УПРАВЛЯЮЩИЙ БАНКА "ТАТАРСТАН" РУШАН САХБИЕВ  ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ УГРОЗ ДЛЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ВИДИТ ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИЧЕСТВО. ЧАСТЬ 2-Я

На какой срок в Казань приехал новый управляющий республиканской филиальной сетью Сбербанка? Станет ли банк спонсором Универсиады-2013?  Какими методами банк собирается удвоить свою годовую прибыль, как будет повышать свою привлекательность для клиентов,  когда исчезнуть очереди в офисах Сбербанка,  управляющий отделением "Банк Татарстан" Сбербанка РФ Рушан Сахбиев рассказал во второй части интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».   

В ПЛАНАХ НА 2011 ГОД – РОСТ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ

- Рушан Флюрович, какие у банка "Татарстан" планы на текущий год?

-  В планах на год – существенный рост по всем направлениям: прибыль мы планируем увеличить практически в 2,5 раза – до 5 миллиардов рублей,  объем кредитного портфеля по юридическим и физическим лицам мы должны нарастить примерно на 30 миллиардов рублей, объем привлечения вкладов нарастить  на 17 миллиардов рублей. Исходя из прогноза темпов роста рынка Татарстана, мы планируем рост. Мы понимаем, что это будет тяжело, особенно на розничном рынке, потому что все банки объявили этот год годом розницы, также предлагают и активные кредитные программы. 

-  Как за год сложились взаимоотношения с местной властью – просят ли о чем-то или о ком-то?

- Я думаю, плохо было бы, если бы не просили, потому что для местной власти бизнес на территории, например, Сабинского или Кукморского района – это вопрос выживания территорий, наполняемости бюджетов и т.д. При рассмотрении инвестиционных проектов к самому действенному участию мы  привлекаем администрацию районов. Понятно, что никаких гарантий мы с них не требуем – они объективно не могут это «потянуть», так как бюджетные, но создать оптимально комфортные условия для реализации проекта они могут. Если нет нормальных взаимоотношений между главой района и крупным бизнесом, который там выстраивается, то конфликт может произойти.

-  В районах деньги требуются на хозяйственную деятельность или на инвестиционные проекты? Или это ваши проекты?

- Если говорить о Сабинском лесничестве, мы сейчас рассматриваем инвестиционный проект по деревообработке. Проект интересный, а самое главное – нужный для этого региона.

- По этому проекту вы не приняли еще решение?

- Еще проекта как такового нет, он находится в «сыром» виде. Таких проектов достаточно много. Моя задача – развивать не только город и крупные предприятия, но и создавать новые инвестиционные проекты на территориях, то есть, по-другому говоря, «резать ленточки».

В Камско-Устьинском районе мы рассматриваем большой проект  группы компаний «Фоника»  - завод по производству гипса и его переделу. Это  достаточно большие инвестиции для этого района. Уже основной объем работ там произведен,  мы надеемся, что в этом году будет запущена первая очередь.

Мы по-прежнему рассматриваем проекты  мегаферм. Хотя мода на них уже и прошла, но есть определенные ниши в тех районах, где ощущается ненасыщенность крупного товарного молочного производства. Поэтому каждый раз, приезжая в район, встречаюсь с главой, внимательно смотрю перечень имеющихся у них инвестиционных проектов. Порой даже не они выступают инициаторами, а мы – прихожу и спрашиваю,  чем банк может помочь в части финансирования проектов.

СБЕРБАНК СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ СТАТЬ ОДНИМ ИЗ ВЕДУЩИХ БАНКОВ МИРА

- Рушан Флюрович, планируется ли открытие филиала сбербанка в Чехии или других европейских странах? (Бортников Александр Игоревич).

- Относительно стратегии Сбербанка на международную экспансию нам, в первую очередь, интересны такие страны как Индия и Китай, ближнее зарубежье – Украина, Белоруссия, Казахстан. Есть представительство в Германии. Но говорить, что нам есть чем удивить европейский рынок, пока рано, поэтому выходить на очень развитые рынки с высоким уровнем сервиса, наверное, пока еще преждевременно.

Но если учесть, что Сбербанк ставит перед собой цель стать одним из ведущих банков мира, то без международной экспансии не обойтись. Вопрос, что будет являться локомотивом – инвестиционные услуги, например, совместно с компанией «Тройка Диалог» или услуги для населения. Это тоже отдельный вопрос для обсуждения. Мы четко понимаем, что рынок Белоруссии, например, был  похож на наш банковский рынок 3-5-летней давности, и у нас есть компетенции там работать - мы там и работаем. А если нам с этими же компетенциями выходить, допустим, на голландский рынок, то нас там просто «съедят».

- Хотелось бы услышать ваше мнение о необходимости/полезности такого термина как KYC (KNOW YOUR CLIENT-знай своего клиента) в российской банковской сфере. Данный термин/положение очень активно используется западными банками и часто результат KYC является важным критерием в принципиальном согласии работать с клиентами. Насколько данная тематика востребована в Татарстане и в России в целом? Будет ли она востребована в Сбербанке? (Миргалимов Искандер Фаритович).

- В банковском обслуживании - это будущее, хотя для некоторых банков это уже настоящее. Это некая система персонификации данных человека, когда о человеке есть вся информация, начиная с той, когда дети поженились, и заканчивая тем, как зовут любимую собачку… Когда запланирован отпуск, поездка за границу… Эта информация позволяет оперативно предлагать клиенту свои соответствующие услуги. Но я считаю, нам до этого еще достаточно далеко. Во-первых, это должно складываться годами, а во-вторых, не готов еще и программный продукт. Думаю, реально наши банки придут к этому года через 3 – 4. Хотя элементы приват-банкинга в зонах обслуживания VIP-клиентов применяются и сейчас.

- На ваш взгляд, насколько успешны западные банковские технологии (кредитование и обслуживание корпоративного бизнеса) работают в России и почему российский крупный бизнес предпочитает закрывать крупные сделки, используя западные банки? (Миргалимов Искандер Фаритович).

- Потому что там процентные ставки дешевле. Наверное, это самое главное. Я не могу сказать, что проще получить кредит – там процедура оценки рисков сложнее нашей, и компании, чтобы выйти на международное заимствование, нужно иметь  МСФО либо ЮСФ. Кроме того, все международные банки при оценке рисков работают по соглашению  - так называемому «банк ноль два», к которому Россия пока не присоединилась. Мы выдаем кредиты на основании нашей налоговой отчетности.

Но это вопрос времени. Сегодня в правительстве РФ существует комитет по интеграции этих данных с бухгалтерскими системами, и все большее количество российских компаний создают отчет по МСФО.

Скоро и мы тоже к этому придем. Система рисков в Сбербанке в принципе создана – у нас  лимитируется на сегодняшний день и оценивается с точки зрения различных финансовых показателей  риска.  В банке есть совершенно независимая некредитная служба, у которой  процентов восемьдесят кредитного портфеля.

- По ряду показателей Россия отстала лет на 20 от развитых стран, а в банковской сфере  на сколько?

- Лет на восемь.

- А тенденция какая – еще больше отстаем или догоняем?

- Российская банковская система уникальна – она же не пустила в свои двери иностранную банковскую систему. В Чехии или Польше, например, своя система практически полностью «растворилась». В России практически все банки имеют госучастие - именно в этом виделась необходимость сохранения государственной безопасности, государственных интересов, потому что лишиться национальной банковской системы означало, что тебя могут завоевать без всяких космических ракет.

Сегодня на это все смотрят проще, и процессы интеграции идут – как российские финансовые учреждения покупают пакеты акций западных банков, так и  западные банки покупают наши. Некоторые уходят из России, считая наш рынок достаточно рискованным и неинтересным. После вступления России в ВТО, думаю, этот процесс «бурления» будет еще больше. Мы с вами увидим здесь офисы всех крупнейших банков, если им это будет интересно. Но пример одного европейского банка показал, что им не очень интересно работать на российском рынке.  Поэтому нам пока созданы комфортные условия для развития - наша задача это время не терять.

 АКЦИИ СБЕРБАНКА НЕДООЦЕНЕНЫ

- Каковы шансы выживания Сбербанка в условиях ВТО?

-  Представьте себе 300 тысяч пенсионеров, получающих пенсии через учреждения Сбербанка… Зачем это западным крупным банкам?! Они будут «снимать сливки» с крупных компаний. И уровень комиссий, которые берут западные банки, гораздо выше российских. У них задача – из каждого пришедшего клиента «выжить» комиссионные доходы по максимуму! Да, там ставки низкие, но услуги дорогие.

- Герман Стерлигов, например, считает, что самый надежный банк в мире – это Сбербанк, а западные банки – банкроты. Вы разделяете эту точку зрения?

- Есть много методик расчета надежности. Действительно, самый надежный российский банк – это Сбербанк, он имеет и самые высшие рейтинги. Недавно специально сравнивали по международным стандартам баланс Сбербанка и крупнейших американских банков – уровень запаса прочности по капиталу вполне сопоставим. С международной точки зрения, уровень надежности банка еще закладывается и в цену его акций. Сегодня цена акций Сбербанка недооценена, исходя из его уровня надежности.

- У Сбербанка есть долги?

- Долгов фактически нет. Сальдо в обратную сторону. Вся мировая и европейская экономика – это же долговая экономика, она вся развивалась именно по этому принципу.

СЕГОДНЯ СРОК ВЫДАЧИ КРЕДИТА НЕ ПРЕВЫШАЕТ ДВУХ ДНЕЙ.
ДЛЯ СБЕРБАНКА ЭТО СУЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ...

- Почему банк так мало уделяет внимание своему сайту - мне, например, очень удобно было бы оформить заявку на кредитование через сайт, а потом принести документы. Почему нельзя принимать предварительные заявки на кредит через call-центр банка? (Сафин Джаудат).

- Работать через наш сайт можно - нужно сделать клик на «Сбербанк online» и там совершать платежи. Если речь идет о получении заявки на выдачу кредита, то пока такая технология не разработана. Но есть другие интересные технологии, например, через любой банкомат можно сделать заявку на получение кредита – вы вводите номер своего телефона, и вам перезванивают, консультируют, договариваются о времени вашего прихода. Если это обычный потребительский кредит, то человек приходит два раза – первый, когда заполняет анкету, второй - приходит за деньгами. Сегодня срок выдачи кредита не превышает двух дней. Поверьте, для Сбербанка это существенный результат.

- И автокредитование – два дня?

- Не более двух дней.

- А по ипотеке?

- По ипотеке сложнее – нужно собрать документы, но срок тоже вполне оптимальный для такого продукта.

- Почему справка о закрытии кредита и отсутствии задолженности делается в течение 14 дней и за деньги? Очень хотелось бы получить ответы (Сафин Джаудат).

- Обычно делается за семь дней, а 14 – это, видимо, какая-то недоработка конкретного сотрудника. Как правило, все банки берут деньги за оказание услуг, почему бы и Сбербанку за это не брать – нам же тоже надо как-то зарабатывать.

- Сбербанк России объявил о проведении акции «888», в рамках которой устанавливает уникальную ставку по жилищному кредиту: 8% в рублях до и после регистрации ипотеки - это привлечение внимания к банку или действительно кредиты на таких условиях выдаются? И сколько семей в республике воспользовались данным предложением? (Якупов Руслан)

- У меня на текущий момент нет информации о количестве людей, которые взяли такой кредит, но абсолютно в каждом филиале любому такой кредит предоставят. Это обычный массовый кредит, а не для какой-то определенной категории. Началась эта акция 8 марта и заканчивается 30 июня. Поэтому все, кто хочет получить кредит по этой акции, должны поторопиться.

- Чем этот жилищный кредит отличается от ипотечного?

- Во-первых, ставка 8 процентов, во-вторых, срок рассмотрения заявки 8 дней, и более жесткие требования к первоначальному взносу, т.е. не менее 50 процентов денежных средств. Зачастую, чтобы улучшить жилищные условия, человеку не надо  брать такой кредит, который его просто «придавит» или станет кабалой на всю жизнь. Большинство банков ориентируются на тех, кому не хватает примерно половины суммы – у них однокомнатная квартира, к примеру, а они хотят купить двухкомнатную. Именно на эту категорию мы рассчитываем.

- А почему акция проходит только четыре месяца?

- Потом будут какие-то другие «ходы» – это же способы привлечения внимания.

- Когда Сбербанк выйдет на рынок POS-кредитования? Будет ли это проект совместно с БНП-Париба или банк принял решение самостоятельно реализовывать проект? (Сафин Джаудат).

-  На сегодня мы не планируем  выходить на этот рынок,  потому что это не совсем наш сегмент. Мы внимательно смотрим  на существующие тенденции, и, возможно, со временем и выйдем.  

- Для того чтобы погасить кредит, мне сначала необходимо положить деньги на сберкнижку именно в отделении банка по территориальной принадлежности. А если я хочу погасить преждевременно, нужно писать заявление, и деньги списываются со сберкнижки только один раз в месяц. Зачем открывать сберкнижку, если у меня есть карта Сбербанка (неужели нельзя перечислить на карту кредит и также с помощью нее через терминал погашать его)? (Нургалиева Луиза Завдатовна).

- Вероятно, наш сотрудник не вполне понятно объяснил, как можно погашать кредит. Можно вспоминать – ой, сегодня же кредит надо оплатить… А можно заполнить форму 190 на сберегательную книжку, и банк сам автоматически будет списывать определенного числа в погашении кредита. Это выбор самого заемщика. Просто, если клиент хочет не думать о том, когда ему надо выплачивать кредит, он делает это автоматически, один раз оформив некое распоряжение на этот счет. А все остальное погашение у нас идет без процентов через банкоматы, через экспресс-самообслуживание как с карт, так и наличными денежными средствами. В кассах люди уже не стоят, чтобы заплатить по кредиту, тем более сберкнижки используют очень редко. 

ВЫСОКИЕ ПРОЦЕНТЫ – ЭТО НЕ НАШ «КОНЕК»

- Очень неудобный коммерческий банк. Заорганизованный и забюрокраченный. Внедрение компьютеров замедлило выполнение операций. Спасает банк только широкая сеть филиалов и отделений. Вынужден пересылать туда пенсию под невыгодный (по сравнению с другими банками) процент, так как отделение рядом с домом (Вынужденный вкладчик).

- Высокие проценты – это не наш «конек», и мы никогда не будем лидерами на этом рынке. Что касается забюрократизированности, то все операции у нас совершаются в автоматическом режиме, и человеку выдается квитанция-ордер, на котором он расписывается, и деньги. Но если, например, клиент переводит деньги на Дальний Восток какой-то компании, реквизитов которой нет в нашей базе данных, то ему придется еще заполнить эти данные…

Мы замеряли процесс приема коммунальных платежей – среднее время оплаты одного платежа составляет от 30 секунд до одной минуты – в зависимости от нагрузки на сервер.  Случаются моменты, когда сервер бывает «поднагружен», ведь не секрет, что в платежные дни люди приходят в одно и то же время. И это проблема не только Сбербанка.

- Когда в Сбербанках закончатся очереди? (Зарипов Сирин Раифович).

- В нашем банке самый «страшный» период  - это с 18 по 24 число, когда выплачивают пенсию. У нас висит график с предложением распланировать свое посещение филиалов Сбербанка – на круговой диаграмме красным, желтым и зеленым цветом указаны дни и часы, когда в банке напряженная ситуация, а когда обычно бывает свободно…. Мы очень хотим, чтобы пенсии перечислялись на пластиковые карты, чтобы люди не стояли за деньгами в очереди, а всегда знали, что гарантированно в определенный день пенсия поступит на карту. И получить деньги можно в банкомате в любое время.

- Некоторые банки (например, Газпромбанк) позволяют физическим лицам, проживающим в другом регионе (например, в ХМАО или ЯНАО) брать кредиты на покупку недвижимости в другом регионе присутствия данного банка (например, Казани). Когда подобную услугу введет Сбербанк, который присутствует практически в каждом регионе и "всегда рядом"? (Зарипов Сирин Раифович).

- Вы уже сейчас можете взять кредит в Казани на покупку квартиры в Сочи. Точно так же, как и жители ХМАО. Я же работал на той территории и могу сказать, что львиная доля всех ипотечных кредитов была выдана на покупку жилья в средней полосе страны, то есть люди, поработав на Крайнем Севере, перебирались по месту регистрации или по месту приобретения жилья.

ОСНОВНУЮ УГРОЗУ Я ВИЖУ В ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИЧЕСТВЕ

- Скажите, а это правда, что служба безопасности имеет реальные возможности проверять платежеспособность предполагаемого заемщика по своим каналам в Пенсионном фонде? (Евсеева Ольга)

- Я не знаю, какие у них есть каналы, но официально никакого договора нет. Ведь все началось с Казахстана, где все базы данных объединили, и решение - выдавать кредит или нет  - значительно облегчено.  У нас нет таких   межведомственных соглашений, поэтому официально могу сказать  - нет. Но как-то узнают…

- А вообще аферистов много среди частных заемщиков?

- По частным заемщикам «вал» спал, но идет другая угроза -  интернет-мошенничество. Сегодня у всех есть компьютеры, все активно пользуются интернетом, например, мобильным банком. Но, к сожалению, люди, которые этим пользуются, забывают, что получить доступ к его компьютеру  опытному человеку не составляет труда. И отсюда появляются различные формы мошенничества – «зеркальные» сайты, в том числе и банков… К сожалению, если компания использует интернет-банк, не все ее сотрудники заботятся о сохранности своих паролей, нарушают инструкции, передавая ключи безопасности. Мы всех своих клиентов регулярно предупреждаем, чтобы они никому никогда не передавали пароли, иначе ваши деньги просто могут украсть. И тогда вопрос в том, кто виноват. Банк, который не обеспечил сохранность? На первый взгляд, банк. С другой стороны, это все равно, что вы потеряли деньги на рынке и обвиняете Национальный банк за то, что он напечатал эти денежные купюры и не обеспечил их сохранность.

… Я вижу основную угрозу именно в интернет-мошенничестве. Причем, серверы зарегистрированы даже не в России, а где-нибудь в Калифорнии… И основная беда в том, что у нас еще не сформирована судебная практика и нет опытных специалистов по расследованию таких преступлений, особенно в регионах. А количество таких преступлений нарастает, поэтому я призываю всех читателей вашей газеты очень внимательно обращаться с такими видами платежа, соблюдать все инструкции.

- В настоящее время покупатели машин не застрахованы от покупки автомобиля, находящегося в залоге у банка. Ситуация невыгодна всем, кроме мошенников. Расскажите, какие меры применяет ваш банк, какое решение вы видите в глобальном смысле и как скоро, по вашим прогнозам, ситуация изменится к лучшему (Гинятуллин Рустем).

-  Если вы покупаете автомобиль по доверенности, тогда риск есть. Если вы покупаете автомобиль со снятием и постановкой на учет, то в базе данных ГИБДД РТ есть все данные о залоговых автомобилях. Соответственно, без разрешения банка такую операцию не проведут. Рекомендация – покупать официально, а не по доверенности.

- Скажите, как вы относитесь к проблеме возвратов комиссий за выдачу кредита? Что это: самоуправство банков, сознательно продолжающих до сих пор нарушать закон о защите прав потребителей или все-таки экстремизм заемщиков, которые решили урвать у банков заработанные ими (банками) деньги? Интересует позиция именно вашего банка, особенно в свете судебного решения вынесенного 17 мая в ВС РФ. (Гинятуллин Рустем).

- У банка позиция простая – если суд докажет, что комиссия была взята необоснованно, банк ее вернет, безусловно.  В свое время заемщик с этой комиссией соглашался, подписывал договор, соглашался со всеми условиями, все выплачивал, а потом вдруг оказалось, что не совсем законно… Некоторые люди начинают это использовать в качестве способа зарабатывания денег - появляются некие сомнительные компании, которые за определенный процент подсказывают, как правильно сделать. Я к этой ситуации отношусь спокойно - возвращать комиссии мы будем, но  через суд.

- Ранее была информация, что в Сбербанке отменены перерывы на обед, но обеды в некоторых филиалах есть…

- Там, где идет большой поток людей, мы отказались от обедов, но небольшие филиалы у нас остались с обеденным перерывом.

- Сегодня есть несколько обращений к вам по конкретным частным случаям взаимодействия со Сбербанком – мы передаем их вам.  

- Мы разберемся с этими ситуациями в индивидуальном порядке.

НЕ БУДУ ОБМАНЫВАТЬ – РАБОТАТЬ В СБЕРБАНКЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО

-Радуют успехи Сбербанка России. И акции в цене выросли, и доходность возросла, и начал разворачиваться к своим вкладчикам. А вот можете ли вы отчитаться о повышении благосостояния своих сотрудников за год вашей работы? О средней температуре в больнице лучше не рассуждать. (Болдырев Виктор Иванович)

- Я могу отчитаться о повышении благосостояния  моих сотрудников! Мы взяли базу данных по оплате труда за 2009 и 2010 годы и сравнили. У всех сотрудников - рост зарплаты. Кое у кого она упала, но исключительно в силу перемещений – например, из ведущего  экономиста в старшие или из кредитной службы - в бухгалтерию. Если же человек занимал одну и ту же должность, то в среднем его зарплата выросла процентов на 15, если мы говорим про низовой состав. На этот год также запланировано повышение уровня оплаты труда – за этим очень четко следит и президент Сбербанка. Но в финансовом плане зарплаты в Сбербанке никогда самыми высокими не будут, иначе было бы странно, что самый надежный банк платит самую высокую зарплату… Есть другие бенефиты, за которые человек работает в этой системе – связанные с дополнительным медицинским страхованием,  образовательными программами и т.д.

- Когда в вашем банке будет соблюдаться Трудовой кодекс РФ? А именно рабочее время кассиров? Пример: Я отвожу жену к семи часам утра, а забираю в лучшем случае в половине десятого вечера (итого 13,5 часов без учета обеда), при том что работает она четыре дня в неделю (итого за неделю 54 часа, по ТК РФ положено 40, за 14 часов переработок ничего не платят, за месяц набирается 56 часов или 7 рабочих дней). (Яппаров Ильназ Загитович).

- Сложно прокомментировать… Наверняка есть такие случаи, когда люди вынуждены задерживаться на работе для того, чтобы успеть закончить. Кассир в конце дня «сводит» кассу, а если касса, например,  «не идет», чего-то не хватает, какая-то ошибка? Он же не может  в  6 часов встать и уйти – он обязан свести кассу, опечатать бандероль, сверить данные…

- Но это исключение из правил или обычное дело?

- Не буду обманывать ваших читателей – работать в Сбербанке действительно очень тяжело. Но я верю, что времена изменятся, и станет легче. Но, конечно, трудовое законодательство нарушать нельзя. Если человеку трудно, можно перейти на другой участок работы.

- У вас большой штат?

- Численность работников Сбербанка большая  - летом доходит до 5800 человек.

- Уважаемый Рушан Флюрович, объясните, пожалуйста, почему при приеме на работу в отделение Сбербанка в г.Казани (улица Петербургская, 28) строго в отдел кадров берут только девушек? При том, что я по образованию специалист по управлению персоналом с опытом в другом казанском банке? (Сабаев Марсель)

- В кадровой службе у нас работает два молодых человека. Так что по гендерному признаку мы набор не производим. Я как раз сторонник того, чтобы как можно больше мужчин приходило в нашу систему. Но получается так, что женщины более терпеливы и дотошны в работе.

- Есть ли в Банке "Татарстан" потребность в сотрудниках по направлению корпоративного бизнеса на позиции руководителя среднего уровня?  (Дроздецкий Станислав Николаевич).

- Нужно прислать резюме по электронной почте.  Это реально действует! Я отслеживаю судьбу некоторых людей, которые присылали свое резюме на электронный почтовый ящик.  Одна из таких девушек работала администратором в Макдоналдсе, но у нее было экономическое образование и желание карьерного роста. Сейчас она успешно работает у нас в  операционном управлении, всем нравится – действительно, очень клиентоориентированная.

- Я представляю компанию "Волга-Софт". За пять лет на рынке компания ООО "Волга Софт" зарекомендовала себя как надежная компания. Компания работает на современном рынке IT-технологий. Хотела бы с вами поговорить о взаимном и выгодном сотрудничестве. (Мокшина Анна Олеговна).

- Пожалуйста, мы готовы к разговору.

НИКАКОГО «ДАВЛЕНИЯ» НИЖНЕГО НОВГОРОДА Я НЕ ОЩУЩАЮ

- «Банк Татарстан» - это филиал даже не Москвы, а Нижнего Новгорода. Нет ли желания реформироваться? Вам удобно работать через Нижний, а не напрямую?

- Реформы не будет из-за каких-то административных требований. Мы сейчас консолидируем функции центра сопровождения клиентских операций на уровне Нижнего Новгорода. Зачем нам держать мощные каналы связи здесь? В этом нет никакой необходимости. В Нижнем Новгороде создается один большой центр сопровождения  клиентских операций. В будущем и оттуда он перейдет –  в единый гигантский мега-ЦОД Сбербанка. Когда будет выстроена технология, весь вопрос встанет о том, какая система управления является эффективной. Если Москва напрямую сможет управлять этой сетью, тогда, возможно, и Сбербанков не будет, а, возможно, и наоборот. В настоящий момент прорабатывается стратегическая версия укрупнения филиальной сети в разрезе каждого субъекта федерации. Сейчас 17 отделений на территории Татарстана, а это 17 юридических лиц, которые действуют на основании положения о филиале, регистрируются в Центральном банке и т.д. Спрашивается, зачем 17 филиалов, если их можно перевести в статус универсального дополнительного офиса?  Зачем в деревне держать бухгалтерию, когда все то же самое можно сделать в Казани? Это логика бизнеса.

- Все-таки экономика и потенциал Татарстана мощнее экономики Нижнего Новгорода. Волей-неволей, вы должны «сверяться» с Нижним, согласовывать с ним свои действия. Но это же противоречит логике. Какую сумму вы можете выдать без согласования?

- Сейчас в наших полномочиях 3 миллиарда рублей, раньше было 1,5 миллиарда. На самом деле это не проблема. Весь вопрос в том, что система работает настолько взаимопроникновенно по всем направлениям, что нельзя говорить, что все работает в том же состоянии, в каком это было в 2001 году. Между 2001 и  2011 годами разница колоссальная! Степень интеграции двух банков по уровню управления велика. В Татарстане нет некоторых служб, которые передали на уровень Нижнего Новгорода. Это логичная функция централизации контроля, например, работы банкоматов.

- Но у Нижнего полномочий больше, чем у вас?

-Полномочий  там больше, потому что мы являемся частью Волго-Вятского банка. Если на территории Нижегородской области,  Татарстана и т.д. будет создано свое головное территориальное отделение,  и будет аппарат территориального банка - Волго-Вятский банк, который будет управлять всеми этими головными отделениями, то в чем здесь противоречие? Никакого «давления» Нижнего Новгорода я не ощущаю, а только порой помощь.

НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МЫ ВЫДЕЛИЛИ БОЛЕЕ 25 МЛН. РУБЛЕЙ

- Сбербанк планирует быть спонсором Универсиады-2013?

- Сейчас форма нашего участия обсуждается. Сбербанк – генеральный партнер Олимпиады 2014 года в Сочи. А спонсировать подряд два мероприятия даже для такого крупного банка, как Сбербанк, тяжело.

- Сбербанк поддерживает шахматную федерацию?

-Да, мы регулярно спонсируем различные соревнования - ежегодно мы выделяем порядка 1,5 миллиона рублей. Этот вид спорта пользуется популярностью и внутри банка - мы проводим соревнования между нашими сотрудниками.

- Благотворительностью Сбербанк занимается?

- В прошлом году и в первом квартале текущего года мы выделили на свои благотворительные программы более 25 миллионов рублей, из них 15 миллионов рублей – в фонд Булгар. Мы также поддерживаем шесть детских домов.

 - На острове Свияжске есть объект, который «закреплен» за Сбербанком?

- Объект пока не определен.

 ДЕЛОВОЙ РУССКО-ТАТАРСКО-АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

- Если представить на минуту, что Вы стали рядовым менеджером, то с каким клиентом (розница – физ. лица или корпоративные клиенты - крупный или же средний и малый бизнес) Вы лично предпочли бы работать и почему именно этот выбор? (Миргалимов Искандер Фаритович).

- Я бы работал с малым бизнесом – с ними интересней. Крупный бизнес достаточно «избалован», и с ним все понятно. А малый бизнес – это всегда есть возможность обменяться знаниями и опытом - он мне что-то дает, и я ему могу что-то дать, исходя из своего опыта. У меня много друзей, которые занимаются малым бизнесом - очень интересно получать «обратную связь» от них.  А иногда приходят и говорят – Сбербанк никогда этого не сделает! Предлагаю им посмотреть на ситуацию «с другой стороны», попробовать иначе… И получается!

- Приходится ли вам применять в служебных целях татарский язык? (Зарипов Сирин Раифович).

- Пока только здороваться и прощаться. Все-таки официальный деловой язык русский и даже уже английский. Но когда я посещаю районы республики, формируется интересная смесь делового русско-татарско-английского языка.

 ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ БИЗНЕС, НУЖНО ВНАЧАЛЕ СТАТЬ «СВОИМ»

- В некоторых кругах есть информация о вашем скором переезде в Москву к Грефу. Как можете прокомментировать это?

- Отвечу однозначно - нет. Проект Татарстана – это проект не одного года, а  трех-четырех. Я понимаю, чтобы стать здесь своим, нужно минимум три года. А для того чтобы сделать бизнес, нужно вначале стать «своим». Я делаю все шаги, которые говорят о том, что я здесь надолго – квартира, дом присматриваю, дети в школу ...

- А вообще Казань нравится?

- Сложное впечатление оставляет о себе Казань – с одной стороны, шедевры и своеобразие архитектуры, с другой – развалины в центре города… Можно видеть прекрасную фасадную часть, но только зайдешь за нее – увидишь руины. Я понимаю, что бюджету города тяжело, но, мне кажется, нужно ужесточить требования к собственникам таких домов.

- Общаетесь ли вы с  предыдущим руководителем банка «Татарстан» Сбербанка РФ Геннадием Захаровым? Как он себя чувствует?

- Отношения у нас отличные, и чувствует он себя в полном порядке. Конечно, этап консультаций несколько снизился – я уже полностью вошел в курс дела. Наверное, Геннадий Николаевич свою функцию, связанную с передачей мне всех цепочек информации, контактов и знаний, выполнил. По договоренности он был советником в течение одного года с момента моего назначения. Но мы продолжаем общаться.

- Была информация, что вы запретили своим сотрудникам парковать свои автомобили  перед зданием  головного офиса. вы так боритесь с «пробками»?

- Это правда – стоянка предназначена для клиентов. Я также дал задание перед нашими офисами оборудовать велосипедные паркинги для сотрудников. Думаю, если это будет развиваться, то люди смогу разгрузить центр города.

- А где сейчас паркуются ваши сотрудники?

- По-видимому, по близлежащим улицам. У нас есть интересная система поощрения, когда мы лучшему сотруднику, соблюдающему стандарты нашей производственной системы, раз в месяц вручаем брелок для парковки на служебной площадке рядом с руководителем банка. Стимул с легким юмором…

- Сбербанк не планирует принять участие в строительстве многоуровневых парковок?

- Я думаю, что за этим, в принципе, будущее. Проект действительно интересный, но нужно смотреть экономическую эффективность.

- Как вы считаете, каков срок окупаемости у подобных проектов - лет 10?

-Думаю, что больше. Вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Но это единственный способ разгрузить город, иначе он просто встанет.

ТАТАРСТАНУ ПОВЕЗЛО В ТОМ, ЧТО ЗДЕСЬ ЕСТЬ ВАША ГАЗЕТА

 - Какие пожелания у вас будут нашей газете?

-  Быть всегда объективной, оперативной и непредвзятой - вы всегда этим отличались. Я с большим удовольствием  читаю ваши новости. Более того, мои коллеги и знакомые по всей стране знают ваше издание и тоже периодически туда заглядывают. Для них это образец деловой журналистики  - прочитал и все понял, все собрано в одном месте, не надо просматривать несколько изданий.  Думаю, Татарстану повезло в том, что здесь есть ваша газета.

- Большое спасибо за такую оценку!

Татьяна Завалишина
Фото Сергей Елагин
Видео Максим Тимофеев