На III всероссийской конференции ТОСЭРов задумались о нехватке «жирных» инвесторов, о том, что пора переключать внимание от крупных инвесторов к малому и среднему бизнесу

ОТ КРУПНЫХ ИНВЕСТОРОВ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ

III всероссийская научно-практическая конференция ТОСЭРов в IT-парке Набережных Челнов прошла под негласным мотивом декларации проблем, с которыми сталкиваются как резиденты, так и сами территории опережающего развития. Пока сложности только озвучивают, поскольку решить их можно лишь через федеральный центр. Кроме того, на конференции обозначился давно заявленный, но слабо реализуемый тренд ТОСЭРов России — переключение внимания от крупных инвесторов к малому и среднему бизнесу.

Первым на этот счет высказался замруководителя исполкома автограда Эльдар Тимергалиев. По его словам, несмотря на то что челнинский ТОСЭР все свои показатели выполнил, основную долю инвестиций и созданных рабочих мест привнесли предприятия крупного бизнеса, хотя МСБ может рассчитывать на существенную поддержку. По словам Тимергалиева, в среднем за год малые компании получают преференций от 1 до 5 млн рублей, в зависимости от того, как быстро запускают оборудование и выходят на рынок со своим товаром.

В качестве примера замруководителя исполкома обратился к директору ООО «Заряд» Ивану Савину с вопросом о том, какие еще преференции получала компания. В ответ Савин заявил, что была поддержка от министерства промышленности и торговли РТ на затраты по проектированию и производству детских клюшек. «Заряду» компенсировали около 20 млн рублей. Также республика возместила порядка 50% затрат на основное оборудование. 3,3 млн рублей от республики получила и компания «Акульчев» на защиту товарного знака за рубежом и логистику до Китая.

«То есть мы смело можем заключать, что ТОСЭР — это не единственная мера поддержки бизнеса в России, — отрапортовал Тимергалиев. — Есть множество программ. Это, наверное, и наша недоработка, что мы хорошо не информируем малый бизнес и резидентов ТОСЭРа. И в текущем году мы сделаем упор именно на это направление. Будем собираться и разговаривать о других мерах поддержки и успешных проектах».

Эльдар Тимергалиев и Радмир Беляев

ШЕСТЬ ПРОБЛЕМ ТОСЭРОВ

Если в выступлении Тимергалиева был лишь намек на существование системных проблем в ТОСЭРах, то в следующих докладах уже пошла конкретика. По словам первого замруководителя по экономическим вопросам исполкома Чистопольского района Лейсан Кашаповой, существует необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, касающейся вопросов ТОСЭРа. Территория опережающего развития «Чистополь» была создана в конце 2017 года. В настоящее время там зарегистрировано пять резидентов. Согласно докладу Кашаповой, потенциальных инвесторов пугает повторное оформление заявки при внесении дополнительной информации, уточняющей отклонение от основных показателей инвестпроекта.

Наиболее научно подготовленным оказался доклад первого замглавы администрации Вятских Полян (Кировская область) Елены Лебединцевой. За полтора года существования ТОСЭРа там нашлось лишь четыре резидента с общим объемом инвестиций около 77 млн рублей. «За 2018 год мы провели анализ и выявили, что к нам обратились 32 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них только четыре стали резидентами ТОСЭРа, — обозначила проблему Лебединцева. — Мы задались вопросом: что мешает потенциальному резиденту стать действующим, а муниципалитету — эффективно развивать ТОСЭР? Мы выявили шесть основных барьеров и думаем, что многие из них характерны для наших коллег в других ТОСЭРах».

По словам первого замглавы администрации Вятских Полян, первый барьер — это отсутствие в регламенте ТОСЭРа упрощенной системы налогообложения. «Упрощенка» является основанием для отказа в получении статуса. Второй —  резидентом ТОСЭРа не может стать индивидуальный предприниматель, причем на этот счет положения федерального закона противоречат друг другу. В одном параграфе ИП может стать резидентом, в другом утверждается, что им может быть лишь юридическое лицо.

Третий барьер — необходимость удвоения численности работников для действующего бизнеса, который хочет войти в состав ТОСЭРа. Для многих предприятий это условие остается кабальным. Им приходится либо регистрировать новое юрлицо, либо отказываться от резидентства. Четвертый барьер — прекращение льготирования по страховым взносам для резидентов, которые получают статус после первых трех лет работы ТОСЭРа, что уже произошло в Челнах. С четвертого года, по мнению замглавы администрации Вятских Полян, возможность привлечения новых инвесторов стремится к нулю. Пятая проблема — отсутствие налоговых льгот для ТОСЭРов, утративших статус моногородов. В федеральном законе никак не прописан порядок функционирования в этой ситуации, утверждает Лебединцева. Теоретически возможны случаи, когда резидент может неожиданно лишиться всех льгот, как только город утратит приставку «моно». И шестой барьер, по мнению представителя Вятских Полян, заключается в особенностях госконтроля на территории. Контрольные функции надо уточнить, т. к. и здесь тоже присутствуют законодательные противоречия. По отдельным пунктам Вятские Поляны поддержал и Нижнекамск. Замруководителя исполкома Нижнекамского района Радмир Беляев в своем выступлении также упомянул о сложности с переоформлением заявки при изменении объема инвестиций.

Наталия Кропотова и Игорь Сапунов

«МЫ ЗАДАЛИ ВОПРОС НАЛОГОВИКАМ. ПОЛУЧИЛИ СМЕШНОЙ ОТВЕТ»

Подводить итог пленарной части заседания выпало руководителю консалтинговой компании «Верное решение» Сергею Маслехину. По его словам, очень хорошо, что конференция стала носить проблемно ориентированный характер. В свою очередь, Маслехин подкинул в своем докладе новые вопросы, которые либо уже встают ребром, либо потребуют решения в ближайшем будущем.

«Мы (в России — прим. ред.) имеем 81 территорию опережающего развития. Если каждому ТОРу поставить планочку в 10–15 миллиардов рублей инвестиций, мы с вами получим триллион по России. Откуда, собственно, взять таких резидентов? — задался вопросом Маслехин. — И очень приятно, что коллеги начинают обращать внимание на малый бизнес. Это гигантский потенциал. Крупный инвестор — товар штучный, и надо удесятерять наши усилия по привлечению малого и среднего бизнеса, чтобы восполнить планку одного жирного инвестора».

Руководитель «Верного решения» затронул и тему УСН для резидентов ТОСЭРа. «Мы задали вопрос нашим налоговикам, — сообщил он. — Получили достаточно смешной ответ: „Да вы что?! Льготный режим „упрощенки“ и спецрежим уже представляют собой преференцию — и вы хотите сверху еще и резидентство ТОСЭРа?“ Такой ответ можно получить от студентов. От налоговиков мы ожидали ответа по разбору норм Налогового кодекса. Мы обратились к минфину, в ближайшее время ждем ответа. И я вас всех призываю — возможно, эти ответы надо будет выцарапывать, потому что вы сами понимаете, что налоговикам очень тяжело дать ответ, так как это снежный ком, потому что это недополучение налогов, падение бюджета в первую очередь Федерации».

По словам Маслехина, в его разговоре с сотрудниками минэкономразвития последние признают, что нормы, касающиеся ТОСЭРа, прописаны «довольно криво» и нуждаются в корректировке. Но это долгий процесс согласований. Еще одна проблема, которую не затронули другие докладчики, может проявиться через несколько лет, когда выйдет срок соглашения либо завершится период вхождения в ТОСЭР. «В законе написано, что 10 лет применяются страховые взносы, а соглашения (с резидентами — прим. ред.) у нас заключаются всегда на срок меньше чем 10 лет, — утверждает руководитель „Верного решения“. — Они  ограничены либо периодом существования ТОРа, либо периодом входа. Соответственно, мы все, видимо, пойдем в суды — доказывать, что норма закона выше, чем соглашения».