1. Накануне рядом с Казанским кремлем прошли очередные съемки многосерийного фильма «Зулейха открывает глаза» по мотивам одноименного романа Гузель Яхиной. С раннего утра и до конца светового дня сердце Казани на один день превратилось в большую съемочную площадку, своим антуражем переносящую горожан в 30-е годы прошлого века.

  2. Целая неделя ушла на строительство декораций. Основная их часть — импровизированный рынок с различными лавками, в которых «продавали» молоко, рыбу, хлеб и даже гробы. Вдобавок к рынку пристроили небольшую сцену, на которой разыгрывали для всех приезжающих в Казань небольшой спектакль: били куклы попа и капиталиста, а также пели «Интернационал».

  3. Снимается эпизод въезда обоза с переселенцами в Казань. Специально для этого привезли 20 повозок и порядка 30 специальных кинолошадей. 150 актеров массовки — это вместе с потоплением парома самые массовые и сложные сцены фильма. Съемки начались еще в Кукморе. Затем два дня потратили на сцены в подвале пересыльной (снимали в ремонтируемом здании Кремля). И вот теперь самый сложный, почти батальный эпизод — въезд обоза.

  4. Верблюдов, как пояснили художники картины, легко можно было встретить в 30-е годы на улицах Казани. От двугорбых просили держаться подальше — они легко могли плюнуть неуклюжему журналисту в лицо или еще чего хуже...

  5. Чтобы прокормить такой табун, к съемочной площадке специально подвезли груженые фуры с сеном, запах которого, гонимый сильным ветром, на многие метры раздавался вокруг.

  6. Отснять нужно было только проходку этого обоза по Кремлевской на территорию Казанского кремля. На экране, как пояснил исполнительный продюсер картины «Зулейха открывает глаза» Илья Папернов, эта сцена займет не более 2–3 минут. На ее съемку потребовался целый день.

  7. Отдельная роль в этом действии была отведена Чулпан Хаматовой, исполняющей роль героини романа Зулейхи.

  8. «Все, кто читал роман, знают, что героиня мечтала попасть в Казань. Бойтесь своих желаний», — отметил продюсер картины.

  9. Для того чтобы обоз мог пройти по асфальтированной и заботливо убираемой казанской мэрией улице, киношникам пришлось специально привезти около 300 «кубов» снега на нескольких десятках «КАМАЗах». Именно из-за недостатка снега пришлось вводить ограничение движения аж с 14 февраля! Вручную потребовалось покрывать снегом и крыши близлежащих домов и строений. Убрать все эти снежные нагромождения обещали оперативно, чтобы как можно скорее открыть движение по Кремлевской.

  10. Как пояснил Папернов, к съемкам готовились практически с начала февраля. Собирать основу будущего рынка, через который проезжал обоз, начали на территории Кремля. Ближе ко дню съемок все лавки перенесли за стены, расположив прямо у подножия Спасской башни.

  11. «Все должно жить! Все гробы и люди…» — на повышенных тонах руководила процессом второй режиссер фильма Лилия Пысларь. Актеры только бросали: «А как?» На что ответ был: «Придумывайте!» Вот и крутилась массовка как могла.

  12. Кто-то из женщин общался с подругами.

  13. Кто-то разгребал уголь.

  14. Кто-то делал селфи и фотографировался на память. «Телефоны у актеров массовых сцен заберите!» — возмущался режиссер.

  15. Вот, кстати, и сама Пысларь, которая то и дело о чем-то переговаривалась по рации с режиссером-постановщиком Егором Анашкиным.

  16. Многочисленные ребятишки из массовки бегали по рынку, то скатываясь на санках со снежной горы, то запрыгивая на припаркованный рядом снегоход. Кадры с последним, разумеется, в фильм не войдут.

  17. Кстати, в фильм много чего не войдет. По словам Папернова, все, что на фоне выбивалось из контекста времени, потом с помощью компьютерной графики аккуратно замажут. Так, например, из кадра пропадут таблички всемирного наследия ЮНЕСКО на стенах Казанского кремля, замажут минареты Кул-Шарифа, пост охраны полиции и многое другое. Отдельно потом нарисуют на Спасской башне вместо часов огромный плакат с Ильичом — и это вдобавок к уже имеющемуся плакату «10 лет ТАССР», которым прикрыли привычный вход на территорию Кремля.

  18. «Меня немного удивило, что татар иначе представляют. Они снимали татарский дом, а у нас татары обычно жили в таком светлом доме, приятном. А они сделали дом темнее, покрасили морилкой. Сделали все мрачным. Татары, мне кажется, все-таки по-другому жили даже в 30-е годы. Уж очень мрачновато сделали. Здесь вот снимают рынок, и видно, что мало татар. Многие в русском стиле одеты. Татары все-таки немного отличались по одежде», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор этнографического музея под открытым небом «Татар авалы» Минедамир Камальтдинов. В начале февраля съемки фильма проходили у него в музее, что по пути в Свияжск. «Я как раз раскулачивал Зулейху», — вспоминал Камальтдинов, которому дали даже сняться в кино. Вот и сегодня он пришел для съемок, но чуть опоздал — все роли уже разобрали.

  19. Вместе с обозом необходимо было отснять главных героев фильма — Зулейху и Игнатова, чью роль исполнил актер Евгений Морозов. Он вместе с другими всадниками сопровождал обоз по пути в Казань. Для него осталось всего три дня съемок. Для других же они уже закончились — например, для Сергея Маковецкого в роли Лейбе.

  20. Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Морозов, самые любимые его сцены в фильме — это драка с волком, перестрелка на баррикадах и, конечно, нежные сцены с Хаматовой.

  21. «Это последняя массовая сцена. Правда, у нас, киношников, говорят не последняя, а крайняя», — заметил художник по реквизиту Андрей Миняев.

  22. По словам Папернова, еще предстоит отснять две сцены с землянкой в лаишевском лагере Семрук, также ожидается техническая съемка паровозов в Перми, когда пересыльные едут по железной дороге. Съемки завершатся предварительно 26 февраля. Все остальное время потребуется для монтажа. Картину ждут на телеканале «Россия 1» к осени. «Предварительно мы договорились, что премьера будет в Казани. Скорее всего, в рамках „Аксенов-феста“. Там будет показана какая-то версия», — рассказал Папернов «БИЗНЕС Online».