В ходе встречи с журналистами Ирада Аюпова анонсировала гуманитарную помощь театральным пенсионерам и поделилась размышлениями о том, почему количество в татарстанской культуре не так часто переходит в качество

«ТА КОНЦЕПЦИЯ, КОТОРую он ПРЕДСТАВил, БЫЛА БОЛЕЕ ЖИЗНЕННОЙ И РЕАЛИЗУЕМОЙ»

«Для меня это был очень непростой опыт проведения конкурсов», — призналась накануне министр культуры Татарстана Ирада Аюпова на очередном деловом бранче с журналистами, комментируя результаты поисков  нового директора Казанского цирка. В начале этой недели должны были огласить имя нового директора «главной тарелки Казани», но с этим немного затянули. Как оказалось, все лишь потому, что министр культуры РТ хотела сама представить избранника на столь ответственный пост.

Эпопея с назначением директора Казанского цирка началась еще в августе прошлого года, когда на покой ушел прежний руководитель 62-летний Дамир Шарифуллин. В ноябре стартовал конкурс на замещение вакантной должности, но он с треском провалился. И вот провели второй конкурс, почти с теми же участниками. В его условный финал, как сообщила Аюпова, вышли двое — это экс-замруководителя «Росгосцирка» Сергей Нестеров и сын прежнего директора, замдиректора рязанского цирка Рамиль Шарифуллин. Но Нестеров, главный фаворит гонки, неожиданно взял самоотвод. Как объяснила Аюпова, причиной тому стала его загруженность, и, как она пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online», никак не вопрос о его дипломе об образовании.

«В принципе, насколько я знаю, когда уже шел конкурс, у него возникли сложности по приезду в Казань, так как у него были гастроли в начале марта. И там уже были определенные обязательства. Я думаю, что Сергей Александрович даже в процессе защиты своей концепции дал очень много интересных предложений, которые мы бы хотели реализовать. И мы будем с ним сотрудничать и дальше. Возможно, что в данной ситуации он нам больше интересен даже как внешний эксперт, консультант с последующей совместной реализацией проектов. Но вот пока он не готов», — прокомментировала Аюпова.

После ухода с дистанции Нестерова в гонке остался только Шарифуллин — ему вслед за отцом и перейдут бразды правления Казанским цирком. «У Рамиля Дамировича был действительно более высокий статус по образованию. У него было профильное образование и соответствующие управленческие компетенции, — объяснила Аюпова корреспонденту „БИЗНЕС Online“ выбор конкурсной комиссии. — Та концепция, которую он представил, по мнению членов комиссии, была более жизненной и реализуемой. Все-таки мы должны понимать, что можно нарисовать все что угодно, но любая сказка стоит денег. Нужно реально оценивать свои ресурсы».


«СТОИМОСТЬ ПЕРЕЕЗДА БУДЕТ В МИЛЛИОН РАЗ МЕНЬШЕ СТОИМОСТИ КОЛЛЕКЦИИ!»

После этого Аюпова взяла свой смартфон и стала пролистывать список заранее собранных вопросов по актуальной культурной повестке республики, чтобы ничего не забыть. И следующей темой, на которую высказалась Ирада Хафизяновна, стал нашумевший в прессе переезд музея национальной культуры из НКЦ, где после ремонта хотят разместить национальную библиотеку Татарстана.

Она поддержала недавнее решение президента РТ Рустама Минниханова поселить музей нацкультуры в здании городского магистрата на ул. Баумана, 3. По мнению Аюповой, коллекция музея органично впишется в новое здание. Сейчас нужно только правильно составить проект, чтобы максимально полно отразить артефакты коллекции. «Я думаю, что современные технологии и подходы построения музейных экспозиций позволят еще больше раскрыть тот потенциал, который был скрыт в хранилищах НКЦ. Там очень много артефактов», — отметила Аюпова.

Отвечая на вопросы журналистов, она опровергла информацию о том, что коллекцию переезжающего музея нацкультуры РТ будут дробить и раскидывать по другим музейным фондам. Раньше, например, поднимался вопрос о том, чтобы часть экспонатов НКЦ разместить в музее «Ленино-Кокушкино» (где скоро начнутся реставрационные работы), музее Горького-Шаляпина или в формирующемся музее государственности РТ в здании присутственных мест Казанского кремля. «Юридически раздробить коллекцию мы не можем», — заявила Аюпова. При этом ничего не мешает передать часть экспонатов в другие музеи, но только на время.

Сейчас коллекцию музея нацкультуры перевозят в его филиалы, в частности в галерею-студию Ильдара Зарипова. По словам Аюповой, такое решение изначально и планировалось. Куда больших проблем доставило расселение творческих коллективов, живущих в НКЦ. Еще больше споров до решения Минниханова вызывал вопрос, дальнейшего места размещения. «Проблема банальная, но у нас везде идет ремонт. Очень тяжело разместить коллекцию, учитывая, что все хранилища сегодня перегружены из-за состояния ремонта», — пояснила Аюпова.

Во сколько же обойдется великое переселение музея нацкультуры — на этот вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» министр культуры РТ не стала отвечать. «Не скажу! — заявила Аюпова, позже добавив. — Стоимость переезда будет в миллион раз меньше стоимости коллекции!» Какова судьба здания нацбиблиотеки РТ после переезда? Опять же ходили разговоры, что это здание Ушковой, где сегодня размещены библиотечные фонды, отберет КФУ. Но Ирада Хафизяновна поспешила опровергнуть и эти слухи: дом Ушковой пока останется за нацбиблиотекой.

«В год столетия эти объекты должны быть открыты. Такая задача президентом сегодня поставлена, — прокомментировала Аюпова, а про стоимость ремонтных работ в НКЦ под нацбиблиотеку и здание городского магистрата под музей нацкультуры ответила. — Могу сказать, что это будет один из самых дорогостоящих объектов в преддверии празднования 100-летия ТАССР…»

Не менее животрепещущий, как выяснилось, для минкультуры РТ вопрос — проведение конкурса Глинки, который Аюпова анонсировала на аналогичной встрече с журналистами еще в прошлом году

«ВАЖНО, ЧТОБЫ РАСХОДОВАНИЕ ДЕНЕГ НА ГАСТРОЛИ НЕ ПРЕВРАТИЛОСЬ В ОПЛАТУ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТУРОВ»

Не менее животрепещущий, как выяснилось, для минкультуры РТ вопрос — проведение конкурса им. Глинки, который Аюпова анонсировала на аналогичной встрече с журналистами еще в прошлом году. Конкурс пройдет с 11 по 19 апреля. «Мы очень переживаем за то, что получится», — поделилась Аюпова с журналистами опасениями. Главным образом они связаны с участниками этого нового конкурса — их пока набралось только 20 из 50 предполагаемых. Чтобы простимулировать подачу заявок, было решено «прислониться» к уже сложившемуся бренду — конкурсу им. Чайковского. Лауреаты новой премии смогут автоматически стать его участниками. «Это придает еще больший статус. Вы понимаете, что в профессиональном искусстве статус конкурса имени Чайковского один из самых высоких», — отметила Аюпова.

Отдельно она остановилась на необычной благотворительной инициативе в честь Года театров. «Я не знаю, могу ли я это говорить. Но, наверное, могу, поскольку у нас все директора театров поддержали. Я пока не знаю, как мы это сделаем юридически… — с продолжительными задумчивыми паузами рассказывала Аюпова.  — У нас есть проблемы — это старшее поколение артистов наших театров, которые зачастую не вовлечены в театральный процесс. Они нуждаются и в финансовой поддержке, зачастую для удовлетворения каких-то минимальных потребностей (стоматологические услуги, приобретение лекарств и т. д.)». 

По ее словам, совместно с директорами театров принято решение при союзе театральных деятелей создать фонд поддержки работников театра. Все члены союза будут перечислять в него 1% от внебюджетных доходов. «Объем этот вроде небольшой. Мы посчитали, в год это будет чуть больше 3 миллионов рублей. Но эти деньги точно будут востребованы нашими театральными деятелями, которые нуждаются в помощи. Вот такую гуманитарную акцию мы с ними проговаривали», — рассказала Аюпова.

Второй немаловажный для театров вопрос — гастроли. По словам Аюповой, отныне они будут подходить более избирательно, а решения станут приниматься с привлечением экспертов, то есть союза театральных деятелей. «Выезжая за пределы республики, мы фактически формируем мнение зрителей об уровне нашей культуры. И вот ответственность за то, что мы транслируем, какие ценности мы транслируем, качество театрального продукта — это та тема, которую могут решить только эксперты, — пояснила Аюпова. — Очень важно, чтобы расходование бюджетных денег не превратилось в оплату туристических туров. Если мы выезжаем куда-то, мы должны понимать, зачем это, с каким спектаклем и на какую аудиторию будем работать».

Алексей Барыкин: «А вы знаете, у очень серьезных московских критиков довольно хорошие отзывы. Ваше субъективный отзыв и мнение здесь…»

«У НАС ЕСТЬ ХОРОШЕЕ КИНО, МЫ ПРОСТО НЕ УМЕЕМ ЕГО ПРОДВИГАТЬ…»

Еще одна глобальная тема, которую подняли уже сами журналисты, касался извечного в Татарстане вопроса о состоянии местного кинематографа. Один из журналистов рассказал, как он накануне посмотрел татарстанский фильм «Водяная», снятый при личной поддержке президента РТ (официальная премьера состоится завтра, 14 марта). Но не успел он сказать и пары слов, как мигом посыпались из зала: «Ужас!» «Фильм семейного подряда получился. Но деньги выделил президент и еще какая-то фирма. Фильм снят на очень таком любительском уровне. У нас что, отменили кастинги? Я понимаю, что это не цирк…» — вопрошал журналист.

«Я не соглашусь с тем, что…» — начала только отвечать Аюпова, как сразу же затронула более глобальную тему, оставляя вопрос качества фильма Алексея Барыкина без комментариев. К слову, мнение самого режиссера читатели «БИЗНЕС Online» могут узнать из его подробного интервью.

По словам министра культуры РТ, тема киноиндустрии в республике всегда вызывала много вопросов. Во многом это было связано с тем, что кино в Татарстане, как и в стране в целом, не может существовать пока без помощи государства. Но создание фильмов — это только вершина айсберга. Дороже всего обходится последующий промоушен. И, мол, если Барыкин не совсем преуспел в создании, то в продаже своего детища уж точно.

«Барыкин действительно смог продвинуть наш фильм в систему кинопоказа. Но… вы знаете, пока на сегодняшний день мне нравится „Байгал“. Он такой философский фильм, который мне близок по духу. Есть желание пересмотреть. У нас есть хорошее кино, мы просто не умеем его продвигать и не умеем вкладывать в его продвижение», — отметила Аюпова, заявив, что Татарстану не хватает своей концепции развития киноиндустрии и еще много чего. Например, не хватает профессиональной казанской киностудии с огромными павильонами, которые часто используют и для съемки рекламы, например. Как отметила Аюпова, кино — это чистый бизнес сегодня, причем довольно дорогой.

Рассуждения Аюповой поспешили остановить журналисты: «А зачем нам такой несовершенный, мягко говоря, фильм, непрофессиональный?» Они гнули свою линию, утверждая, что Барыкин — «никакой художник», снимающий «не кино, а кинопродукт». «Чего вы хотите от нашего кино? Просто презентовать регион? — вопрошали журналисты. — Я для себя вчера сформулировала этот фильм как презентационный ролик о татарской культуре в жанре хоррор». Мигом из зала донеслось: «Он и на это не тянет!»


Внезапно в этот момент в зал заглянул сам Барыкин: «А вы знаете, у очень серьезных московских критиков довольно хорошие отзывы. Ваш субъективный отзыв и мнение здесь…» И неизвестно, чем бы закончилась эта перепалка режиссера с недовольным зрителем, если бы не вмешалась сама Аюпова. По ее словам, превращать кино в некую игрушку или просто презентацию региона неправильно.

В конце она добавила, что фильм «Водяная» посмотреть попросту не успела. Не беда — тут подбежал Барыкин, который вручил ей приглашение на кинопоказ. И перед уходом все вторил ополчившимся против него журналистам: «В Казахстане вот очень хорошие отзывы…»

Эта несколько комичная сцена вывела разговор на более серьезные проблемы. В частности, о кадрах, об уровне Казанского института культуры, о том, надо ли штамповать некачественный продукт. «Теория экстенсивного роста в культуре вообще неприемлема. Мы сегодня пытаемся набрать какие-то цифры, переплюнуть соседа по числу участников мероприятия… Что в этом году нужно, чтобы участников „Каравона“ было больше, чем в прошлом… Это неправильно! Нужно уходить от количественной системы оценки. Я согласна с вами. Но я пока не могу ответить, как осуществить этот переход от количества в качество. Наверное, должно пройти время. Может, нам пока рано переходить в категорию художественного кино…» — заметила Аюпова.

«Нужно уходить от количественной системы оценки. Я согласна с вами. Но я пока не могу ответить, как осуществить этот переход от количества в качество. Наверное, должно пройти время»

«Я БУДУ И ДАЛЬШЕ СТАРАТЬСЯ ИСКРЕННЕ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ»

Встреча министра культуры РТ с журналистами продолжалась уже больше полутора часов. За это время успели обсудить и судьбу татарской эстрады, и «хотелки» молодежи (в частности, мечту форума татарской молодежи о собственном здании), и многое другое. Поговорили даже о том, сколько же Татарстан получит от федералов по нацпроекту «Культура». Четкого ответа нет — мол, еще не все подсчитано, не все заявки оформлены. Зато Аюпова объяснила, почему республике не стоит ждать от Москвы больших дотаций.

«Чтобы были достигнуты результаты, нужно класть туда, где мало, — объясняла Аюпова логику распределения субсидий. — В силу того, что у нас очень большое количество инфраструктурных проектов реализуется не первый год, уровень обеспеченности наших жителей качественной инфраструктурой гораздо выше, чем у наших соседей. Когда принимается решение о выделении средств, всегда смотрят на уровень обеспеченности. Он у нас достаточно высок. Естественно, что мы в этом плане с одной стороны выигрываем, с другой — проигрываем. Поэтому думаю, что потенциал будет именно по грантовой системе. Окончательный объем средств мы не скажем. Всего у нас общий объем привлеченных денег из федерального бюджета уже больше 80 миллионов. И мы продолжаем работать».

Под самый конец встречи Аюпова захотела получить обратную связь от самих журналистов. Она предложила им высказать пожелания по стратегии развития культуры, которая сейчас разрабатывается (концепцию на основе пяти «К» министр презентовала на последней коллегии). Кто-то предложил подружиться с АИРом РТ Талии Минуллиной, чтобы вместе искать инвестиции в культурные мероприятия республики, кто-то поднял вопрос о модернизации Казанского института культуры, а кто-то призвал прививать любовь к татарскому языку через театры. Предложили даже записывать татарские спектакли, чтобы потом показывать их по телевидению. Как оказалось, эта идея имеет под собой почву — по словам Аюповой, она как раз хочет поговорить на эту тему с директором ТНВ Ильшатом Аминовым. Уже в этом году хотят записать балеты «Шурале» и оперу «Сююмбике», которые потом разместят где-нибудь для широкой публики. Все во имя развития национального компонента культуры Татарстана.

«Если вы не возражаете, мы продолжим наше общение. Я буду и дальше стараться искренне отвечать на вопросы, — напутствовала  Аюпова напоследок всех журналистов, добавляя. — Кроме вопросов, сколько стоит перевозка [музея]…»