С ВЫСОТЫ АЛТАЙСКИХ ГОР ВИДНА ГЛУБИНА ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

С наступлением смуты Охотник, Мастер и Управитель
возвращаются к истокам реки — родникам и первоисточникам —
чтобы вновь назвать вещи своими именами.

Билик Перемен

Упорный поиск наследства рано или поздно приводит к родовому истоку. Русский ищет свои ИСКОНные-посконные и сермяжные — родовые, народные корни. Татарин вспоминает древнее слово «ИС-КОН» (в словарях помечено как устаревшее), которым обозначается по смыслу не просто древнее, а изначальное.

В предельном истоке всегда все сходится…

Большой Алтай — прародина тюрков и славян, как и многих других народов Евразии.

Билик (знание, познание, мудрость) — это та самая вертикаль изначального Знания, которая мобилизует в сознании накопленную веками мудрость, чтобы с высоты родовых ценностей разобраться в проблемах сегодняшнего дня и найти верный и гармоничный способ их решения. То есть в нынешнем цивилизационном тупике отыскать реальный просвет в будущее и не спутать его с иллюзией «светлого будущего», которая, как всякая иллюзия, снова заведет в тупик!

Билик — это своего рода воинский, мужской аспект того древнего знания, которое в Китае параллельно развивалось несколько тысячелетий назад — вначале как изустно передаваемая народная философия Дао, а затем было записано и переписано в официальный конфуцианский канон «Книги перемен».

В отличие от книжной и детально расписанной «китайской грамоты» Билик передавался звуками и образами, то есть устно, а не письменами, и до наших дней дошел в образно-сказочной (в смысле сказаний,  то есть «лекций и бесед», говоря по-современному) форме — в мифах, сказках и легендах, а также всем известных знаках, обрядах и символах, изначальные смыслы и источники которых по большей части позабыты.

Николай Андреевич Шодоев, собиратель и хранитель алтайской части общетюркского Билика, вспоминает, что образы древнего Знания он впервые услышал в детстве от своей слепой бабушки Темеш, которой помогал пасти скот. Кроме того, в годы войны по местному радио передавали записи Николая Улагашева, алтайского (тубаларского) сказителя-кайчи, исполнявшего народные героические сказания «Алтай баатырлар». 

В исторической ретроспективе Билик — это добиблейская мудрость, зародившаяся в самом сердце Евразии. Сегодня исследователи относят первые проявления этого Знания-Веры, неразрывно связанного с мировосприятием Тенгри, по меньшей мере к VII тысячелетию до н. э.

Первые книги Ветхого Завета (Танах) написаны в период с XIII по V вв. до н. э.

Шумерская клинопись возникла примерно за 3 тыс. лет до н. э., а китайские иероглифы — около 2 тыс. лет до н. э. Даосские тексты Чжуан-цзы и «Дао дэ цзин» относятся примерно к IV–VI вв. до н. э.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ СБОРКИ ЗНАНИЯ-ВЕРЫ В БИЛИК НАШИХ ДНЕЙ

Вышесказанное необходимо для понимания исторической глубины, а вовсе не для мелких споров — кто из народов старше, мудрее и т. п. Помимо этого возникает законный вопрос: может ли стать древний Билик «готовым к употреблению» духовным оружием в решении нынешних проблем и инструментом для развязывания запутанных узлов сегодняшнего дня?

Духовной основой, безусловно, да! Но рабочим инструментом — увы! — нет, и на то есть важные причины, предостерегающие от идейной суеты и поспешности, которые только погубят благое дело.

Во-первых, на протяжении бурной истории тюрков и других народов, которые волнами растекались с Большого Алтая, наследные родовые связи и даже пуповины часто разрывались на части и перемешивались в памяти и практике родственных народов и племен  (см. киндык в алт. и тат. языках и кондак в правословном рождественском богослужении).

Билик, как уже сказано, дошел до наших дней фрагментами, а «длинная воля» предков, некогда связывавшая эти фрагменты в целостное единое мировосприятие... эта воля и дух угасли. Вовсе ли утрачены или подлежат возрождению — это еще предстоит проверить…

Время собирать… Камешек по камешку, как собирают на горных перевалах и других знаковых местах пирамиды — обоо.

Во-вторых, что следует из первого, для такой позитивной сборки требуется дух-рух. Духоподъемная сила для соединения-сплава неукротимого духа с долгой и терпеливой (сабр) волей человеческих душ может появиться только из одного источника — «высоковольтной дуги», образуемой прямой связью с Творцом в исторической преемственности Тенгри — Ходай — Алла.

Волею исторической судьбы тюрко-татары, пожалуй, ближе всех оказались к этому источнику. А другого источника у них нет — весь порох уже сгорел в битвах, войнах и других исторических подвигах. Там пепел и зола, а нужен алмаз…

Ау! Наследники духа, где вы? Почему не слышно?

Потому что такая сборка не может быть суетливой и по чьей-то команде. Она происходит внутри…

Третье, может быть, самое трудное — овладеть искусством соединять в себе отцовское и материнское, которое лежит в основе прежде мужского и женского. Раскол на два полюса М-Ж немало сотворил в истории народов бед и противоречий — от имперских до семейных.

Нынче же востребованы Инь-Янские качества — твердость и мягкость в одном лице… и многое другое, что в результате превращается в сердечность — по сути, главное человеческое качество, остальное приложится. Опять же, никуда не денешься — Рахман-и-Рахим. И Алла сакласын (Спаси и сохрани) от того пути соединения МиЖ, на котором заблудился Запад (Кун-кер, кен-батыш — место, где Свет пропадает).

НАРОДЫ С ПИСАНОЙ, НЕПИСАНОЙ И ПЕРЕПИСАННОЙ ИСТОРИЕЙ

Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною —
Перед солоно — да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.

Владимир Высоцкий

Почему, говоря об истории древних тюрков, постоянно приходится ссылаться на Китай и китайские источники? Потому что китайцы — народ с писаной, тщательно «замаринованной и законсервированной» историей.

Что же касается тюрков, да и славян тоже, хотя между ними есть «исторические» отличия, то история этих народов и племен неписаная, то есть до наших дней не дошли «правильные» с точки зрения рациональной науки их собственные «письмена». Причем вовсе не из-за отсутствия письменности (см. древние руны и «грамоты»), а потому, что они пользовались прямым «нецивилизованным» способом передачи Знания-Веры от поколения к поколению, а такой вербально-образный способ накопления и передачи исторической памяти европоцентричной исторической наукой не признается. Исключением из этого правила являются разве что осколки и черепки «варварских», или «диких», народов каменного века.

В результате того, что тюрки и славяне почти не сохранили собственные письмена, признаваемые наукой, их история составляется-компилируется из тех фрагментов, которые были в свое время записаны в исторических хрониках, летописях и записках путешественников из числа других народов, бывших их соседями — союзниками или врагами. Сначала китайцами, затем арабами и персами, позже греками и, наконец, англо-саксонскими ориенталистами.

Поэтому, например, истории многочисленных древнейших тюркских племен и народов, следы многих из которых давно потерялись в пыли истории, сохранены в китайских источниках и, разумеется, зафиксированы в той части, которая важна и выгодна для китайской стороны. В этом смысле «закрытая» история тюрков, скорее всего, осталась не в библиотеке Ватикана, как некоторые считают, а «замаринована» в китайских архивах.

И это не упрек, а благодарность в адрес китайских летописцев — они сохранили то, что у самих тюрков утекло между пальцев. И благодаря этому у современников есть возможность несуетливой реконструкции истории ТюрКитая как единого народно-исторического организма, являющегося осевым для всей Матушки Евразии. Точно так же, как первоисточники с даосскими текстами помогают реконструкции закрытых, забытых или искаженных временем аспектов алтайского Билика.

При всей кажущейся основательности писаной истории у нее есть серьезный внутренний изъян. Превращаясь, под сенью политической власти, в официальную историю, она становится служанкой «трех господ»: государства, религиозных институтов и их постоянных оппонентов-конкурентов.

Поэтому писаная история до наших дней доходит только в многократно переписанном и отредактированном виде. Кому-то повезло больше, кому-то — меньше, но на каждом крутом повороте истории ее приходится переписывать заново. Похоже, больше всего досталось и еще достанется русской истории, а татарскую смогут написать или переписать только сами татары. Но историческую правду русские и татары соберут только вместе…

ПИСАНЫЕ ЗАКОНЫ И НЕПИСАНЫЙ ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ

Наглядным, хотя и гораздо более поздним, примером неписаного закона жизнеустройства является Яса Чингисхана — государственно-политический кодекс Орды, созданный в свое время на основе тюркского Билика, но записанный не на бумаге, а в головах и сердцах людей.

Нужно понимать, что, когда цитируют фрагменты текстов с законами Ясы, их подлинным источником являются арабские, китайские, персидские переложения и трактовки, донесения агентов Ватикана и др.

Этот пример показывает, какие разительные отличия могут возникать в жизнеустройстве и мировоззрении на разных исторических этапах одного и того же народа или группы родственных народов, вышедших из одного корня. В одном случае письмена-бумажки вторичны и необязательны, ибо законы жизнеустройства записаны в сердцах и в крови, а в другом — все упирается в мертвую бумагу писаных законов, указов, постановлений, подзаконных актов, инструкций и т. п.

Так, в наше время между Основным Законом страны и народом-сувереном (так по Конституции!) вырастает и увеличивается с каждым годом «китайская стена» писаных законов и кодексов. Около 8 тыс. законов принято Думой за время действия нынешней Конституции. О чем это они?..

В наши дни в связи со стремительным возвышением Китая особый смысл приобретает известный исторический факт — бумага изобретена китайцами. Задумаемся: для чего? Прежде всего, надо полагать, в интересах властной бюрократии, а не только для сохранения и распространения культуры.

Так же и электронная система распознавания лиц для розыска «неблагонадежных» наибольшую практику получила в современном Китае. Но ведь и Великая Китайская стена оказалась бесполезной от набегов кочевников…

Продолжение следует. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции