Группе ученых из России, Швейцарии и США удалось заставить время идти назад внутри квантового компьютера. Исследователи смогли нарушить второй закон термодинамики. Об этом достижении ученых говорится в докладе, опубликованном в журнале Scientific Reports.

Согласно материалам, исследователи повернули время вспять внутри квантового компьютера.

«Это одна из серии работ, посвященных возможности нарушить второе начало термодинамики — закон физики, тесно связанный с различием между прошлым и будущим. Теперь мы подошли к проблеме с третьей стороны — искусственно создали такое состояние системы, которое само развивается в обратную с точки зрения второго начала сторону», — рассказал РИА «Новости» один из авторов исследования, представитель Московского физико-технического института (МФТИ) Гордей Лесовик.

Одной из основ современной физики и космологии является концепция так называемой стрелы времени. Ее суть в том, что время в нашей Вселенной движется исключительно в одном направлении, из прошлого в будущее. Иными словами, перемотать время назад невозможно. С точки зрения физики это проявляется в том, что со временем неупорядоченность, хаотичность Вселенной, состояние, которое ученые называют энтропией, неуклонно растет.

Три года назад Лесовик и его коллеги обнаружили, что второй закон термодинамики может нарушаться на квантовом уровне. Оказалось, что электрон действительно может спонтанно оказаться в прошлом, вернувшись в то состояние, в котором он находился пару мгновений назад.

Для эксперимента ученые использовали американскую аппаратуру.