Филюс Кагиров и его коллектив — всего это шесть человек — совершили трехнедельное турне по Канаде и США, выступив в таких городах как Торонто, Питтсбург, Вашингтон, Нью-Йорк и Майами Филюс Кагиров и его коллектив — всего это 6 человек — совершили трехнедельное турне по Канаде и США, выступив в таких городах, как Торонто, Питтсбург, Вашингтон, Нью-Йорк и Майами Фото: «БИЗНЕС Online»

«И посыпались люди на сцену…»

Сделав перед посадкой несколько кругов из-за плохой видимости, накануне в час ночи в казанском аэропорту сел самолет из Северной Америки, доставив группу совершивших «первое в истории турне по США и Канаде» татарских артистов. Именно так представляли их спустя несколько часов на пресс-конференции в «Татар-информе».

Филюс Кагиров и его коллектив — всего это 6 человек — совершили трехнедельное турне по Канаде и США, выступив в таких городах, как Торонто, Питтсбург, Вашингтон, Нью-Йорк и Майами. Как объяснил сам «татарский соловей», взявший слово первым, задумка выступить с концертами в Америке пришла ему в голову там же, когда марте прошлого года он был в Майами на Сабантуе. А в том, что эта идея была в итоге доведена до ума и воплотилась в жизнь, большую роль сыграл проживающий в США родственник Кагирова выпускник уфимского филфака Ильмир Ахметзянов, ныне занимающийся в Штатах бизнесом.

После этого модератор предоставил слово Рустему Рахматуллину, заслуженному артисту РТ и руководителю ансамбля «Мирас», которому после некоторого замешательства предложили говорить по-русски, на что он с радостью согласился. «Казанские джигиты уж по-русски говорят», — подколол Кагиров своего коллегу. К слову, сам певец оказался единственным героем пресс-конференции, способным общаться с журналистами на татарском языке. По словам Рахматуллина, от выступления в Америке у него осталось ощущение полной эйфории, публика встречала стоя чуть ли не каждый номер и «восхищалась нашим искусством».

С неподдельным восторгом продолжила рассказывать о поездке Татьяна Мифтахова, отвечавшая в команде Кагирова за хореографию. По ее словам, поездку с полным правом можно назвать «Приключения татар в Америке». Торонто встретил их неожиданными морозами, заставившими «надеть на себя все что можно». Что касается первого концерта, то на него пришли не только татары, но и русские, евреи, азербайджанцы, турки и киргизы. «После того как закончился концерт, волнение было дикое — что будет дальше? И тут посыпались люди на сцену, и столько слов благодарности, спрашивают, можно ли еще татарскую музыку, можно ли диск, дарили кленовые сиропы, кружки, все пытались нас накормить», — рассказала Мифтахова.

В Питтсбурге, по ее словам, было уже теплее, и там их встретил земляк Ахметзянов. Что касается Вашингтона, то там был «совершенно другой уровень», «светская публика, покинувшая Россию до революции»: «Прошел такой концерт, что русская дипмиссия была просто в шоке. Они до этого смотрели, как мы репетировали, Филюс там что-то пробовал, что-то свистел, а когда мы дали полный концерт — эйфория была, знаете, неимоверная». Концерт в Нью-Йорке состоялся в помещении музыкальной школы, камерно — на сцене без кулис. Кстати, в это же время в городе выступали Баста и Аида Гарифуллина с Ильдаром Абдразаковым, оперные звезды пели в «Дон Жуане» знаменитого театра Метрополитен-опера. «Мы больше собрали зрителей», — пошутил Кагиров, а Мифтахова сказала, что для нью-йоркцев их выступление было дикой экзотикой: «Как для нас африканцы, так для них татары».

«Там не получится, как у нас половина татарской эстрады, поехать и спеть под плюс»

Эльмира Кагирова, супруга певца и один из организаторов поездки, рассказала о трудностях, с которыми пришлось столкнуться. «Я думаю, все понимают, как сложно организовать гастрольный тур за рубежом. Если здесь можно дать рекламу на телевидении, на радио, повесить афиши и баннеры, то здесь такой возможности уже не было. Ильмиру Ахметзянову пришлось действовать путем личных обзвонов всех, кого он знает и кого он не знает, СМС-рассылок, большую роль сыграло сарафанное радио. Таким образом удалось собрать в Нью-Йорке и Торонто по 140 человек, в других городах — по 60–80». По словам Кагировой, идеально было бы сделать все концерты в выходные дни, но в таком случае им пришлось бы находиться в Америке целый месяц, чего они не могли себе позволить. Что касается цены билета на выступления казанских артистов, то она в среднем составила около $40.

Как сообщила Кагирова, другие татарские артисты почти сразу же начали обращаться к организаторам поездки за деталями, но многие, поняв, насколько это непросто, сразу махнули рукой.

— Это должен быть такой артист, который будет, как и мы, гореть идеей, — сообщила она. — Была информация, что уже начали выходить на организаторов, и первый вопрос, который их интересует: сколько на этом можно заработать денег? Нас этот вопрос интересовал в самую последнюю очередь, мы горели за идею. Если кто-то там думает, что на этом можно много заработать…

— Смогли ли покрыть расходы? — прозвучал вопрос из зала.

— Да. Ну конечно, не обошлось без спонсорской помощи, потому что расходы были нереально большими, — ответила Кагирова. — Хочу добавить: этот уровень действительно надо показать, там же не получится, как у нас половина татарской эстрады, поехать и спеть под плюс. Зрители сидят перед тобой на расстоянии 2–3 метров. Там надо показать очень высокий уровень и обязательно только живое исполнение. Многие артисты думают, что это очень легко, хочу сказать: это очень и очень сложно и требует больших затрат.

По словам Кагирова, у коллектива есть планы посетить с выступлениями европейские страны, куда они уже приглашены, также примеряются к Австралии. «Не хочется оставаться в масштабах российских регионов», — сказал Кагиров и добавил, что после Америки «готов съездить и на Луну». А отвечая на вопрос о том, не собирается ли сделать окончательный выбор в пользу либо оперы, либо эстрады или и дальше будет «доить двух коров», ответил, что будет «доить обеих», так как любит и то, и другое. «Главное, чтобы польза была», — заключил Кагиров в духе кота Матроскина.

Также артист поделился планами перейти полностью на живые инструменты, то есть отказаться от минуса. «Фонограммой мы и так не пользуемся, но теперь надо отказаться и от минусовой аранжировки, только живые музыкальные инструменты, только качественная музыка. Алла бирса, планы такие», — сказала одна из главных звезд современной татарской эстрады.

Слон в комнате, или (не такой уж) таинственный мистер икс

В общем, очевидно, что тур Кагирова — это некоммерческое мероприятие. Камерность самих концертов бросилась в глаза после демонстрации соответствующих роликов, названное количество зрителей и цены на билеты также это подтвердили. Была ли материальная помощь проекту со стороны правительства Татарстана, поинтересовался «БИЗНЕС Online».

«Была, была, — честно сказал «татарский соловей». — И большое спасибо правительству Татарстана. В самом деле, расходов очень много. Смотрите, это же не как в районе или в каком-то ближайшем регионе концерт организовать. Сами знаете, дорога недешево обходится. По Америке 6 человек возить — питание, жилье, аренда залов, какая-никакая реклама, за автомобили надо платить. Пешком же не будешь ходить. Покрыть эти расходы помогло правительство Татарстана и частные спонсоры. Без этого — невозможно, я считаю».

Но на просьбу назвать имена частных спонсоров Кагиров ответил: «Не будем. Просили не называть».

Так что в сухом остатке данное мероприятие можно справедливо отнести к разряду многочисленных сабантуев, проводимых республикой за рубежом, только растянутых по времени. И, учитывая расходы, вряд ли когда-либо сможет окупиться заокеанское турне местного артиста, ориентированное на малочисленную диаспору американских татар. Тем не менее, как отмечает и сам Кагиров, большей массовости можно добиться за счет выхода за пределы национальной аудитории, увеличения международной составляющей концертной программы. И кто знает, возможно, однажды сам Баста будет горько шутить на пресс-конференции, что выступал в Нью-Йорке в один день с татарским артистом и «собрал больше».