30 тысяч кредитных карт и рефинансировали более 2000 кредитов. Для сравнения: в 2017 году было рефинансировано около 300 кредитов.

В июне в Казани откроется ипотечный центр Альфа-Банка и нашим клиентам станет доступно ипотечное кредитование

– Какие ожидания от 2019 года?

– Я жду, что год будет очень динамичным. Мы неплохо стартовали, организовав для корпоративных клиентов ряд площадок, где бизнес-сообщество республики традиционно собирается, чтобы обсудить свои проблемы и пообщаться с экспертами. В марте мы провели большое мероприятие для наших клиентов сегмента малого бизнеса – Alfa Business Forum «Soft skills успешного предпринимателя», которое посетили более 1000 человек. В начале апреля для представителей среднего и крупного бизнеса мы организуем конференцию «ВЭД и закон»*, где будут обсуждаться насущные вопросы участников внешнеэкономической деятельности. В июне в Казани откроется ипотечный центр Альфа-Банка и нашим клиентам станет доступно ипотечное кредитование. У нас очень амбициозные цели – Альфа-Банк намерен войти в пятерку лидеров на рынке ипотеки. Нашими преимуществами здесь станут сильный бренд, высокое качество обслуживания и передовые цифровые технологии. Альфа-Банк всегда стремится быть лучшим по качеству продукта и сервиса. Важным этапом развития в регионе стало появление в Казани подразделения для высокосостоятельных клиентов и их семей – в ближайшее время нас ждет открытие офиса «Альфа Private».  

Интересный рынок появился в этом году в связи с новациями в законе, позволившими физическим лицам регистрироваться в качестве самозанятых, и наш банк планирует занять 10% рынка в этом подсегменте. Мы уже начали работу в данном направлении: банк прорабатывает схему привлечения самозанятых через сеть партнеров, а также новые кредитные, накопительные и страховые продукты для самозанятых.

Мы активно движемся во всех направлениях. Внедряем прорывные сервисы для российского рынка. Недавно Альфа-Банк предоставил доступ к системе SWIFT GPI для клиентов-импортеров. Это инновационная технология, позволяющая клиенту самостоятельно отслеживать прохождение его платежей по межбанковской системе. Сервис предоставляется бесплатно и обеспечивает беспрецедентно высокий уровень прозрачности и контроля каждого платежа, а также определенность движения платежей в адрес международных контрагентов. Таким образом, клиент контролирует платеж, отслеживая, в каком банке он находится, на какой стадии исполнения, а также получает информацию об удержанных банками-корреспондентами комиссиях. Компаниям важно понимать, где находятся их средства, чтобы в том числе ускорить собственные бизнес-процессы. Это неоспоримое конкурентное преимущество для наших клиентов.

«15 ПРОЦЕНТОВ КОМПАНИЙ ПОСТАВЛЯЕТ ТОВАР НА ЭКСПОРТ, А ВЫРУЧКУ В СРОК НЕ ПОЛУЧАЕТ»

– Продолжим тему внешнеэкономической деятельности (ВЭД). 3 апреля Альфа-Банк проводит бизнес-конференцию «ВЭД и закон». Почему именно банк выступает организатором отраслевых конференций в регионах для компаний, которые работают с экспортом и импортом?

– Альфа-Банк в числе немногих российских банков взял на себя работу по полному сопровождению внешнеэкономической деятельности клиентов. Это значит, что мы помогаем клиентам на всех этапах – от сложнейшего документооборота, с которым сталкиваются участники ВЭД, консалтинговой помощи при взаимодействии с таможней (этим занимаются наши партнеры – специализированные консультанты). Мы как банк даем полный комплекс финансовых сервисов и услуг: конверсионные операции, международные расчеты, комфортный валютный контроль.

Мы помогаем компаниям решить значительную часть их вопросов в формате конференций и семинаров, где эксперты банка и наши партнеры делятся практическими знаниями и советами, разбирают реальные кейсы и консультируют по изменениям законодательства. Это формат давно себя зарекомендовал, и все наши конференции ВЭД неизменно проходят при полном аншлаге. 

В этом году главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова представит всем участникам макроэкономический прогноз, рассмотрит возможные сценарии действий правительства и Центробанка по стабилизации экономической ситуации и даст прогноз уровня инфляции в России. Внешний эксперт по налогам, бизнес-тренер и генеральный директор консалтинговой компании High Quality Management Оксана Солдаткина-Дажун расскажет участникам конференции о новой государственной налоговой политике и проанализирует влияние нововведений на бизнес, владельцев и топ-менеджмент российских компаний в 2019 году. Будут также выступления на следующие темы: практика применения норм валютного законодательства и эффективные инструменты для ВЭД, конвертация валюты в системе Alfa FX и управление валютными рисками, эффективные инструменты кредитования.

Безусловно, для банка это трудоемкий процесс, но здесь важнее та польза, которую получают компании и экономика страны в целом, ведь, сопровождая сделки наших клиентов, мы способствуем активному росту бизнеса.

– Какие из ваших сервисов наиболее востребованы и помогают бизнесу вести деятельность с зарубежными партнерами?

– Альфа-Банк собрал статистику самых частых нарушений правил валютного контроля. Треть из них — это несоблюдение сроков предоставления справок о подтверждающих документах. Четверть — нарушение сроков возврата аванса, а еще 15 процентов связано с обязанностью репатриации денежных средств: компания поставляет товар на экспорт, а выручку в срок не получает. «Умная» система валютного контроля Альфа-Банка предостерегает компанию от совершения этих ошибок. Клиент получает девять видов различных рассылок-предупреждений: об изменении статуса документа, о наступлении срока предоставления документов, об истечении срока действия договоров, о поступлении новых деклараций и прочее. Это очень востребованный сервис, который позволяет клиенту избежать нарушений валютного законодательства и штрафов.

Также у наших клиентов популярны сервисы, предоставляемые бесплатно в интернет-банке в части валютного контроля. Например email-уведомления контрагенту о проведении валютного платежа на русском и английском языках.

Число наших клиентов устойчиво растет, что во многом связано с удобными и выгодными продуктами. В интернет-банке мы предоставили возможность не только в один клик конвертировать более 20 мировых валют по рыночному курсу, но и при крупных сделках с валютой фиксировать хороший курс, даже если собственных средств для покупки необходимого объема валюты у клиента на момент сделки недостаточно. Мы предложили своим клиентам рыночный курс, максимально приближенный к биржевому. Для бизнеса крайне важна оперативность проведения валютных платежей за счет увеличенного операционного дня.

Среди других ключевых услуг, востребованных участниками ВЭД, можно назвать аккредитивные схемы расчетов и хеджирование валютных рисков с помощью фьючерсов и опционов.

Еще один уникальный сервис Альфа-Банка – помощь нашим клиентам в поиске проверенных и надежных партнеров по всему миру. Банк является эксклюзивным партнером международной закрытой B2B-площадки Opportunity network, которая объединяет десятки тысяч разных компаний по миру, ищущих себе партнеров, поставщиков, инвесторов в той или иной стране.

И, если вернуться к теме семинаров и конференций, они объединяют бизнес-сообщество в регионах, позволяют клиентам наладить партнерские отношения, поделиться своим опытом и познакомиться с успешными практиками других компаний.

Подобные мероприятия не только упрощают жизнь тысяч предпринимателей, но и дают импульс к развитию. Именно это и нужно бизнесу.