Музей Качаловского театра торжественно откроется 11 февраля, в день рождения великого актера, имя которого носит Русская драма в Казани Фото предоставлено пресс-службой Качаловского театра

«ДИЗАЙНА МУЗЕЯ НЕ БЫЛО. КАК МЫ ПОНИМАЛИ, ТАК И ДЕЛАЛИ»

Музей Качаловского театра торжественно откроется 11 февраля, в день рождения великого актера, имя которого носит Русская драма в Казани. В театре уже для этого приготовили золотые ножницы, золотой поднос, а государственный советник РТ Минтимер Шаймиев должен торжественно разрезать ленточку. Кроме того, молодые актеры театра приготовили 30-минутное «погружение в тему» — некое театральное представление. Об этом доложили участники сегодняшней пресс-конференции в министерстве культуры Татарстана.

Сама экспозиция начала собираться еще в 70-х годах прошлого века. И сегодня это 500 «квадратов» площади, 300 из которых отдано под экспозицию, остальное — под фонды. В отличие от обычных музеев, в том, что расположится в здании Качаловского театра, можно будет знакомиться с историей наоборот. Сначала посетитель узнает, как протекает жизнь нынешнего Качаловского, а затем перейдет в зал, который будет демонстрировать достижения театра за последние 25 лет — кстати, в феврале 2019-го именно столько исполняется со дня, как Александр Славутский заступил на должность худрука. На втором этаже зрителей ждет два зала: советский период и дореволюционный. Там же расположена комната самого Василия Качалова.

«Так получилось, что мы Год театра не планировали, а деяния свои планировали. И то, что этот год правительство объявило годом театра, так совпало, — говорит сам художественный руководитель, а ныне еще и директор Славутский. — Музей — это продолжение нашей театральной деятельности, эстетики. Наш фундамент. То, что было, нельзя выбросить, это же прошлое. И мы три с лишним года отдали этому делу. За время реконструкции театра мы из жадности достали прекрасные витрины, мы получили все, что хотели». В общем, Славутский лишний раз подтвердил, что не зря его считают крепким хозяйственником. «Дизайна проекта музея не существовало. Потому что все это делалось в разное время, разными наскоками. Точно так же мы делаем спектакль. Как мы понимали, так и делали этот музей», — добавил он.

Самыми дорогими в музее считаются памятные предметы Василия Качалова, которые были подарены МХАТом, когда открывалась первая комната актера в Казани, – это вещи народных артистов Советского Союза, эскизы известных художников, режиссерские экземпляры пьес конца XIX – начала XX века, многочисленные дневники... и серебряная ложечка Качалова Фото предоставлено пресс-службой Качаловского театра

Славутский признался, что стояла задача открыть музей именно 11 февраля. Так что там пока есть недоделки, которые будут устраняться в ближайшее время. Естественно, вспомнили и заведующего музеем театра им. Качалова Юрия Благова, который скончался в 2014 году. Он бережно старался сохранить наследие театральной деятельности, хотя порой это сделать было очень сложно, ибо крыша в здании часто протекала. Однако сам худрук театра считает, что по-настоящему до сего дня полноценного музея здесь не было.

«Он считал, что музей должен быть при театре, а я — что должен был быть музей театра. Это были наши принципиальные разногласия, — вспомнил Славутский о Благове.  — Сколько лет я работаю, столько пробиваю, чтобы зафиксировать имя Качалова. Когда я был молодым, только что закончил высшие режиссерские курсы… У нас был справочник театров, и я искал себе работу. Казань пропускал мимо, поскольку театр Качалова — красивое название, но он не академический. И первое, что мы сделали, подняли его статус. Так что теперь бренд Татарстана продвигаем успешно».

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», какие же экспонаты считаются самыми дорогими в музее, заведующий музеем театра Роман Копылов признался, что, конечно же, памятные предметы Качалова, которые были подарены МХАТом, когда открывалась первая комната актера в Казани: «Это вещи народных артистов Советского Союза, эскизы известных художников, режиссерские экземпляры пьес конца XIX – начала XX века, многочисленные дневники…»

«И серебряная ложечка Качалова», — добавил Славутский. Посетить музей можно будет, купив билет на спектакль, а также по предварительной записи. Руководство обещает, что продолжит традицию, когда актеры проводят экскурсии как по самому театру, так и по новому музею.

Сама экспозиция музея начала собираться еще в 70-х годах прошлого века. И сегодня это 500 «квадратов» площади, 300 из которых отдано под экспозицию, остальное — под фонды Фото предоставлено пресс-службой Качаловского театра

«МНОГО КРОВИ» ОТ НЕМЦЕВ И «САМОУБИЙЦА» ЖЕНОВАЧА

Но это не единственные новости, которые были озвучены на пресс-конференции в минкульте. В этом году второго Качаловского фестиваля пока не будет. Зато в здании на улице Баумана стартует новый проект с поистине оригинальным названием — «Европа-Россия-Азия».

«Мы обсуждали с Александром Яковлевичем и сделали вывод, что два фестиваля в один год проводить тяжеловато, — говорит Ирада Аюпова, министр культуры РТ. — И поэтому один год будет посвящен русскому драмтеатру, откуда можно будет судить о состоянии российской театральной школы, а второй — международным особенностям, театральным трендам, чтобы можно было посмотреть мировые тенденции. Это очень хороший повод для нашего зрителя, не выезжая за Казани, увидеть все, что есть нового в современном театральном пространстве».

Фестиваль начнется 3–4 апреля спектаклем Ганноверского городского театра «На западном фронте без перемен» по роману Эриха-Марии Ремарка. Славутский обещает, что на сцене будет «море крови», и немецкая сторона даже запросила живого поросенка, так как они хотят зарубить его прямо на сцене… «Очень жесткий натуралистический немецкий театр», — прокомментировал он. 4–5 июня питерский театр «Балтийский дом» представит «Макбет» в постановке известного европейского режиссера Люка Персеваля. С 19 по 20 июня в Казань приедет московская «Студия театрального искусства» Сергея Женовача с «Тремя сестрами» и «Записными книжками» по Чехову и «Самоубийцей» по Эрдману. Ну и с 24 по 30 июня в Казани гостит Пекинский художественный театр. Кстати, возможно, что годом спустя на втором Качаловском фестивале покажут недавно с шумом восстановленную «Матросскую тишину» — спектакль «Табакерки» с его новым худруком Владимиром Машковым.

«Минтимер Шарипович начал Мединскому рассказывать, кто я и как я спас Казань, когда пришел в театр худруком. А я отдал ему приглашение на открытие музея в надежде, что они пришлют кого-то из министерства культуры» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МИНТИМЕР ШАРИПОВИЧ ПРОТЯНУЛ РУКУ И ПОТЯНУЛ МЕНЯ К СЕБЕ»

В кулуарах корреспондент «БИЗНЕС Online» задал еще несколько вопросов, не касающихся темы встречи с журналистами. В частности, мы поинтересовались мнением Славутского об инциденте, который произошел перед коллегией минкульта РТ на прошлой неделе, когда худрук Качаловского в разгар презентации проекта «Культурного квартала» директором фонда «Живой город» вдруг потребовал внимания от министра культуры РТ Владимира Мединского, передавая ему письмо, и практически сорвал выступление коллеги. Эта история обсуждалась в театральных кругах Казани.

«Никакого  письма я не передавал, — ответил Славутский на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“. — Я стоял, как честный человек, слушал про какие-то кубики этой девушки (Инны Ярковой — прим. ред.), она еще так нервничала, волновалась. Минтимер Шарипович протянул руку, потянул меня к себе и начал Мединскому рассказывать, кто я и как я спас Казань, когда пришел в театр худруком. А я отдал ему приглашение на открытие музея в надежде, что они пришлют кого-то из министерства культуры».

Волновал нас и еще один вопрос: собирается ли народный избранник снова баллотироваться в депутаты Госсовета РТ? Режиссеру уже 71 год, да и за время работы в татарстанском парламенте он не выступил ни с одной законодательной инициативой. «Я не знаю, надо посоветоваться. Поступят предложения — я буду баллотироваться. Поскольку я баллотировался от „Единой России“, хотя я не член партии, если они решат, что я им нужен, то приму участие в этом деле», — обозначил худрук свою позицию. «Мы работаем над законами коллективно, — продолжил он. — В данный момент работаем над законом о театре, я хочу по рекламе на фасадах добавить несколько моментов. Ободрали весь оперный театр, ни одной вывески не повесить… И, если кто-то предлагает инициативу,  я ее поддерживаю. Я не из тех, кто по каждому поводу что-то предлагает. Зачем я буду так делать — я так не могу», — заметил наш собеседник.