Отныне отели будут классифицироваться по системе, в которой предусмотрено шесть категорий: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд»

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОТЕЛЕЙ: ОТ ВЫСОТЫ ПОТОЛКОВ ДО ШАМПУНЯ И ТУАЛЕТНОЙ БУМАГИ

Накануне правительство РФ опубликовало порядок классификации гостиниц в соответствии с принятыми год назад поправками в закон «Об основах туристской деятельности» и ответственностью в случае их нарушения. Принятый в 2018 году закон сделал обязательным классификацию отелей, которая ранее проводилась добровольно (за исключением установленных федеральными законами случаев), и уточнил требования к классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей.

Отныне отели будут классифицироваться по системе, в которой предусмотрено шесть категорий: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд». В 86-страничном документе подробно прописаны критерии оценки звездности. Эксперты оценят высоту потолков, состояние санузлов, напольного покрытия, наличие/отсутствие тапочек, туалетных принадлежностей, коврика для ног, полотенец, туалетных принадлежностей (мыла, шампуня, зубной щетки, пасты, туалетной бумаги) в зависимости от категории, на которую претендует гостиница.

«Раньше эти классификационные звездочки присваивались по желанию самого отеля, — заявил на минувшем совещании с вице-премьерами в Горках глава правительства Дмитрий Медведев. — Кто хотел, рисовал себе эти звезды, причем зачастую вне зависимости от реальных услуг, которые они оказывали». 

В 2019 году под действие закона попадают отели, насчитывающие более 50 номеров (по приблизительным оценкам, это порядка 40 тыс. предприятий), с 2020-го — гостиницы, в которых более 15 номеров, а с 2021-го — все оставшиеся. 

Гульнара Сафина: «Не могу сказать, что процесс отрицательный, скорее положительный»

Для участников гостиничного рынка Казани и Татарстана появление порядка классификации не стало новостью. «Не могу сказать, что процесс отрицательный, скорее положительный, — рассказала „БИЗНЕС Online“ президент ассоциации отелей города Казани и Республики Татарстан, управляющая отелем Relita-Kazan Гульнара Сафина. — В целом бизнес удовлетворен. Положение вымученное, отрасль довольно активно участвовала в создании порядка классификации. До этого был несколько перегруженный проект минкульта, в котором предлагалось крупным отелям присваивать звезды, гостиницам поменьше — ключи, а хостелам — буквы».

Президент ассоциации хостелов РТ Илья Цыкунов в общении с нашим изданием назвал принятый порядок шагом в правильном направлении. «Потребитель будет понимать, за какую услугу он заплатил и действительно ли предоставленная услуга должна стоить именно столько», — говорит Цыкунов. 

В России насчитывается 31 тыс. гостиниц и 41 тыс. малых средств размещения. До 1 января 2019 года в рамках добровольной системы сертификации звезды были присвоены 13 881 объекту, в том числе в рамках подготовки к Кубку конфедераций – 2017 и ЧМ-2018 в России. В их числе и средства размещения из Татарстана, Казани. Срок действия у этой сертификации такой же, как и у новой, — три года.

 До 1 января 2019 года в рамках добровольной системы сертификации звезды были присвоены 13 881 объекту, в том числе в рамках подготовки к крупным спортивным мероприятиям

МИНУСЫ ПОЛОЖЕНИЯ, СТОИМОСТЬ ОЦЕНКИ И ШТРАФЫ ЗА ОТСУТСТВИЕ «ЗВЕЗДНОГО» СВИДЕТЕЛЬСТВА

Вице-премьер Ольга Голодец в ходе того же совещания рассказала, что работу системы будут отслеживать в течение трех месяцев. «Там есть вопросы, которые очень серьезно дебатируются в отрасли», — сказала вице-премьер. «Это понятно, — согласился Медведев. — Более того, документ готовился в довольно сжатом временном промежутке, достаточно быстро. Надо еще разбираться, кто там из ведомств за что отвечает. Но в любом случае я просил бы вас провести необходимые консультации с отраслью. И действительно, если возникнут какие-то разумные предложения, то не нужно от них закрываться, можно будет их тогда учесть и соответствующее положение изменить. Тем более что эта система и в мире развивается, и у нас может развиваться».

По словам Сафиной, возглавляемая ей ассоциация принимала участие в разработке уже принятого документа. В новой классификации с 14 до 7 сократилось количество вешалок на одного человека, правительство также учло предложение бизнеса по площади четырехзвездочных отелей, введенных по стандартам, действовавшим до 2014 года.

В числе минусов документа участники рынка, например, называют размытое определение гостевого дома. Бизнес также предлагает вернуть обязательное требование для гостиниц от трех до пяти звезд, касающееся входа в ресторан из отеля, а не через улицу. «Сейчас данное требование убрали, а ведь это конкурентное преимущество, если у тебя вход в ресторан из отеля», — считает Сафина и не исключает, что в течение года могут появиться корректировки уже принятого положения.

Контролировать процесс аккредитации будет министерство экономики РФ, уже запущен портал с перечнем туристических объектов. По словам Голодец, минэкономики гарантирует, что в течение пяти дней с момента подачи документов гостиница или объект, который претендует на получение звезд, получит свою квалификацию.

Оценкой мест размещения занимаются аккредитованные минэкономики организации, причем они могут быть и из других регионов (не обязательно из Татарстана). Срок действия свидетельства — три года. Стоимость прохождения классификации зависит от звездности, количества номеров. Например, за оценку хостела на 30 мест придется заплатить в среднем 20–25 тыс. рублей, четырехзвездочный отель стоит максимум 40–50 тыс. рублей. «В пределах разумного», — отмечает Сафина.

Илья Цыкунов: «Потребитель будет понимать, за какую услугу он заплатил и действительно ли предоставленная услуга должна стоить именно столько»

«Теперь ответственность лежит в том числе на этих компаниях, причем немаленькая, — полагает Цыкунов. — Кто-то из экспертов допустил ошибку, например завысил звездность, соответственно, он несет ответственность, инициируется проверка других средств размещения, которые оценивал эксперт».

Президент ассоциации хостелов отмечает, что система аккредитации в каком-то смысле отрегулирует работу хостелов на рынке. «Есть объекты качественные, хорошие, с большими инвестициями, а есть серые объекты, которые работают даже без юридического лица, не то что без классификации», — говорит Цыкунов.

Законодатель для нарушителей предусмотрел административную ответственность. Например, за предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении отелю определенной категории. Штрафы ждут и тех, кто использует в рекламе слово «гостиница» без соответствия заведения этому статусу. За прием посетителей без свидетельства гостиницы, по данным РБК, отель может быть оштрафован на 2,5–4% совокупной выручки за предыдущий календарный год. Штрафы, как следует из Кодекса об административных нарушениях, можно взимать с июля 2019 года с гостиниц более чем на 50 номеров, с января 2020-го — с гостиниц на 16–50 номеров, с января 2021 года — со всех остальных.

Чтобы обеспечить более плавный переход гостиниц к обязательной классификации, минэкономразвития предложило увеличить переходный период на полгода и инициировало поправки к КоАП.

Контролировать процесс аккредитации будет министерство экономики РФ, уже запущен портал с перечнем туристических объектов Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТРЕБОВАНИЯ ВЫШЕ, ЧЕМ У ВСЕХ ЕВРОПЕЙСКИХ СИСТЕМ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили принятые правительством критерии классификации гостиниц.

Елена Войтко — коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера»:

— Обязательная классификация гостиниц — это разумная мера, в рамках которой уже на протяжении длительного времени успешно функционируют развитые страны мира.

Внедрение обязательной классификации делает необходимым соответствие средства размещения определенным нормам и требованиям, что, безусловно, в определенной мере повышает уровень и качество предоставляемых услуг, однако важно, чтобы требования классификации были разумными в части вводимых стандартов.

На мой взгляд, здесь всегда есть смысл посмотреть и перенять успешный опыт коллег из других стран, где отрасль существует и успешно развивается на протяжении более длительного времени. Так, например, очень жаль, что тренды, задаваемые всем миром о бережливом производстве и заботливом отношении к окружающей среде, не в полной мере находят применение у нас и не поддерживаются нашей классификацией.

Если в других странах мира гость с длительным проживанием в отеле волен сам выбирать периодичность замены постельного белья и прочих махровых изделий в номере, то в нашей стране, вне зависимости от того, как на этот вопрос смотрит гость, белье, согласно требованиям классификации, стирается ежедневно, добавьте сюда количество махровых изделий, необходимых по требованиям классификации на человека, и можно с легкостью представить объем ежедневной стирки отеля только по части оснащения номерного фонда, скажем, гостиницы в 200 номеров, не говоря уже про деятельность ресторанов, баров и конференц-залов отеля. Только представьте, какой объем моющих средств ежедневно сливается в окружающую среду! А ведь если подумать: есть ли в этом реальная необходимость?

Как правило, отель имеет право выбора организации, аккредитованной на оказание подобного рода услуг. Цена вопроса всегда была достаточно демократичной, однако, претерпит ли она какие-то существенные изменения, пока не известно. 

В действительности не может не радовать тот факт, что конструктивные комментарии отельеров в части ряда пунктов классификации были приняты во внимание и учтены. Это касается площади номеров по категориям, количества номеров, необходимых для презентации при проведении классификации, вопросов входной группы, требований, предъявляемых к ресторанам. Однако вопросы есть, в том числе по части терминологии классификации, очевидно, что документ требует доработки.

Николай Нестягин — бывший директор гостиницы «Колви»:

— Вопрос неактуален, так как в связи с проведением чемпионата мира по футболу все гостиницы Казани должны были пройти классификацию. Это не для нашего региона вообще. Может быть, есть единицы гостиниц и отелей, которые без звезд, но остальные уже давно прошли. Это было требование правительства: там, где проходят матчи ЧМ-2018, все гостиницы должны пройти классификацию, потому что зарубежные гости должны были размещаться с комфортом. И экспертиза проходила не на бумаге, а приезжал специалист, писал замечания и давал сроки на их устранение.

У нас своя система классификации, кстати, не самая лучшая. Требования выше, чем у всех европейских систем вместе взятых. Люди, которые составляли российскую классификацию, мне кажется, подписывали ее, даже не читая. Например, там есть пункт, что в двухзвездочной гостинице должно быть 6 вешалок на человека.

Есть несколько уполномоченных агентств, которые проводят классификацию. Одно или два, по-моему, были в Казани, остальные — московские и питерские. У нас питерский эксперт приезжал. Процесс контролировал комитет по туризму РТ. Мы объединялись с другим отелем, чтобы подешевле было. Если говорить по расходам, то порядка 40 тысяч рублей. Классификацию мы получали на три года до ЧМ-2018, а затем ее надо было заново проходить.

Я считаю, что у нас довольно цивилизованный гостиничный рынок и ответственные отельеры, поэтому они адекватно отнесутся и никакой вакханалии не будет.

Тимур Дугин — хостел «Навигатор на Тукая»:

— В прошлом году к ЧМ-2018 мы и так все классифицировались, наши конкуренты тоже прошли процедуру. Процедура классификации проходила интересно: есть несколько компаний, которые могут присудить звезды, но нам дали определенную фирму. Я не знаю, в чем дело, но по умолчанию сказали, что в ней будет классифицироваться лучше. Это было два-три года назад. Потом оказалось, что из других регионов тоже можно было пригласить экспертов, было бы дешевле.

Сейчас рынок классификации монополизирован, я не поддерживаю инициативу Медведева. Раз конкуренция ниже, то и цены на процедуру выше. Если за 5 тысяч можно было бы квалифицировать любой отель, то я бы поддержал подобную инициативу.