Гордость российской оперной сцены Ильдар Абдразаков в Казани вместе с Государственным симфоническим оркестром РТ под управлением Александра Сладковского исполнил знаменитые арии из опер Джузеппе Верди

«ИЛЬДАР — ОДИН ИЗ САМЫХ ПРИЗНАННЫХ ВЕРДИЕВСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»

«Роскошный был концерт, просто роскошный!» — слышалось накануне на выходе из ГБКЗ им. Сайдашева. Нельзя не согласиться с этой оценкой, ведь когда на сцене объединяются давние друзья — Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского и один из самых известных оперных певцов мира Ильдар Абдразаков, — других результатов быть не может. Знаменитый вокалист включил Казань и Альметьевск в число городов-участников своего II международного музыкального фестиваля. На его открытии в Уфе выступил именитый баритон и большой друг ГСО РТ Василий Ладюк, а также талантливые исполнители из молодежных программ вокальных академий Европы. Следующий концерт фестиваля прошел в московском «Зарядье» с участием американского тенора Лоуренса Браунли в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

Кстати, в текущем сезоне Абдразаков уже успел выступить на сцене Ла Скала с сольным концертом и в операх «Эрнани» и «Аттила», на площадке Метрополитен-оперы в «Дон Жуане» (вместе с Аидой Гарифуллиной). После Казани и Альметьевска вокалиста ждут Берлинская филармония, немецкий «Фестшпильхаус» и чикагский Symphony Center. Однако открытость залам не означает открытости зрителям и журналистам — цветы из рук казанской публики знаменитый бас милостиво принял, но от пресс-подхода и интервью категорически отказался, в общем, лишний раз продемонстрировав свой звездный статус. Увы, это иногда присуще именно воспитанникам российской оперной школы, в отличие от их западных коллег. Забегая вперед, отметим, что Абдразаков все-таки устроил небольшую автограф- и фотосессию с особо преданными поклонниками, однако широко она не объявлялась и прошла за кулисами, неподалеку от гримерки.

«Мой принцип — солисты сами подбирают репертуар. Если музыкант хочет что-то исполнить, это его право выбрать то, что хорошо чувствует и знает. В первую очередь я думаю не о том, что играть, а с кем, отталкиваюсь от того, какой с нами будет солист», — рассказывал Сладковский «БИЗНЕС Online». По словам худрука ГСО РТ, они дружат с Абдразаковым с 1996 года. «У нас будет „Верди-гала“, ведь Ильдар — один из самых признанных вердиевских исполнителей. Это подтверждает уже вышесказанное: неважно — что, важно — кто. Можно расписать такую программу, что публика станет слюнками исходить, но если ее плохо исполнят, то никому она не будет интересна», — считает маэстро.

Слушал «Верди-гала» переполненный ГБКЗ. Среди гостей были замечены республиканские министры — Ирада Аюпова и Рафис Бурганов, а также самая обсуждаемая пара республики — помощник президента РТ Наталия Фишман и режиссер Тимур Бекмамбетов. В ложе среди татарстанских VIP’ов выделялась жена певца Марика Абдразакова — президент фонда Ильдара Абдразакова по поддержке молодых талантов сопровождает супруга на концертах его фестиваля.

Юлиан Макаров: «Казань, к нашему общему счастью, отныне включена в орбиту фестиваля Абдразакова. Как может быть иначе — народный артист Татарстана не мог оставить столицу республики без своего главного сольного концерта»

ПУТЬ К ГАРМОНИИ ЧЕРЕЗ ДРАМУ

«Казань, к нашему общему счастью, отныне включена в орбиту фестиваля Абдразакова. Как может быть иначе — народный артист Татарстана не мог оставить столицу республики без своего главного сольного концерта», — такими словами открыл вечер ведущий концерта, тележурналист Юлиан Макаров. Для своего главного сольного концерта вокалист, как и было сказано выше, выбрал басовые партии опер Верди. Некоторые из них не слишком известны широкой публике, потому что их зачастую затмевают партии других голосов, не говоря уж о том, что «Эрнани» или «Сицилийскую вечерню» нечасто услышишь на российской сцене. Впрочем, именно «Сицилийская вечерня» на сцене родной для певца Мариинки в 2017 году — это едва ли не последняя на данный момент театральная премьера в России с участием Абдразакова, чей график расписан на годы вперед.

Изящная оркестровка, ясные и запоминающиеся темы, высокая эмоциональность, захватывающий драматический сюжет, яркие характеры, богатая палитра красок отличают оперы Верди. И все это в полной мере отразили оркестр Сладковского и солист, уже неоднократно доказавшие, что с блеском способны исполнять самые сложные и требующие максимальной отдачи произведения. Открывала концерт увертюра к опере «Набукко», в которой в полной мере проявилась удивительная гармония и синхронность, которую создал Сладковский за почти 9 лет руководства оркестром. Во всем блеске проявила себя духовая группа: глубокий, чистый звук медных, уверенное соло фагота, отточенный ритм флейты позволяли в полной мере насладиться музыкальной фактурой увертюры. Дирижер чутко отрегулировал ритм и звук струнных, которые звучали настолько гармонично, что создавалось впечатление, будто перед тобой не группа музыкантов, а единый организм, настроенный как часы, все члены которого работают в унисон.

Следом для исполнения арии Захарии вышел Абдразаков — в строгом черном костюме с красным платком в петлице. Аналогичный платок во втором отделении появился и в петлице маэстро Сладковского, что подчеркивало их готовность к абсолютной синхронности. И она произошла — лиричность и деликатность виолончелей подчеркнули кантилену (напевность) Абдразакова, которой восхищаются все музыкальные критики. Сладковский известен своим умением работать с исполнителями так, что они приезжают к нему снова и снова. И в этот раз он настроил оркестр сообразно солисту — не теряя присутствия и значения, музыканты словно подхватывали выразительный бас Абдразакова и наполняли его еще большей мелодичностью.

Далее в первом отделении прозвучали отрывки из «Макбета», «Дон Карлоса» и «Эрнани». Невероятную экспрессию и драматичность короткой увертюры к «Макбету» Сладковский подчеркнул с помощью точно расставленных пауз, подчас бьющих сильнее самых мощных tutti, которые у ГСО РТ особенно запоминаются. К слову, обычно по праву много похвал достанется медной духовой группе, однако после этого концерта нельзя не отметить мастерство струнных, которые показали широчайший диапазон своих возможностей. Тончайшее пианиссимо, мощное, объемное форте, мягкость и четкость, точность и чуткость, выверенность каждого движения смычка — всем этим в полной мере обладают струнные оркестра. Резкую смену ритма они совершают легко и изящно, не теряя ни такта, каждую ноту выписывая четко и вдумчиво. Гармония звучания создается благодаря тому, что Сладковский приучил музыкантов слушать и слышать друг друга, думать и чувствовать в унисон.

Едва ли не самой ожидаемой в исполнении Абдразакова была ария Аттилы, титульной роли для певца

«СУПРУГА ВАША — ПРЕЛЕСТЬ, ДАЙ БОГ ЕЙ ЗДОРОВЬЯ!»

Второе отделение открывал отрывок из «Силы судьбы». Одна из самых узнаваемых увертюр в мире оперы давно стала визитной карточкой ГСО РТ. Сладковский отлично проработал драматичность этой музыки, так что сердце слушателя то замирает от скорости и накала страстей, то млеет от нежного пения скрипок. Увертюра к «Аттиле» в исполнении ГСО РТ производит особенно сильное впечатление. Маэстро всегда знает, как подчеркнуть мощную партитуру, поэтому в исполнении его оркестра она всегда звучит объемно, возносится в космос и отзывается в сердце.

Едва ли не самой ожидаемой в исполнении Абдразакова была ария Аттилы, титульной роли для певца. Безусловно, другие партии тоже заслуживают высочайшей оценки — вдохновляющий Захария, влюбленный граф де Сильва, лиричный и усталый король Филипп. Они позволяют в полной мере проявить его дар драматического актера, многогранную кантилену, эмоциональную манеру пения. Но именно Аттилой Абдразаков открыл новый сезон Ла Скала. На премьере был президент Италии Серджо Маттарелла, а народный артист Башкортостана и Татарстана удостоился 14-минутных оваций. Многолетнее признание итальянской публикой (а в Ла Скала он регулярно поет еще с нулевых годов) означает полное и безоговорочное господство Абдразакова на мировой сцене. «Найти такого мужественного, мощного, обаятельного, гневного, жестокого Аттилу, как Абдразаков, — это надо было постараться», — пел дифирамбы Макаров. Вокалист успешно защитил титул лучшего баса мира и в Казани, энергично и чувственно изобразив грозного предводителя гуннов.

На бис Абдразаков под лиричнейший, нежнейший аккомпанемент оркестра исполнил «Персидскую песню» из репертуара Федора Шаляпина, что стало изящным реверансом в сторону родины певца. Как только растаяли последние ноты романса, взорвались овации, которые продолжались более 10 минут. Одна из зрительниц, даря цветы Абдразакову, что-то долго и горячо шептала ему на ухо — как выяснилось позже, она ездит на его концерты по всей Европе.

На бис Абдразаков под лиричнейший, нежнейший аккомпанемент оркестра исполнил «Персидскую песню» из репертуара Федора Шаляпина, что стало изящным реверансом в сторону родины певца

Публика ни в какую не хотела отпускать певца, поэтому у прохода в его гримерку после концерта собралась небольшая толпа, большую часть которой составили вдохновленные студенты консерватории. Через несколько минут Абдразаков вышел к ним, чтобы дать автографы и сфотографироваться, некоторые особо впечатлительные запищали. «Мы тут все поем!» — выпалила одна из них. «Любви всем хватит!» — подхватила другая в ответ на попытку организовать нестройную толпу. «Супруга ваша — прелесть, дай Бог ей крепкого здоровья!» — заявила третья, выпархивая из объятий певца. Абдразаков несколько удивленно согласился: «Я тоже ей каждый день говорю: дай Бог тебе крепкого здоровья!» Здесь же молодые коллеги певца задавали ему вопросы по физподготовке («Руки, ноги качать можно, живот и грудь — нельзя») и перспективах совместного выступления («Давайте что-нибудь придумаем! Мы можем сделать „Итальянку в Алжире“ в концертном исполнении»).

Напоследок Абдразаков пожелал студентам звучания и здоровья и почти что улетел, но обещал вернуться. Сегодня такая же программа ждет слушателей в Альметьевске — этим концертом завершится II международный музыкальный фестиваль Абдразакова.