СУД, ИЗУЧАЯ ЭПИЗОДЫ КРИМИНАЛЬНЫХ РАЗБОРОК НА КВАРТАЛАХ, ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ВОЙНЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ»С «ЖИЛКОЙ». ЧАСТЬ 37-Я

В Верховном суде РТ вчера возобновился процесс по громкому делу «севастопольских». Продолжился разбор столкновения группировок «Савинка» и «56-й квартал». Оно напрямую не относится к «большой» криминальной войне «Жилки» и «севастопольских», но изрядно бросает тень на «робингудовский» имидж последних. За ходом процесса в зале суда наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

СНОВА «САВИНКА» ПРОТИВ «56-ГО КВАРТАЛА»

По версии обвинения, Андрей Баринов, один из лидеров «севастопольских», в 1998 году подсказал представителям ОПГ «56-й квартал» способ ликвидации их заклятого врага - «савиновского» лидера Ильдара Хамидуллина по кличке Хомяк. Обвинение настаивает, что Баринов посоветовал взорвать машину вместе с хозяином, используя дистанционное взрывное устройство и караулить место взрыва со снайперской винтовкой, если что-то пойдет не так. Он, якобы, сделал это в Москве, когда за советом и помощью к нему, как к бывшему участнику их ОПГ, из «56-го квартала» были командированы Олег Гринин и Виталий Чирков. Более того, через своего приятеля Андрея Андреева по кличке Босой Баринов переправил из Москвы бывшим товарищам снайперскую винтовку, взрывное устройство, милицейскую форму и даже автомобиль – смахивающий на милицейский УАЗ-«буханку».

 

Поводом для раздора и последующих радикальных мер стала небольшая (машин на 20 - 25) нелегальная автостоянка на ул. Чистопольской. Соорудили и «держали» ее молодые «савиновские», а находилась она на «56-й территории». Сначала была обстреляна группа «савиновских», недели через две – состоялось покушение на Хомяка, которое сорвалось. В ходе судебного расследования стороны пытаются выяснить – почему. Но не это главное. В конце концов, «нужные» люди (в том числе Гринин и Чирков) уже отбывают сроки, где положено, за эти «подвиги». Вопрос же вопросов остается: какова роль в этой «маленькой» войне далеких казанских группировок «севастопольца» Баринова?

АНДРЕЙ БАРИНОВ: ЗАЩИТА НАПАДЕНИЕМ

Сам Баринов, находившийся вчера в зале суда за полутемной из бронированного стекла «решеткой», отрицал все, что называется, «на корню». Подсудимый активно использовал свое право задавать вопросы свидетелям. Это он делал и на прошлом заседании, когда давали свидетельские показания Гринин и Чирков. Те упорно поддерживали бариновскую линию защиты, пока обвинение не зачитало их показания на следствии. Из них не совсем уж «в лоб», но можно было сделать вывод, что Баринов все-таки причастен. Свидетели апеллировали к суду: показания из них «выбили» электрическим током и шантажом! Но суд отклонил попытку дать задним числом задний ход и выступить с заявлениями. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» позже объяснили, что суд де-юре поступил по закону: эти дела уже рассмотрены другим судом и по ним вынесен приговор. Не дело «севастопольского» процесса встревать в дела чужие и, тем более, минувшие.

 ЛИДЕР «САВИНКИ», ХОМЯК СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНОЙ

Самым впечатляющим вчера на суде был момент, когда к свидетельской трибуне свободно прошел из холла ну очень крепкий и фактурный человек, которого явно «зевнули» постановщики отечественного боевика «Бой с тенью». Одет он был сугубо по-граждански, по-летнему в размашистую цветную клетку ковбойку, и на вопрос судьи не без волнения представился, как  Хамидуллин, 16 июня 1968 года рождения.

Потерпевший (читай – подстреленный, но так и не взорванный в собственной машине) бывший «савиновский» лидер по кличке Хомяк – вот он, живой, свободный и здоровый.

Отвечая на вопросы гособвинения, свидетель сначала вернул зал к событиям 1998 года, когда 18 июля к собравшемуся десятку «савиновских» возле «красного» дома №8 по ул. Савиновская подлетела легковушка. Три-четыре человека из машины открыли автоматный и пистолетный огонь, парни рванули с лавочки в разные стороны, но некоторых подстрелили. В том числе и Хамидуллина-Хомяка в область коленного сустава. Навылет. Так что уже через пару недель, подлечившись, Хомяк сел за руль машины, но в поездке неудачно сманеврировал, ударился корпусом, и от днища отвалился какой-то предмет. Он показал его своему приятелю Урманчееву, и тот заявил: «Бомба». В эти же дни его ребята засекли слежку «56-го» Сергея Камашева с биноклем и Хомяк, сделав выводы,  поспешил надолго скрыться из Казани.

Далее последовал такой диалог.

Обвинение: Какие у вас отношения были с Бариновым и Андреевым?

Свидетель: С Андреевым – нормальные отношения, с детства вместе. А с Бариновым – никаких. Я его единственный раз видел в Москве.

(Это было году в 2003 или 2004-м, свидетель точно не помнит, на дне рождения Андреева-Босого. «Встретились, объяснились…» - прим. М.Б.)..

Обвинение: Между вами были когда-либо конфликты? 

Свидетель: Нет, никогда не было.

Подсудимый Баринов: Вам известно, кто в вас стрелял?

Свидетель: Да.

Баринов: Вам известен заказчик, организатор данного покушения?

Свидетель: Да.

Баринов: Вы можете называть фамилию?

Свидетель: Прокаев (один из лидеров ОПГ «56-го квартал» прим. М.Б.).

Баринов: Я к этому покушению имею отношение?

Свидетель: Нет.

СЛОВА НА СЛЕДСТВИИ И СЛОВА В СУДЕ: ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ

В очередной раз обвинение настояло на оглашении показаний следствия, преодолев несогласие защиты. Бесстрастный, даже монотонный голос на сей раз обращался к свидетелю Хамидуллину:

- Из-за того, что вы поддерживали интересы группировки «Жилка», Андреев вышел из состава группировки «Савинка» и стал поддерживать интересы группировки «Севастопольские», поэтому ваши интересы с интересами Андреева разошлись, вы прекратили общаться между собой. Андреев стал общаться с Бариновым Андреем, стал его близким другом. В конце 90-х годов вы с Андреевым вообще перестали общаться… Также вы отвечали на вопросы, что не исключаете заинтересованности Андреева в вашей смерти, поскольку Андреев был в близкой связи с Бариновым Андреем, который был выходцем из группировки «56-й квартал». На период 1998-99 годов шла война между группировками «56-й квартал» и «Савинка». Баринов вполне мог поддерживать группировку «56-й квартал» в войне с группировкой «Савинка». А где Баринов – там и Андреев Андрей.

Обвинение: Вы подтверждаете показания, который я только что огласил?

Свидетель: Частично – да.

Обвинение: Показания в части заинтересованности Баринова и Андреева в вашей смерти вы подтверждаете или нет?

Свидетель: Я уже после всего этого понял, что они к этому никакого отношения не имеют… После того, как я встретился с ними. На день рождения съездил, поговорил, и там все было ясно, что они к этому отношения не имеют…

Обвинение: Когда вы ездили на день рождения?

Свидетель: Точно не помню. В 2003, может, в 2004-м…

Обвинение: То есть, на тот период времени, когда вы побывали на дне рождения, вы все выяснили для себя?

Свидетель: Да.

Обвинение: Вот ваши показания. Они 2006-года. Можете как-нибудь это прокомментировать?

Свидетель: Да, ну просто в дальнейшем там много времени прошло… Я, когда приехал, здесь тоже были проблемы…

Далее – в том же духе.

 ТЕОРИЯ «ВЕРОЯТНОСТИ»

Затем вопросы свидетелю Хамидуллину задавала адвокат Желтова, защищающая на процессе  Баринова:

- Вот зачитали ваши показания: «Вполне вероятно мог быть причастен…» Это в то время, когда вы давали показания, как вы расцениваете – это предположение или утверждение?

Свидетель немедленно среагировал:

- Это предположение в том плане, что я же, буквально повторяюсь, со слов людей…

- Эти показания, что вы давали сегодня – они твердые?

- Да, я знаю, кто пытался меня убить.

- Вы какие-либо претензии имеете к Баринову?

- Нет, в данный момент не имею.

Наконец, свидетеля отпустили, но только с трибуны. К нему оно совершенно не подходит, но другого слова просто не найти: могучий человек именно юркнул в ряды кресел для посетителей, затерявшись среди высоченных бархатно-красных спинок…

Следующим был допрошен в качестве свидетеля обвинения еще один потерпевший из рядов ОПГ «Савинка» – Александр Назаров, год пролежавший в больнице после автоматного обстрела. Его показания также касались, главным образом, «Прокаева, который тогда рулил» и «дал команду своим молодым». Ни слова (по крайней мере, плохого) о Баринове.

ЗАШИФРОВАННЫЙ СВИДЕТЕЛЬ 

Дальше началось необычное. Даже для  процесса над "севастопольскими". Объявили о вызове свидетеля Игоря Игоревича Потапова, но тут же внесли «ясность»: фамилия и имя – не настоящие. Судья объявил, что идет устанавливать личность и, перейдя по диагонали зал заседаний, скрылся где-то в углу за неприметной дверью. Минут пять зал томился в молчаливом ожидании, потом вернулся судья и процесс возобновился, но в каком-то странном формате. Вместо свидетеля откуда-то из-под потолка, гулко, гнусаво и как-то металлически, на весь зал, доставая до мурашек, послышался Голос: свидетель был зашифрован.

Обвинение: Вам известны такие люди, как Баринов Андрей и Андреев Андрей?

Свидетель: Да.

Обвинение: Андреев Андрей когда-либо являлся членом группировки «Савинка»?

Свидетель: Да.

Обвинение: Баринов Андрей когда-либо принадлежал к группировке «56-й квартал?»

Свидетель: Да.

Обвинение: Вам известно что-либо о поездке Гринина с Чирковым в Москву?

Свидетель: Да.

 МЕДЛЕННО И ВНЯТНО

С этого места свидетеля попросили говорить внятно и помедленнее.

- Расскажите, пожалуйста, к кому они ездили, для чего, с какой целью? Когда это было?

- Ездили за оружием, потом хотели убить Хамидуллина.

- А непосредственно к кому они ездили в Москву, вы знаете?

- К Андрееву.

- Еще раз повторите.

- К Андрееву.

- К Андрееву, да?

- Да, да.

- После того, как они ездили, вам что-либо Гринин рассказывал об этой поездке?

- Что привез оружие и машину оттуда для убийства Хамидуллина.

- Вам известно, с кем они встречались в Москве?

- С Андреевым и Бариновым.

- Вам известно, какой разговор был у Баринова и Андреева с Чирковым и Грининым?

- Насчет устранения Хамидуллина.

Свидетель подтвердил, что после поездки в Москву было установлено взрывное устройство в машину Хамидуллина, что привезли бомбу и машину УАЗ Гринин с Чирковым и, вроде бы, с Камашевым.

- А винтовка, из которой Камашев пытался убить Хамидуллина, она откуда появилась?

- Из Москвы приехала…

Допрос продолжился, прояснялись детали, затем наступила очередь защиты... Словом, ничего необычного, если не считать того, что  Баринов, нарушив традицию последних дней, своих четких и резких вопросов Голосу так и не задал.

 ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Ближе к концу заседания суд занялся другим эпизодом – похищением и убийством «жилковских» Зарипова и Грудинина. То есть, процесс снова входит в основное русло – противостояние «севастопольских» с «Жилкой». В связи с чем были оглашены показания бизнесмена Альберта Рахматуллина - экс-владельца казино «Грот-бар», не-«севастопольского», но им сочувствующего, а поэтому пострадавшего: его тоже пытались убить. Снова замелькали привычные «чисто-» и «около-севастопольские» фамилии: Геполов, Хабипов, Речапов, Юсупов-Дракон…

Что-то будет дальше?

 «БИЗНЕС Online» продолжит следить за ходом процесса.

 Михаил Бирин