В минкульте РТ во второй раз пытались выбрать на открытом конкурсе директора для Казанского цирка В минкульте РТ во второй раз пытались выбрать на открытом конкурсе директора для Казанского цирка

«ТЕ ЖЕ И СЕРГЕЙ НЕСТЕРОВ»

«Те же и Сергей Нестеров» — так можно описать картину происходившего накануне в актовом зале министерства культуры Татарстана. Там во второй раз пытались выбрать на открытом конкурсе директора для Казанского цирка. Напомним, аналогичное мероприятие в ноябре 2018-го, в жюри которого были министр Ирада Аюпова и известный дрессировщик и цирковой менеджер Эдгард Запашный, не принесло результата. Тогда среди претендентов оказались немало случайных людей, руководствовавшихся олимпийским принципом «главное не победа, а участие». Хотя по итогам публичных презентаций и индивидуальных бесед жюри отобрало себе нескольких «любимчиков», к вечеру следующего дня было объявлено, что директор не выбран и стоит ждать нового конкурса. Позже глава культурного ведомства РТ самокритично призналась, что необходимо готовить такие проекты более тщательно.

И вот вчера вместо десятка с лишним людей перед высоким ареопагом выступала пятерка самых смелых и профессиональных. Некоторые соискатели были хорошо известны по первому конкурсу. Речь о предпринимателях Игоре Борисове (говорят, у него раньше в цирке были торговые точки) и Зульфие Калимуллиной (в прошлый раз она рассказывала об обилии своих бизнес-интересов, которые включали и продюсирование одного из цирковых шоу в Казани), а также замдиректора Рязанского цирка Рамиле Шарифуллине — сыне предыдущего директора Казанского цирка Дамира Шарифуллина. Последний в прошлый раз показал доскональное знание самой темы, но, как говорили в кулуарах осведомленные собеседники, жюри посчитало, что этому кандидату не хватает креативности и индивидуального подхода к проблеме.

Оценивали претендентов министр культуры РТ Аюпова, гендиректор Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского Запашный, глава департамента госслужбы и кадров при президенте РТ Александр Белов, главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев и председатель общественного совета при минкульте РТ Марсель Таишев.

Главной интригой дня было выступление еще одного кандидата — представителя известной цирковой династии Сергея Нестерова, некогда занимавшего пост первого замруководителя «Росгосцирка». «БИЗНЕС Online» уже писал о том, что Нестеров приезжал в столицу Татарстана, ознакомился с местной инфраструктурой и вроде бы даже получил одобрение своей кандидатуры на самом высоком уровне. Так или иначе, но именитый дрессировщик, делающий собственное цирковое шоу, подал заявление на конкурс, при этом очевидно, что такого послужного списка, как у него, у других кандидатов нет.

Игорь Борисов говорил о самом сокровенном — о деньгах Игорь Борисов говорил о самом сокровенном — о деньгах

«К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЖИВОТНЫХ В ЦИРКЕ КАК ОТНОСИТЕСЬ?»

Выступления претендентов изрядно затмил своей аурой Запашный. Директор цирка на Вернадского отнюдь не отбывал номер, а выглядел едва ли не самым заинтересованным лицом, зачастую даже зная, что творится в «Фейсбуке» кандидатов.

Первым к трибуне вышел Борисов. Он сразу отметил, что, если ему приходится второй раз защищать свою программу, значит, в первый что-то пошло не так, и заговорил о самом сокровенном — о деньгах. По подсчетам претендента, самый бюджетный поход в цирк в Казани, включая билет, питание, аттракционы, сувениры, обойдется в 930 рублей, а самый дорогой — в 2350. В то время как посещение театра им. Камала стоит 700–900 рублей. Борисов предложил понизить стоимость посещения цирка, так как для некоторых семей данная сумма разорительна. Для этого торговлей сопутствующими товарами и отдыхом в учреждении должны заниматься не сторонние компании, а непосредственно сами работники цирка. Тогда и можно будет регулировать средний чек. А пока, по его словам, китайская игрушка, купленная на AliExpress, в стенах культурного учреждения вырастает в цене в 10 раз. Плюс ко всему Борисов предложил сделать систему оплаты во всем цирке единой — по принципу аквапарка, когда на браслет при входе закидывается определенная сумма и клиент может расплачиваться этими деньгами в кафе и сувенирных лавках. «Также казанская труппа должна состоять из трех частей — это основная труппа, которая будет выступать в цирке вместе с животными, она должна стать визитной карточкой Татарстана, — сообщил оратор. — Цирк-шапито уже без животных гастролирует по районам. Ну и третья труппа должна состоять из учеников цирковой школы и участвовать в различных праздниках».

«К использованию животных в цирке как относитесь?» — спросил претендента Запашный. Борисов немного неожиданно ответил, что тех дрессируют силой или голодом.

— Кто вам такое сказал? Это ваше частное мнение?

— Нет, специалист по дрессуре. Я сейчас вожу свою собаку, и по собакам так и говорят. Она, когда работает, должна быть голодной. Если собака сытая, то как она будет выполнять мои команды?

Запашный выглядел едва ли не самым заинтересованным лицом в зале, зачастую даже зная, что творится в «Фейсбуке» кандидатов Запашный выглядел едва ли не самым заинтересованным лицом в зале, зачастую даже зная, что творится в «Фейсбуке» кандидатов

— А как к касаткам в таком случае люди прыгают в воду? Как дрессировщик тренирует их, если касатки голодные?

На этот выпад члена жюри у Борисова внятного ответа не нашлось.

— Я хотел, чтобы вы прокомментировали собственные слова в «Фейсбуке»: давайте отдадим Казанский цирк в аренду дю Солей, — не унимался известный дрессировщик. — Причем они вашу запись лайкнули.

— Они меня лайкнули?

— Ага, — саркастически отметил Запашный, для которого эта тема явно как красная тряпка для быка.

— Если есть проблема с заполняемостью нашего цирка, то почему бы и не отдать в аренду…

— Казанский цирк сейчас убыточный, что с ним не так?

— Не выбрали же директора на первом этапе, значит, что-то тут не так.

— Мы и президента России выбираем раз в 6 лет… — нашел мощный аргумент в споре Запашный.

— Ну если мы сейчас не выберем никаких кандидатов, то можно и отдать его дю Солей, — выпалил Борисов.

— Цирк, имея хорошую инфраструктуру, фактически не продуцирует культурного проекта, — решила попробовать объяснить сложившуюся ситуацию министр Аюпова. — Одно время, помните, в домах культуры шубы продавали, по сути, вы [Борисов] предлагаете то же самое…

Зульфия Калимуллина: «Либо мы делаем коммерческую программу для проката, либо делаем труппу престижа, чтобы она была лицом республики» Зульфия Калимуллина: «Либо мы создаем коммерческую программу для проката, либо делаем труппу престижа, чтобы она была лицом республики»

Не обошлось без любопытных диалогов и выступление бизнесвумен Калимуллиной. Она сообщила, что с ноября прошлого года, когда был первый директорский кастинг, у цирка поменялся билетный оператор и теперь предприятие вынуждено отдавать ему не 6%, как ранее, а целых 8%. На этом цирк ежегодно будет терять, по ее расчетам, 1,250 млн рублей. Поэтому организации необходимо создавать свою систему продажи билетов.

«Существует два пути развития: это труппа с животными, но она менее мобильна, и коллектив без животных, но с национальным оттенком, — сообщила кандидат. — Учитывая наступающий „зоошизм“, я больше склоняюсь ко второму варианту. Но для этого нужны роскошные костюмы и хороший режиссер. У татарского народа богатые культура и традиции, которые могут стать вдохновением для постановок. Акцент на национальный колорит. В плане примера — цирк из Якутии, который состоит из 60 человек. Учитывая количество труппы, они гастролируют в основном в своей республике и Китае».

Но у Запашного нашлось что на это возразить: «Я не буду вас переубеждать, что создание национальной труппы без использования животных коммерчески может быть невыгодно, потому что вы можете подумать, что у меня другого видения нет. Мы проводили эксперименты, и я сильно мониторю популярность Цирка дю Солей, которая падает ежегодно — и не только в нашей стране. Народ немного начинает наедаться подобными шоу. Ваше мнение изменится через пару месяцев бесприбыльного проката. В этом я убежден. Работа национального коллектива: как вы видите — это работа за рубежом или внутри страны?» «Смотря какая цель. Либо мы создаем коммерческую программу для проката, либо делаем труппу престижа, чтобы она была лицом республики», — ответила Калимуллина.

Ирада Аюпова: «Цирк, имея хорошую инфраструктуру, фактически не продуцирует культурного проекта» Ирада Аюпова: «Цирк, имея хорошую инфраструктуру, фактически не продуцирует культурного проекта»

«МНЕНИЕ МОЕЙ ДОЧЕРИ: КАЗАНЬ — ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЕВРОПА»

Выступавший следом Нестеров предупредил, что у него не будет привычной презентации, потому что экономика нашей страны каждый раз меняется. Можно строить экономические графики, но завтра все может поменяться и народу просто не на что будет ходить в цирк. Поэтому само предприятие должно подстраиваться под нынешнюю экономическую ситуацию. Столичный гость рассказал, что в отрасли с 1984 года и за 35 лет прошел путь от ученика до первого замдиректора «Росгосцирка». «Мне посчастливилось поработать у вас в 1987–1988 годах, — напомнил он. — Для меня было удивительно, что ваш цирк перестал сейчас быть постановочным. Раньше было не так, он имел свою индивидуальность, а сейчас это прокатная площадка. В 1987 году мы работали с кубинским цирком — и это было один раз и в одном городе. Это была индивидуальность Казанского цирка, что он мог брать программы, режиссировать. Это был индивидуальный продукт». Нестеров отметил, что многие из казанского коллектива стали народными артистами России и СССР — жонглеры Гибадуллины, дрессировщик Ибрагимов… В советское время собственные цирковые коллективы могли позволить себе союзные республики, а в РСФСР только в Башкортостане и Татарстане были свои национальные труппы.

Сергей Нестеров: «Я остановился в гостинице, взял афишу и не нашел в ней никакого упоминания цирка, даже в адресах культурных объектов» Сергей Нестеров: «Я остановился в гостинице, взял афишу и не нашел в ней никакого упоминания цирка, даже в адресах культурных объектов»

«Цирк должен выходить на собственный прокат, не отдавая свое помещение сторонним прокатчикам. Сегодня он превратился в арендную площадку. Даже сейчас те гастроли, которые идут в Казанском цирке, закрывают платежи по коммуналке и зарплату на три месяца. Но наступит май, когда цирк вряд ли будет работать, и на что он будет жить?» — задавался вопросом соискатель. По словам Нестерова, если от 3,2 млн туристов, приезжающих в Казань за год, завлечь к себе хотя бы 2% в качестве зрителей, то это было бы большим достижением: «Я остановился в гостинице, взял афишу и не нашел в ней никакого упоминания цирка, даже в адресах культурных объектов. И это издание от официального туристического портала РТ! То есть с данной категорией зрителей работа не проводится вообще».

Для более качественной работы претендент предложил формировать программы на полгода вперед — чтобы увеличить глубину продаж. При этом цирк обязательно должен оставаться с животными, поскольку именно это российский национальный почерк, и в случае необходимости он готов привести в Казань своего белого носорога Мафуньяна. Но пока животные из шоу Нестерова расписаны по разным программам на год вперед.

Как позже рассказал «БИЗНЕС Online» Нестеров, специфика работы артиста цирка такова, что родился он в Киеве, живет в Москве и нигде в этих городов не был в последние несколько месяцев: «Так что не привязан ни к одному городу и не собирался переезжать в Казань, пока случайно не узнал, что здесь устроили конкурс на соискание должности директора цирка. Ваш город бурно развивается, что дает перспективу для работы. Мнение моей дочери: Казань — это маленькая Европа. Даже те же дороги — для меня показатель. Это как с книгой, в которую вчитываешься и от которой оторваться невозможно, — сейчас испытываю то же самое и в отношениях с Казанью».

Что касается еще двух кандидатов, то рассказ о выступлении Рушана Сафина можно ограничить ответом на вопрос о том, когда он последний раз был в цирке: «Ну последний раз в детстве». А замдиректора Рязанского цирка Шарифуллин, опытный профессионал, легко отвечал на каверзные вопросы Запашного по поводу того, как можно использовать современные технологии в отрасли: «Можно сделать интерактивные кресла в зале. Если он большой, можно на задних рядах распрыскивать ароматизаторы тигров, чтобы публика отчетливей понимала, что на арене действительно тигры…»

Рамиль Шарифуллин, опытный профессионал, легко отвечал на каверзные вопросы Запашного по поводу того, как можно использовать современные технологии в отрасли Рамиль Шарифуллин, опытный профессионал, легко отвечал на каверзные вопросы Запашного по поводу того, как можно использовать современные технологии в отрасли

«Я ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МОСКОВСКОГО ЦИРКА, И ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ВСЕ НАШИ ПОСТАНОВКИ ДЕЛАЮТСЯ  С КОКОШНИКАМИ»

Ждать вердикта конкурса придется 10 дней. По словам Аюповой, возможно, что для некоторых кандидатов понадобится дополнительное собеседование.

«Культура в нашей стране всегда финансировалась по остаточному принципу, и эта тенденция будет продолжаться и дальше, — поделился своими мыслями с журналистами Запашный. — Поэтому, если найдется человек, который экономически сможет вывести такое предприятие, как цирк, на хороший коммерческий уровень, это будет отличным примером для подражания во всей стране. У нас нет ни одного прибыльного театра, который субсидируется государством. При успешных изменениях в Казанском цирке это может быть положительным опытом для подражания».

Запашный уверен, что в Казанском цирке может быть национальная труппа, но он не считает, что здесь должны ограничиваться этим: «Страна громадная, мир еще больше. Не все уголки России примут коллектив, который сильно творчеством погружен в один регион. Мы живем в коммерческое время, и ничто не мешает Голливуду снимать фильмы на любые темы и немного отображать свою национальную идею. Вовремя показанный американский флаг всегда говорит о том, где был снят этот фильм. Я представитель Большого московского цирка, и, чтобы вы меня правильно поняли, это не значит, что все наши постановки делаются исключительно с использованием кокошников. Мы можем делать и на английскую тематику, и на русскую. Главное — где это было сделано, чтобы был свой почерк, чтобы люди знали, что это к ним приехал именно Казанский цирк».


Аюпова также отметила, что на этот раз среди претендентов стало гораздо меньше случайных людей и у нынешних кандидатов нет такого примитивного взгляда на развитие циркового искусства. «Задача — четкое понимание стратегии развития цирка, — считает министр. — Самое главное — чтобы у человека имелось видение, которое было бы приземленным. Чтобы не было, мол, хочу построить космический корабль. Чтобы было понимание тех ресурсов, которые есть, и какие изменения ты лично можешь привнести». 

С большой долей вероятности можно предположить, что новый курс для «летающей тарелки» Казанского цирка будет прокладывать Нестеров. Правда, местные цирковые профи уже намекают, что будут следить за каждым шагом директора-варяга.