Ирада Аюпова провела высоких гостей по выставке проектов — Минниханова, Шаймиева и Мединского познакомили с интересными идеями, произрастающими в республике на ниве культуры Фото: mincult.tatarstan.ru

«ЭТО ИМЕННО ТА КОНЦЕПЦИЯ, КОТОРУЮ МЫ ЖДАЛИ»

Начало вчерашней коллегии министерства культуры РТ задержалось на добрые полчаса — все из-за позднего приезда в Казань министра культуры РФ Владимира Мединского. Так что в ожидании федерального чиновника и первых лиц республики гости театра им. Камала могли вдоволь наговориться. Участникам коллегии раздавали аккуратные белые авоськи/шопперы, украшенные коричневой буквой К и словно призванные сделать реверанс министерству экологии (коллегия этого ведомства тоже проходила вчера) и поддержать всемирный тренд на отказ от пластика. 

Но не Мединским единым. Гвоздем коллегии должно было стать обнародование планов республиканского минкульта, а именно: начала работы над концепцией развития культуры Татарстана. «Это именно та концепция, которую мы ждали, — отметила директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева. — В этом году у нас очень большие проекты — и выставочные, чисто художественные, и новейшие цифровые проекты в галерее современного искусства. Мы создаем группу людей, которые будут работать с цифровыми технологиями, ждем специалиста из Москвы». Продюсер и режиссер Алексей Барыкин сказал, что надеется на поддержку кино в новой концепции минкульта. «Для меня важно, чтобы это было не просто производство национального кино, но и создание каналов для его выхода на российский и международный уровень, в том числе в прокат, а не только на фестивали. Это должна быть умная поддержка. Будущее татарстанского кино за тем, что продюсеры станут не просто снимать кино и сдавать его, а продвигать его всесторонне и по России, и по всему миру». Кроме того, он отметил, что в Татарстане не хватает Дома кино и площадки союза кинематографистов, где можно было бы устраивать кинопросмотры и конференции. 

Как и положено, в фойе шел концерт, однако его музыкальное наполнение было вполне традиционным, хотя известно, что нынешний министр культуры РТ Ирада Аюпова — поклонница русского рэпа. Впрочем, с креативом у Аюповой вчера тоже было все в порядке: наверняка многие оценили пару ярких красных и синих прядок, которыми она украсила свою прическу. Прямо скажем, смело для министра.

Аюпова провела высоких гостей по выставке проектов — Рустама Минниханова, Минтимера Шаймиева и Мединского познакомили с интересными идеями, произрастающими в республике на ниве культуры. Выставка проектов тоже была подчинена пяти «К» (сути новой концепции развития культуры в РТ) — креативность, коммуникация, кооперация, капитализация и компетенции. Открывала ее презентация системы единой продажи и учета билетов на культурные мероприятия в РТ, которую планируют запустить в республике. Проект так впечатлил Мединского, что в своем будущем выступлении он даже предложил его создателям поделиться опытом на федеральном уровне: «Если все так, как в рекламе (а я знаю, что в Татарстане айтишники самые продвинутые — у вас же Иннополис, мощные кадры), сразу даю вам предложение. Мы не можем пока создать такую систему, которая охватила бы федеральные театры». Далее презентовал свое детище музыковед и продюсер, арт-директор фестиваля татарской музыки «Мирас» Вадим Дулат-Алеев. Интернет-портал «Век татарской музыки», или «музыкальный парк Татарстана в интернете», должен стать своеобразной мультимедиа-энциклопедией — здесь будут собраны события, имена и биографии, аудио- и видеозаписи, в том числе архивные. Сейчас сайт находится в стадии разработки, а запустят его к 100-летию ТАССР в 2020 году.

Здесь же прошла презентация итогов летней практики студентов худучилища им. Фешина на базе креативного агентства Evolution. «Мои дети спросили меня: „Мама, а что такое Республика Татарстан?“ И я начала думать об этом и создала вместе с ребятами-студентами первую книжку о Татарстане, она вышла в 2015 году. Каждая иллюстрация в ней уникальна тем, что мы с ребятами использовали разные техники — войлок, пластилин», — рассказала директор креативного агентства Арина Судакова. Далее делегацию познакомили с проектом «Локейшн-сервис» компании «Сноу Продакшн», который облегчает фотографам, видеографам и режиссерам поиск и работу с локациями Татарстана. Проще говоря, они могут прийти в сервис с описанием нужной локации, а там подберут место съемок и полностью обеспечат его использование. Минниханов одобрил и этот проект: «Дайте поручение нашим министерствам, чтобы заказывали не где-нибудь, а здесь». В левом крыле холла театра им. Камала расположился стенд компетенции WorldSkills «Ювелирное дело», который особенно привлек внимание президента РТ. «В WorldSkills будете участвовать?» — спросил он студентку Казанского техникума народно-художественных промыслов, которая тут же на выставке обтачивала бриллиант. Девушка ответила утвердительно. Уже готовые изделия студентов техникума были представлены на отдельной витрине и немало удивили Мединского.

Инна Яркова презентовала проект «Культурного квартала центра Казани» Фото: Сергей Елагин

КУЛЬТУРНЫЙ КВАРТАЛ ВМЕСТО ФАБРИКИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ НА БАУМАНА

2019-й — это Год театра в России, поэтому на выставке данной тематике было уделено особое внимание. Аюпова показала делегации проект реорганизации пространства казанского ТЮЗа, выполненный студентами и преподавателями КГАСУ и предполагающий создание театрально-культурного комплекса, в котором найдется место и Дому детского творчества, и экспериментальной площадке, и уличной сцене, и подростковому театру, и театральному общежитию, и производственным цехам. Мединский поддержал создание кластера, подчеркнув, что это своевременная и правильная идея, и призвал ТЮЗ заявляться во все федеральные программы. «Такие открытые федеральные пространства становятся все популярнее во всем мире», — сказал министр, поставив в пример культурно-коммерческий комплекс «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге (к слову, конкурс на его реконструкцию выиграла компания Романа Абрамовича — осталось найти подходящую кандидатуру и для казанского ТЮЗа).

Директор ТЮЗа Айгуль Горнышева участвовала в презентации еще одного проекта — «Культурный квартал центра Казани», который они задумали вместе с руководителем фонда поддержки современного искусства «Живой город» Инной Ярковой и замруководителя исполкома ВКТ Табрисом Яруллиным. «Есть „Угол“, есть пространство бывшего загса, подземная галерея на Баумана, учебный театр на Профсоюзной, здание фабрики „Адонис“, еще совсем не обжитое, и ТЮЗ на Островского, который будут переделывать. На наш взгляд, все эти точки могли бы изменить содержание центра Казани и в частности улицы Баумана, потому что она больше воспринимается как место торговли. Важно, чтобы это пространство превратилось в площадку, где генерируется современная культура», — рассказал Яруллин корреспонденту «БИЗНЕС Online». По его словам, в бывшем здании «Адониса» планируется сделать татарский культурный центр, который мог бы стать одновременно театральной, музыкальной и фестивальной арт-площадкой.

Правда, в презентацию новых проектов неожиданно ворвались старые в лице Александра Славутского, который настойчиво желал аудиенции с Мединским и даже передал ему письмо, подписанное каллиграфическим почерком (правда, мгновенно перехваченное службой охраны). Весь этот перформанс, происходивший прямо во время выступления Ярковой перед высокими гостями, практически сорвал ее презентацию. Сразу несколько человек, которые были свидетелями происшествия, выразили в разговоре с нашими корреспондентами свое недоумение и возмущение относительно поведения руководителя театра им. Качалова. Директор «Угла» посчитала необходимым выразить свое мнение публично. «Немного удивило и чуть-чуть рассмешило желание господина Славутского решать свои вопросы во время моего выступления. Возможно, долгое руководство крупным государственным учреждением создало у Александра Яковлевича ощущение собственной избранности и возможности пренебрегать общепринятыми правилами поведения», — сказала Яркова газете «БИЗНЕС Online». Кстати, возможно, Славутского насторожила презентация «Культурного квартала», который может расположиться прямо возле его театра, но куда качаловцев не приглашают…

Завершала выставку «ожившая» знаменитая фотография основателей татарского театра, легендарной труппы «Сайяр», с участием звезд нынешнего коллектива Камаловского театра Искандера Хайруллина, Люции Хамитовой и других. Композиция впечатлила Мединского, который стал упрашивать Шаймиева сфотографироваться с артистами. В итоге татарстанское руководство милостиво сделало совместную фотографию в честь Года театра в России. 

Завершала выставку «ожившая» знаменитая фотография основателей татарского театра, легендарной труппы «Сайяр», с участием звезд нынешнего коллектива Камаловского театра Фото: Сергей Елагин

«СКРЕПЫ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДЕНЬГИ»

Далее хозяйка вечера Аюпова проводила Мединского, Минниханова и Шаймиева в большой и заполненный публикой зал театра им. Камала, где и проходила основная часть коллегии. Началась она с видеоролика об отношениях на расстоянии. Парень из Калининграда в исполнении актера ТЮЗа Камиля Гатауллина хочет устроить девушке Чулпан (певица Зарина Вильданова) из Казани свидание-сюрприз, но не знает какое: и на спектакль «Алиф» она ходила, и на кинофестивале волонтерила, и на «Үзгәреш җиле» была… В итоге он ведет девушку на «Черное озеро» и записывает ее пение на видео, кадры которого сменяются значимыми культурными событиями прошлого года в Татарстане. Шаймиев в знак одобрения фильма показал своим соседям большой палец. Еще один видеосюжет был в форме опроса о том, что такое культура, годом чего объявлен 2019-й (одна из респонденток предположила, что Свиньи), какие памятники были открыты в Татарстане и чего не хватает культуре республики (один молодой человек откровенно заявил о временами показушном характере татарских праздников).

Следом к микрофону вышла Аюпова, которая выстроила свое выступление не только вокруг пяти «К» новой концепции развития культуры, но и поступательно — вспоминая прошлое, говоря о результатах настоящего и заглядывая в будущее. «Для меня это дебютная коллегия, но история изменений в отрасли началась гораздо раньше. И это не случайно, ведь культура, равно как и многие другие отрасли социальной сферы: образование, молодежная политика, демография, здравоохранение, — сфера с отложенным эффектом. Инициатива сегодня зачастую дает результаты через годы, а порой и через поколения». После этих слов министр обратилась со словами благодарности к работникам культуры и своим предшественникам — Зиле Валеевой и Айрату Сибагатуллину.

Аюпова обратила внимание на актуальную проблему современности: «Культура, утратив свою идеологическую миссию, стала позиционироваться как излишняя, обременительная функция государства. Финансирование ее осуществлялось по остаточному принципу. Мы практически не говорили о конкурентоспособности нашего культурного продукта». Она отметила важность создания не только театров, музеев и библиотек, но и культурного кода, а также комфортной творческой среды. «Если мы в Татарстане хотим быть местом притяжения талантливой молодежи, при этом удерживая и свои таланты в условиях глобализованного мира, то должны понимать, что скрепы — это не только деньги. Это прежде всего комфортная среда, в том числе культурная, которую мы и обязаны создавать», — подчеркнула министр.

Эту среду и призван сформировать национальный культурный проект — та самая концепция развития культуры Татарстана. «В основе концепции, как в татарской пентатонике, пять „К“, — привела поэтичное сравнение Аюпова. — Креативность, коммуникация, кооперация, капитализация и компетенции». Говоря о креативности, министр привела в пример проект «Республика 99» — его фотобудка перед коллегией стояла в фойе. «Кинопроект состоит из трех игровых самостоятельных короткометражных киноновелл, затрагивающих интересные и в то же время малоизвестные факты истории ТАССР периода 20–30-х годов, — рассказала Аюпова. — Уникальность кинопроекта состоит в том, что малоизвестные факты истории режиссерам (у каждой новеллы своя режиссерская группа) становятся известны благодаря медиаперформансу. Поделиться своей историей может каждый житель нашей республики. Сегодня эта кабина установлена в фойе театра имени Камала, у каждого из вас тоже есть возможность поделиться своей историей и стать героями киноновеллы».

Ирада Хафизяновна отметила, что национальная культура со временем меняется и не стоит держаться за все традиции вековой давности. «Важно прежде всего не то, как в татарской песне будет меняться или не меняться музыкальная гармония, но то, что она исполняется на родном языке и посвящена, как и прежде, самым важным для нас ценностям — родной земле, семье, любви, дружбе», — сказала Аюпова.

Раскрывая тему коммуникации, министр подчеркнула важность создания условий для зрителей, например пеленальных комнат для молодых мам в театрах, взаимодействия со СМИ, соцсетями и блогерами и удовлетворения культурных запросов аудитории. «Нужно донести информацию до того зрителя, которому этот спектакль будет интересен», — сказала Аюпова. В теме кооперации она обратила внимание на важность взаимодействия как внутри ведомства, так и между отраслями: в качестве позитивного примера Ирада Хафизяновна привела библиотеку в «Меге». «Люди, прилетая в аэропорт Казани имени Габдуллы Тукая, должны проникнуться духом этого великого писателя. Садясь в такси, гости республики должны услышать татарскую музыку, увидеть анонсы культурных проектов, афиши. Приезжая в гостиницу, туристы должны видеть намеки посетить то или иное культурное мероприятие, подобное должно „преследовать“ весь путь гостя, пока он находится на территории Татарстана. То есть культура должна стать неким „вирусом“, который должен подхватить каждый человек, в том числе и житель нашей республики», — продолжала метафоричную речь Аюпова. Говоря о необходимости культурной экспансии, чиновник сообщила и о достигнутых высотах: «Золотой маске» Нурбека Батуллы (на этом моменте Шаймиев начал с жаром объяснять что-то Мединскому), премии им. Станиславского, врученной Фариду Бикчантаеву, карьерных взлетах на федеральном уровне Альбины Шагимуратовой и Айрата Заббарова. «Ждем мы и выхода на экраны фильма знаменитого Рэйфа Файнса „Белый ворон“ о „летающем татарине“ Рудольфе Нуриеве, главную роль в котором сыграл премьер казанского балета Олег Ивенко. Татарстану есть кем гордиться в области культуры и искусства!» — подытожила министр.

Минниханов в своем выступлении ограничился заранее подготовленной речью, в которой почти не нашлось места критике ведомства Фото: Сергей Елагин

«МЫ ДАЖЕ НЕ МОЖЕМ ДАТЬ ОЦЕНКУ ОБЪЕМАМ КУЛЬТУРНОГО ПРОДУКТА В РЕСПУБЛИКЕ»

Четвертой «К» в докладе Аюповой стала капитализация. «У нас, к сожалению, нет понимания того, что есть культура как экономика. Ее воспринимают как элемент инфраструктуры индустрии развлечений вместе, к примеру, со спортом. Во многих странах мира, скажем в США и Великобритании, культура является рентабельной экономической системой, создающей ощутимую добавленную стоимость. Мы же не можем даже дать оценку объемам производимого культурного продукта в республике и того, сколько человек вовлечено в эту сферу», — посетовала министр.

И наконец, пятая «К» — компетенции. По словам Аюповой, творческие люди останутся, а вот профессии, сопровождающие их деятельность, унифицируются. «Культура и искусство могут создавать новые направления в экономике. Сегодня необходимо задуматься о новых профессиях в области культуры. Понятно, что писатели, художники, те, кто создает новые произведения, останутся в будущем. Но вот эта, условно говоря, „клерковая часть“, ее структура сильно изменится». При этом спикер успокоила тех, кто боится потерять свои рабочие места из-за всех этих изменений. «Уволить человека легко, а вот найти ему достойную замену очень непросто. В основе развития культуры должна быть гармония, а это всегда результат сохранения баланса: между обновлением и профессионализмом, между консервативным взглядом и творческим поиском. Да, должно быть обновление, мы обязаны приводить в отрасль, в том числе и на руководящие должности, новые кадры, растить их. И для этого существуют институты наставничества, повышения квалификации. И тут могу сослаться на одно из последних интервью Владимира Ростиславовича и сказать его словами: основой нашей кадровой политики должна стать не наследственность, а преемственность», — отметила Аюпова.

После продолжительной речи министра потянулись небольшие выступления приглашенных спикеров. Председатель правления фонда «Кино и Театр» Станислав Ершов рассказал о проекте «Кино за семь дней». Его смысл — создать за неделю 7 семиминутных картин в локациях Татарстана. Участвовать в конкурсе будут 10 команд со всего мира, среди них предполагается 3–4 национальных. Стартуют съемки, предположительно, в начале следующего сентября, а уже 7 сентября будет кинопоказ и подведение итогов. За лучший фильм дадут 500 тыс. рублей, за второе и третье место — 300 и 200 тыс. рублей соответственно. Ершов рассчитывает, что в результате получится киноальманах о республике, который может попасть и в федеральный прокат.

«ОТ ЧЕЛНОВ ДО АЛЬМЕТЬЕВСКА — ОТКРЫВАЙТЕ СОВРЕМЕННЫЕ КИНОЗАЛЫ»

Следом с речью выступил главный гость коллегии — министр культуры России. «Республика успешно демонстрирует, как можно совмещать инновации, развитие экономики и бережное отношение к культуре и ее традициям», — традиционно торжественно начал он свое выступление, а затем рассказал малоизвестный факт: именно Татарстан стал инициатором федеральной программы софинансирования строительства, реконструкции и оборудования сельских домов культуры. «Расскажу одну вещь, о которой, наверное, никто из присутствующих не знает. В конце 2012 года, когда я первый раз прилетел в Татарстан, Рустам Нургалиевич [Минниханов] повез меня в село и показал маленький Дом культуры, совмещенный с фельдшерским пунктом. Уютно, удобно и недорого. Мы взяли несколько типовых проектов, попытались всячески их популяризировать. Некоторые регионы их подхватили, другие сказали, что у них слишком жарко для основательных кирпичных зданий, третьи — что слишком холодно… Поэтому мы пошли на следующий шаг и впервые при поддержке Дмитрия Медведева создали федеральную программу софинансирования строительства, реконструкции и оборудования сельских домов культуры, поскольку не везде к этому подходили так ответственно и инициативно, как в Татарстане», — сказал министр.

Мединский добавил, что в этом году в рамках программы софинансируется строительство и реконструкция ДК на 4,6 млрд рублей. «Родилась эта идея в конце 2012 года в Татарстане, я думаю, вся страна должна быть за это вам признательна», — отметил чиновник. Далее он заметил, что открытие 20 кинозалов за год — маловато для Татарстана. «Мы программу софинансирования продолжаем до 2024 года, я призываю вас активно в нее включаться. Тем более что мы повышаем планку населенного пункта вплоть до городов с населением до 999 тысяч человек. От Набережных Челнов до Альметьевска — пожалуйста, открывайте многозальные современные кинозалы, обращайтесь к нам за поддержкой, мы обеспечим самым современным оборудованием, закупкой кресел. Сейчас мы готовы софинансировать открытие современных кинозалов, в том числе и коммерческих, нам все равно, кто будет оператором, важно, чтобы люди в кино ходили. Главное — 50 процентов сеансов должно выдаваться российскому кино», — добавил условие Мединский. По слова министра, в январе 2/3 зрителей в кинотеатрах купили билеты на российские фильмы. «Так что легко выйти на этот показатель», — с улыбкой добавил он.

Минниханов в своем выступлении ограничился заранее подготовленной речью, в которой почти не нашлось места критике ведомства. Президент Татарстана подчеркнул, что необходимо внедрять инновации в культуру, но и одновременно не забывать о ценности преемственности традиций, сохранении культурного достояния и передаче знаний от старшего поколения к молодому.

Словом, первая итоговая коллегия министра культуры РТ Аюповой прошла ровно и без неприятных сюрпризов, хотя создавалось впечатление, что далеко не все присутствующие оценили масштаб презентованной концепции развития культуры Татарстана — по сути, главной «дорожной карты» для большинства участников форума. Но аппетит приходит во время еды, так что, возможно, практическая реализация нацпроекта встретит больше энтузиазма в культурной среде республики.