В российском обществе нет ценностей, способных консолидировать значительные группы граждан, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование социологов группы ЦИРКОН.

По мнению социологов, в России общество «очень фрагментировано по ценностям», поэтому они не смогут стать объединяющими «скрепами». Подобное состояние общества создает серьезные проблемы для политиков, считает глава ЦИРКОНа Игорь Задорин.

«Ориентация на внятные идеологические позиции гарантирует только 3−4 процента определенного электората, что вынуждает к популизму некоторых политиков, чтобы получить хоть сколько-нибудь значимые электоральные объемы», — отмечает Задорин.

Согласно исследованию общими ценностями у россиян остаются только здоровье (76%) и семейное счастье (62%). Свободу и независимость особо важными ценностями считают лишь 38% граждан, любовь к родине — 18%.

При этом имеющие определенные ценности граждане не всегда их придерживаются. Так, среди респондентов с либеральными ориентирами 37% выступают за запрет абортов, а 19% — за запрет усыновления детей иностранцами. Группы с непротиворечивым набором ценностей очень маленькие — 3−4%, заключают эксперты.

Впрочем, ценностная фрагментация общества удобна для власти тем, что она вольна принимать любое решение, так как среди граждан нет ни одной массовой группы, которая могла бы оказать давление на власть, считает глава ЦИРКОНа. Но такое поведение управленцев уместно, только «если не предполагается развитие страны», уверен Задорин.