ЧТО ОБЩЕГО У «ОСКАРА», ВЕСТВУД И КРЕСТНОЙ ДОЧЕРИ СЕН-САНСА?

Уже стало привычным, что в Казани постоянно выступают мировые звезды академической музыки, которых приглашает выступить с Государственным симфоническим оркестром РТ его худрук Александр Сладковский. Только в этом году в зале ГБКЗ им. Сайдашева срывали овации знаменитый виолончелист Марио Брунелло и скрипач Рено Капюсон, теперь настал черед одного из лучших пианистов мира — Жан-Ива Тибоде. На его счету — выступления с именитыми оркестрами, звание офицера ордена искусств и литературы Французской Республики, должность приглашенного солиста Бостонского симфонического. Он записал более 50 альбомов на Decca Records, а голливудский фильм «Искупление» с Кирой Найтли, в котором Тибоде сыграл музыку Дарио Марианелли, получил «Оскар» за лучший саундтрек.

В программе двух концертов — в Казани и Москве — была только французская музыка: Клод Дебюсси, Камиль Сен-Санс, Гектор Берлиоз. Во многих интервью Тибоде говорил о важности для него музыки соотечественников, и музыковеды причисляют его к лучшим интерпретаторам Сен-Санса, Эрика Сати и Мориса Равеля, не зря он учился в Парижской консерватории у Люсетт Декав — крестной дочери первого и ученицы последнего. Когда речь заходит о Тибоде, предметом обсуждения становятся не только его профессиональные качества, но и внешний вид — одно время зрителей занимали красные носки пианиста, а без упоминания о том, что концертные костюмы француза шьет Вивьен Вествуд, не обходится ни одна публикация о музыканте.

МОРСКИЕ ПЕЙЗАЖИ ОТ МАЭСТРО СЛАДКОВСКОГО

«Море — это все, что есть наиболее музыкального», — говорил Дебюсси, чьи три симфонические картины «Море» значились первыми в программе концерта. Эта стихия всегда волновала и вдохновляла композитора — в его комнате висела знаменитая гравюра «Волна» любимого им японского художника Кацусика Хокусая, копия которой позже появилась на обложке партитуры «Моря». Создавались картины, которые отдельные музыковеды причисляют к симфонии, разумеется, на фоне соответствующего пейзажа. В 1904 году Дебюсси и его избранница Эмма Моиз провели несколько летних месяцев на берегах Атлантики и Ла-Манша, а в марте 1905-го композиция была завершена. Интересно, что при такой любви к морю сам Дебюсси не умел плавать и наслаждался им исключительно визуально — с берега.

Сладковский неторопливо разворачивает импрессионистскую музыкальную ткань симфонических картин Дебюсси. Море у него живое, оно колышется, играет, дышит, гудит. Словно искусный маринист, Сладковский рисует аккуратными, точными мазками — и у него выходят не эскизы, а полноценные музыкальные полотна, которые приятно рассматривать как вблизи, так и на расстоянии. Медные духовые легко переходят от торжественного полуденного гимна к предштормовой тревожности, скрипки рисуют ускоряющиеся и играющие волны, летят на крыльях ветра вместе с деревянными духовыми. И все это звучит необыкновенно тонко и виртуозно, полупрозрачно — словно и правда наслаждаешься экспозицией импрессионистов в Пушкинском музее в Москве или Орсе в Париже.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ И ПРОТЕСТ ПРОТИВ ФРАКОВ

Следом в первом отделении прозвучал Концерт №5 для фортепиано с оркестром Сен-Санса. Тибоде вышел на сцену в элегантном костюме приглушенного оттенка бургунди с геометрическим принтом — подобный был показан в мужской линии бренда Вествуд в коллекции осень-зима 2014/15. «Я понимаю, фрак — это традиции, но, по-моему, это так скучно! Вы посмотрите, в каких потрясающих платьях выступают женщины. Я за то, чтобы быть модным, элегантным, но не во фраке», — отметил Тибоде в комментарии телеканалу «Культура».

Сен-Санс в репертуаре концерта неслучаен. «Я все-таки французский музыкант, и было бы странно, если бы я не любил французских композиторов, эта прекрасная музыка в моем сердце занимает главное место, и играю я ее, безусловно, чаще другой», — говорил Тибоде в интервью журналу «Pianо Форум». В комментарии «Культуре» он заметил, что Пятый концерт Сен-Санса — это экзотичное, красивое и виртуозное произведение. «И когда я с оркестром начал репетировать, было ощущение, что мы уже его играли, настолько хорошо мы чувствуем друг друга», — отметил маэстро.

Это же чувство испытали и слушатели в ГБКЗ. Несмотря на то что темп игры пианиста очень высокий, ГСО РТ не составило труда подстроиться под уровень виртуоза. Это очень эмоциональное произведение, и музыканты не упускают ни одного оттенка: прозрачная грусть сменяется стонами, страстный шепот — спокойным созерцанием. «Я до сих пор не понимаю: как кто-то начинает играть так, что ты внезапно начинаешь чувствовать музыку. Магия, да?» — поделилась впечатлениями слушательница концерта в Казани Диана Данилова. Один из слушателей концерта в Москве Евгений Ишменев отметил виртуозную и напористую манеру игры Тибоде: «Одна рафинированная московская бабушка заметила после концерта: „Я всегда считала, что Сен-Санс писал сентиментальную нежную музыку. Но это исполнение перевернуло мое представление“». На бис Тибоде сыграл произведение еще одного француза — меланхоличную и лиричную «Павану на смерть инфанты» импрессиониста Равеля, которая словно отсылала к началу первого отделения и гармоническому языку Дебюсси. А в ответ на стоячие овации и крики «Браво!» пианист подарил публике еще одно произведение в своем исполнении — виртуозный, яркий и быстрый этюд в фа мажоре Фредерика Шопена.

«КОНЦЕРТ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ! ИГРУШЕЧНЫЙ, ФАРФОРОВЫЙ»

Второе отделение было целиком отдано «Фантастической симфонии» Берлиоза. Это первое программное произведение в истории романтической музыки — композитор написал подробное либретто к каждой части симфонии. При этом позже Берлиоз говорил, что для понимания данной музыки необязательно знать сюжет — достаточно лишь ограничиться названиями частей. Но что же это был за сюжет, который потребовал столь обстоятельного изложения? Он явился отражением личной жизни Берлиоза, безответно, страстно и отчаянно влюбленного в ирландскую актрису Генриетту Смитсон. Конечно, прежде всего такой сюжет воплощал романтический тип героя в искусстве, описанный Джорджом Байроном и Михаилом Лермонтовым. В «Фантастической симфонии» же находили переклички в произведениях Альфреда де Мюссе и Виктора Гюго.

И вновь эмоции, оттенки чувств, метания героя, ни одно из которых не упускает Сладковский, не позволяет им звучать плоско, невыразительно, тускло. Вальс во второй части звучит удивительно хрустально и изящно, пасторальная картина в третьей наполнена тягучей, как летний воздух, безмятежностью и одновременно свежестью цветущих полей. Справляется оркестр Сладковского и с быстрыми страстными частями. Особенно ярко звучит марш четвертой — без лишней торопливости худрук ГСО РТ тщательно вырисовывает темы, с которыми блестяще справляются медные духовые и струнные. Сказочный финал о шабаше ведьм, в котором у Берлиоза находится место и переработанной до неузнаваемости теме возлюбленной, и пародии на мелодию григорианского распева Dies irae, у ГСО РТ звучит предельно сосредоточенно, но при этом легко и гибко, так что временами сжимается сердце — то от яркости потусторонних образов, то от масштаба исполняемого музыкального полотна, драматично разворачивающегося перед глазами. На бис оркестр блестяще исполнил еще одно произведение Берлиоза — венгерский Ракоци-марш из первой части его «Осуждения Фауста». И вновь перед глазами проносятся ярчайшие образы — разворачиваются баталии, гремят доспехи, сияют лица победителей… «Концерт фантастический, игрушечный, фарфоровый. Потрясающий!» — отметил Сладковский в эфире телеканала «Культура». И с этим определением нельзя не согласиться.

«ОКЕАН ВПЕЧАТЛЯЮЩИХ ЗВУЧНОСТЕЙ» ОТ СЛАДКОВСКОГО

18 марта ГСО РТ и Тибоде с той же программой выступили в Москве. Концерт стал заключительным в собственном абонементе оркестра в Московской филармонии в этом году, но аналогичные концерты ждут татарстанских «симфоников» в 2020-м. «Нам предложили с учетом всех наших активов выступить еще с тремя концертами в абонементе, — отметил в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ Сладковский. — Поэтому в следующем году мы снова будем в абонементе, вновь будут потрясающие концерты. Сыграем концертную версию „Летучего голландца“ Вагнера с фантастическими певцами, выступление запишет канал Mezzo. С Александром Князевым сыграем Дворжака — незабвенный, роскошный Концерт для виолончели и Седьмую симфонию, невероятно редко исполняемую. А также Пятую симфонию Малера — это тоже наш конек и сочинение, которое было однозначно принято дирекцией филармонии. Оно тоже не очень часто исполняется, но всегда имеет колоссальный экономический успех».

«Ни включение интересных партитур, ни эксклюзивные солисты никогда не соберут такой аншлаг на симфонической программе, какой наблюдался в Концертном зале имени Чайковского в этот вечер, — заметила автор портала „РевизорНадежда Дараган по итогам заключительного концерта абонемента ГСО РТ. — Свободных мест не оказалось вовсе, и было очевидно, что все эти слушатели пришли в филармонию именно на Сладковского и его оркестр. Столь полные залы собирают только те коллективы, в которых публика уверена: живой звук оркестра подарит неповторимую палитру звуков, не сравнимую ни с какими аудиоэффектами. И в этот океан впечатляющих звучностей Сладковский со своим оркестром погрузил зал сразу же, с первых тактов симфонического триптиха „Море“ Дебюсси». При этом, по словам Дараган, во втором отделении зрителей не убавилось, что лишь подчеркивает: слушатели пришли на оркестр.

«„Фантастическая симфония“ Берлиоза продемонстрировала, какой совершенный исполнительский ансамбль создал Сладковский в своем казанском оркестре. Эта монументальная пятичастная симфония отличается внушительностью масштабов, эмоциональной силой и яркостью красок. Все эти особенности „Эпизода из жизни артиста“ (такой заголовок дал композитор программе симфонии) Сладковский подчеркнул с предельной яркостью и экспрессией. Чтобы так смело обнажать контрасты и противоречия, удлинять паузы, превращая их в эффектные замирания дыхания у всего зала, позволять эффектно „громыхать“ медным и покорять звуковыми массами ударных — для достижения всей этой артистичности и свободы нужна идеальная сыгранность оркестра и полное взаимопонимание оркестрантов с дирижером», — отметила автор «Ревизора». Дараган считает, что Сладковский и ГСО РТ уверенно вошли в когорту единичных в своем роде оркестров, признанных и любимых в столице.

Оркестр не забывает и о казанских слушателях. Следующим звездным солистом на сцене ГБКЗ станет один из лучших басов мира Ильдар Абдразаков. Вместе с ГСО РТ они исполнят «Верди-гала» — прозвучат отрывки из опер «Набукко», «Макбет», «Дон Карлос», «Эрнани», «Сила судьбы», «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», «Сицилийская вечерня» и «Аттила». Ведущим вечера будет тележурналист Юлиан Макаров.