Сегодня исполняется 81 год со дня рождения легендарного актера и поэта, дважды приезжавшего с концертами в наши края. Завтра в галерее современного искусства «БИЗОN» пройдет день Владимира Высоцкого, на котором любители его творчества организуют флешмоб, а музыканты споют его песни. Один из организаторов мероприятия, соавтор книги «Владимир Высоцкий в Казани», коллекционер Владимир Урецкий, рассказал «БИЗНЕС Online» о подробностях визитов Высоцкого в 1974 и 1977 годах.
Владимир Урецкий: «Я, как и многие по всей стране влюбленные в творчество Высоцкого, собирал все, что связано с его именем: записи на катушках, на кассетах, пластинки, фотографии, вырезки из газет и журналов»
«БЫЛ КОНЦЕРТ В БОРОВОМ МАТЮШИНО, О КОТОРОМ НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО»
— Владимир, как возникла идея увековечить память о визите Высоцкого в Казань?
— Идея возникла так: я, как и многие по всей стране влюбленные в творчество Высоцкого, собирал все, что связано с его именем: записи на катушках, на кассетах, пластинки, фотографии, вырезки из газет и журналов. Мы хотели знать все о его жизни и его творчестве. У меня накопилась большая коллекция, а потом я понял, что все собрать невозможно, не нужно и даже глупо. Узнав, что Высоцкий шесть дней жил и выступал в Казани, были большие концерты в октябре 1977 года, я решил восстановить вот эту память о нем в нашем городе. Начал встречаться с людьми, собирать фотоматериал, аудио — только то, что касается Казани и именно этих концертов. Так совпало, что я еще занимался организацией концертов и встречался с людьми, которые знали Высоцкого лично, в том числе с музыкантами, которые аккомпанировали ему на концертах, — ВИА «Шестеро молодых».
Это все копилось-копилось, и вот в позапрошлом году исполнилось 40 лет с приезда Высоцкого в Казань, впереди еще ждала дата 80-летия Высоцкого, которую вся страна отмечала. У меня возникла мысль издать книгу. В ней есть редкие воспоминания людей, которые общались с ним, которые встречались ему в Казани. Мы даже разыскали таксиста, который его здесь возил. Раньше ведь как было — брали в таксопарке такси, смывали шашечки, и эта машина обслуживала артистов, которые приезжали выступать во Дворце спорта. Вот такая машина с водителем была выделена и Высоцкому. Водитель Асхат Фарукшин рассказал, что, оказывается, был еще концерт в Боровом Матюшино для элиты города, о котором ничего не было известно.
«Высоцкого действительно любили все, весь диапазон — от уголовника до академика. Все его слушали, считали своим»
— А кто именно был на этом концерте?
— Сейчас это уже трудно установить. Вряд ли кто-то уровня Табеева, но была партийная элита, «слуги народа». После концерта во Дворце спорта Высоцкий сел в машину, и они поехали на обкомовские дачи. Ехали медленно, потому что дорога там не очень хорошая, уже был октябрь. Высоцкий ерзал-ерзал, а потом предложил водителю проверить колесо. Когда тот вышел, он сам сел за руль и говорит таксисту: «Садись, поехали». Естественно, врубил скорость, естественно, гаишники понеслись за ними, ведь дело было на правительственной трассе. У водителя отобрали права, но потом сразу все вернули. Высоцкий провел таксиста на закрытый концерт для правительства, а когда они расставались, пригласил в гости в Москву и написал свой номер телефона.
Таксист сам по себе личность историческая — был знаком с Гагариным. И вот на следующий год им раздали путевки на теплоход, он приехал в Москву и позвонил по телефону, который оставил Высоцкий. Трубку взяла его мама и ответила: «Да, у Володи много друзей, пожалуйста, приезжайте. Его пока дома нет, но скоро он подъедет». Фарукшин приехал в квартиру на Малую Грузинскую, через некоторое время приехал Высоцкий, угостил его коньяком, конфетами, они посидели. А потом он покатал его по Москве на своем «Мерседесе».
— Какой открытый человек был: только познакомился с кем-то — и уже приглашает к себе домой, угощает, катает по городу…
— Вот чем и отличается Высоцкий от других — может, авторов было много в советское время, талантливые поэты и артисты, но его действительно любили все, весь диапазон — от уголовника до академика. Все его слушали, считали своим. Самое интересное, что песни кажутся простыми — простой язык, слова, — но с годами, с возрастом, понимаешь их истинное значение. В них зашифровано послание потомкам, они остаются актуальными и сегодня. Нет темы, которую не затронул бы Высоцкий в своем творчестве.
«Многие говорят, что он пил, но никто, с кем я разговаривал, не подтвердил, что он употреблял спиртное»
«ВЫСОЦКОМУ ТАК ПОНРАВИЛАСЬ ОДНА ИЗ КАРТИН ВАСИЛЬЕВА, ЧТО ОН ЗАХОТЕЛ ЕЕ ПРИОБРЕСТИ»
— С кем вам еще удалось поговорить при создании книги?
— С Яковом Борисовичем Клопоухом, который тогда был главным администратором Татарской филармонии. Именно он встречал Высоцкого в аэропорту 11 октября вместе с директором филармонии Маратом Тазетдиновым. Их служебная «Волга» подъехала прямо к трапу, Высоцкий вышел, сел и они приехали в Молодежный центр, где до 4 утра был накрыт стол, они общались, беседовали. Практически все дни Клопоух был с ним. 14 октября у Высоцкого был «Гамлет» в Москве, поэтому он должен был улететь, и Клопоух рано утром отвез его в аэропорт. А на следующий день, 15 октября, он прилетел и сразу же в Молодежном центре был концерт в 10:00 утра. Последний концерт был 18 октября, и из Дворца спорта Клопоух отвез Высоцкого уже на своей машине в аэропорт. Так как они опаздывали, самолет специально задержали.
Директор концертного зала Молодежного центра Валерий Минеев тоже встречал певца, все ему показывал, много с ним общался. И рассказал такую историю: в Молодежном центре в это время проходила выставка Константина Васильева — год был, как он погиб. И Высоцкому так понравилась одна из его картин, что он очень захотел себе ее приобрести. Тогда всей коллекцией картин распоряжалась мама Васильева, и Высоцкий даже хотел поехать к ней, однако их встреча не состоялась. Как выяснилось позже, это был «Портрет сестры Людмилы с овчаркой», любимой сестры Васильева. У нее трагическая судьба — девушка искупалась в радиоактивном озере, заболела онкологией и умерла в 17 лет. Поэтому мама не могла отдать этот портрет.
— А чем Высоцкого привлекла эта картина?
— Сейчас трудно это сказать, да и раньше не говорилось. Картина, естественно, отличается от всех остальных работ Васильева — там нет сказочного сюжета, былинных героев. Может, чем-то на Марину Влади была похожа, но это уже домыслы.
Еще мы общались с заведующей отделом культмассовой работы обкома комсомола Аллой Кузнецовой. У каждого артиста, который выступал в то время, должна была быть утвержденная программа — какие песни петь можно, какие нельзя. Перед вторым концертом она пришла и говорит Высоцкому: «В зале сидит начальство сегодня». То есть намекнула, что надо бы осторожнее с репертуаром. Высоцкий, естественно, сказал, что все понял и тем не менее спел песню «Я не люблю» — очень рискованную. За все время выступлений в Казани он спел ее всего один раз.
Вошли в книгу и воспоминания врача, который его здесь лечил. Когда Высоцкий прилетел после «Гамлета», он простыл и был риск, что сорвутся концерты. И врач Юрий Алашеевский, который работал в Молодежном центре, с помощью физиотерапии его восстановил. Вообще, несмотря на такой плотный график концертов, ни один не сорвался. Многие говорят, что он пил, но никто, с кем я разговаривал, не подтвердил, что он употреблял спиртное. Только Александр Кальянов, который был звукорежиссером всех его концертов в Казани, рассказывал, что Высоцкий пил чай с коньяком — это было его лекарство.
За шесть дней почти весь исторический центр Казани Высоцкий объехал — аэропорт, через Карла Маркса проезжал в Молодежный центр, Дворец спорта и до Ямашева
«В ДОМЕ АКТЕРА ВЫСОЦКИЙ СПРОСИЛ: «А НАЧАЛЬСТВО ЕСТЬ? Я ЗА ВАС БОЮСЬ»
— Расскажите подробнее о встрече Высоцкого с казанской интеллигенцией. Как ее организовали?
— Да, это тоже интересно. Встреча прошла в Доме актера, ее организовала актриса и преподаватель театрального училища Юнона Карева. Проходила она поздно — была запланирована на 23:00, но Высоцкому стало плохо, вызывали скорую помощь. Поэтому встреча началась после полуночи. Там был известный актер Вадим Кешнер, он встретил его, и Высоцкий спросил: «А начальство есть?» Кешнер ответил: «А что, вы боитесь?» «Я за вас боюсь», — ответил Высоцкий. У него была одна просьба — чтобы ни одна пленка с записью концерта не вышла за пределы зала. Но все-таки одному из участников встречи, Александру Поспелову, удалось пронести пленку — на выходе он отдал пустую катушку. И этот концерт стал известным — Высоцкий рассказывал о театре и пел песни, которых не было в программе его обычных выступлений.
Еще одна встреча в Казани была более приватной. Актриса Наталья Беспалова, которая снималась в фильмах «Чудак из 5Б», «Агония», «Жили три холостяка», давала в Москве интервью и там случайно проскочило, что они общались с Высоцким и он даже был у нее дома в Казани. Адрес, конечно, она не помнила, потому что актеры меняют много квартир. А мне удалось это раскопать и найти людей, которые были знакомы с ней в Казани, и узнать все, вплоть до точного адреса: 220-я квартира на улице Ямашева, дом 17 (где был всем известный магазин «Океан») — в этот дом и приезжал Высоцкий. Раньше актеров на несколько лет посылали в региональные театры, так Наталья Беспалова попала в Казань, в Качаловский театр. Так получилось, что здесь Беспалова вышла замуж, и от театра была ведомственная квартира в доме на Ямашева. Беспалова дружила с Всеволодом Абдуловым, другом Высоцкого, и они встречались в общих компаниях, на мероприятиях. Видимо, Абдулов попросил Высоцкого: «Володь, если там будешь, узнай, как у нее дела, не обижают ли, дают ли роли». После последнего концерта во Дворце спорта она зашла к нему в гримерку, чтобы поговорить, и пригласила в гости. Ничего не было подготовлено, даже не было сахара. И вот они приезжают, дома у нее муж, который был известным учителем. Он открывает дверь, а она заходит с Высоцким! А потом побежала к соседям просить сахар. Если б они только знали, для кого этот сахар!
Высоцкий рассказал Беспаловой, что недавно приехал из Америки, был в гостях у Бродского. Где-то час они посидели, без песен, без всего, он еще с дочкой маленькой пообщался. Таким образом, за эти шесть дней почти весь исторический центр Казани Высоцкий объехал — аэропорт, через Карла Маркса проезжал в Молодежный центр, Дворец спорта и до Ямашева. В журнале «Казань» вышла статья об этом маршруте.
«Первый официальный приезд Высоцкого в ТАССР — лето 1974 года, он был в Челнах, выступал с театром и сольно»
КАК В АВТОГРАДЕ ПРЕДПОЧЛИ САБАНТУЙ ВЫСОЦКОМУ
— В каких еще городах ТАССР побывал Высоцкий?
— Первый официальный приезд Высоцкого в ТАССР — лето 1974 года, он был в Челнах, выступал с театром и сольно. При этом не сохранилось ни одной записи (хотя в 1968 году он выступал в Куйбышеве, оттуда запись есть, существуют и более ранние аудиоматериалы). В Челнах я выходил на людей, которые общались с поэтом, хотели организовать его концерт. Например, с директором «Детского мира». Как раз в это время Высоцкий приехал в город с театром. А в магазине были молодые девушки, которые получали маленькую зарплату и не могли вырваться на спектакль. И директор решил сделать им приятное — в пересменку пригласить артиста пообщаться и выступить перед работницами. У него в гостинице, где жили актеры театра на Таганке, была знакомая, которая сказала, в каком номере живет Высоцкий и когда он будет. Директор зашел к нему за два часа до спектакля и говорит: «Вы могли бы завтра прийти на полчаса к нам? Выступить, рассказать, исполнить пару песен, а мы вам подарим игрушку детскую». Высоцкого это рассмешило и заинтересовало, и он согласился. На следующий день директор приходит к нему в назначенное время, а Высоцкого нет, уехал куда-то с Юрием Любимовым по делам. А в это время в ресторане там обедал актер Готлиб Ронинсон. И он говорит: «Что вы все Высоцкого да Высоцкого, я ведь тоже актер». Директору делать нечего, он у него спрашивает: «А вы можете?» Тот мог и заявил, что ему не нужна игрушка, а нужны сапоги резиновые, театр собирался на БАМ. Сапоги ему пообещали, и потом он выступил вместо Высоцкого.
Еще есть история из Челнов почти из области фантастики — в 1974 году концерт там не состоялся, потому что люди не пошли. Можете себе представить? Директор СМУ решил в общежитии устроить концерт Высоцкого, договорились с ним о деньгах, обо всем. И вот он приходит и думает, как всех разместить: зал-то маленький, на 50 мест. А пока поручил помощнице всех обойти, билеты распространить. Она возвращается и говорит: «Никто не хочет идти». Оказывается, в общежитии все были из близлежащих городов, а концерт был назначен на день Сабантуя, и все хотели домой, к мамам. Директор настолько был в шоке, что даже ничего не перенес и других не позвал. Пришел в гостиницу к Высоцкому с бутылкой коньяка и честно признался: «Ничего не получается, все хотят домой».
Из Челнов Высоцкий на несколько часов приехал на концерт в Нижнекамск, где теперь каждый год проводятся мероприятия в честь него. Второй визит был в 1977 году, он выступал в Казани и Зеленодольске. О концерте в Зеленодольске очень мало информации, не удалось найти никаких фотографий даже в архивах. Я говорил с директором краеведческого музея, но нет даже заметок в газете или интервью. Зато я нашел директора ДК «Родина», который рассказал, что в Зеленодольск приезжало мало интересных артистов. А у них все упиралось в финансирование — любой зал существовал в том числе за счет концертов этих артистов. Поэтому в региональные ДК стремились выбить звезду из Москвы, чтобы за счет этого улучшить финансовое положение. И вот директор этого зеленодольского ДК приезжает в Казань к Тазетдинову и говорит: «Что-то плохи у нас дела в конце года». Тот предлагает: «Возьмешь Высоцкого?» Директор ДК отвечает без особого рвения: «Ну, возьму». Тазетдинов дал ему три афиши — одну он оставил себе, вторую приклеили в центре города, третью — на самом ДК. И произошло нечто фантастическое: за два часа все билеты были раскуплены! А за два часа до концерта зрители встречали его на улице около ДК. Зал был переполнен, балконы чуть не обрушились. Видя такой ажиотаж, спонтанно решили сделать второй концерт — сокращенный, потому что следом надо было уезжать на казанское выступление. Поэтому Высоцкий спел несколько песен и вышел в фойе ждать машину, а в зале выступала самодеятельность. И тут к нему выходит ветеран войны и говорит: «Володя, я за концерт платил три рубля, а ты спел только на рубль!» Высоцкий, ничего не говоря, расчехлил гитару и пел ему песни, пока машина не приехала.
— Ему одному?
— Ему одному, другие же сидели, слушали, думали, вдруг он снова выйдет. Существует еще легенда, что еще раз в Казани он был в 1979 году, и утверждают, что концерт был в Молодежном центре, — в частности, тогдашний директор Бухараев Зуфар Гарифович и журналистка Любовь Агеева, которая тогда работала в «Вечерке». Но это из области фантастики, я считаю: в 1977 году сколько людей познакомились с ним в Казани, те же фотографы. И чтобы никто из этих людей больше не знал ничего?
Хотя есть еще один момент — в 2006 году я разговаривал с Валерием Золотухиным, и он обмолвился, что был с Высоцким в Казани. Но тогда я не расспросил его об этом, а ведь если сопоставить все даты, то возможно, что они были проездом в Казани и посещали Раифский монастырь — Золотухин был религиозным. И еще была одна журналистка, которая утверждает, что Высоцкий был в Казани в начале 1970-х годов и выступал в большом зале Финансово-экономического института и еще в нескольких вузах.
«Я разослал книгу в десятки городов, и даже зарубежные страны, и мне бы хотелось, чтобы новое, дополненное издание было выпущено как подарочный экземпляр большого формата — ведь мы имеем более 200 уникальных сканов с оригинальных негативов!»
«ИМЯ ВЫСОЦКОГО ВКЛЮЧИЛИ В БАНК ДАННЫХ КОМИССИИ ПО ТОПОНИМИКЕ КАЗАНИ»
— Что дальше с книгой? Будете выпускать новый тираж, дополнять ее?
— Книга стала визитной карточкой, очень помогла. Стали приглашать на телевидение, местные телеканалы. Эта книга есть у Рустама Минниханова, Ильсура Метшина — при встрече мы дарили, а также у Андрея Макаревича, Никиты Высоцкого, Вениамина Смехова — людей, которые действительно общались с Высоцким. Я разослал книгу в десятки городов, и даже зарубежные страны, и мне бы хотелось, чтобы новое, дополненное издание было выпущено как подарочный экземпляр большого формата — ведь мы имеем более 200 уникальных сканов с оригинальных негативов! Можно было бы еще добавить материал
— Кроме книги вы еще разработали план мероприятий по увековечиванию памяти Высоцкого. Что он собой представляет?
— Учитывая, что в позапрошлом году исполнилось 40 лет с концертов в Казани, а в прошлом — 80 лет со дня рождения Высоцкого, я вышел на мэрию, мы встречались с Евгенией Лодвиговой и Дарьей Санниковой. Я предложил план мероприятий: увековечить память Высоцкого, так как он был в Казани не один день, назвать улицу его именем, установить памятную доску, провести большой концерт с участием родственников, друзей. И разработать туристический маршрут: конечно, посвященный не одному Высоцкому, а в рамках «Казани литературной». Ведь здесь жили Станислав Говорухин, Леонид Филатов, Василий Аксенов и другие знаковые личности, которые оказали влияние на Высоцкого. Этот маршрут можно предложить и школьникам — попадает Шаляпин, Пушкин, Достоевский, Горький, Маяковский, можно рассказать и о жизни Фуксов, приезде Григория Распутина.
— Что уже удалось сделать из этого списка?
— Чтобы дать название улице, была создана инициативная группа, мы написали письмо, которое подписали многие известные, творческие люди Казани. Сначала был получен отказ, мотивированный тем, что при наименовании территорий в честь выдающихся личностей предпочтение отдается деятелям, которые родились в Казани и внесли вклад в развитие города и республики. Так говорится в положении комиссии по топонимике. Страшно подумать, если бы такое положение было принято несколько десятков лет назад. В нашем городе не было бы улицы Пушкина, Достоевского, Гоголя и много кого еще, кто не родился в Казани и не внес вклад только в развитие города и республики.
Тогда мы написали второе письмо, на имя начальника управления культуры Казани Абзалова Азата Искандаровича, который уже от своего имени направил письмо председателю комиссии по топонимике Казани Людмиле Андреевой с просьбой рассмотреть возможность присвоения имени Высоцкого одной из новых (формируемых) улиц Казани. После повторного рассмотрения вопроса было принято решение включить имя Высоцкого в банк данных комиссии по топонимике для последующего увековечения его имени в названии новых улиц Казани. При этом в центре города, по их словам, нет таких новых улиц, а называть ее далеко как-то нелогично. Поэтому вопрос висит.
Висит и вопрос с турмаршрутом. К 80-летию поэта была установлена информационная доска у Молодежного центра, в сентябре были концерт на Баумана в рамках «Аксенов-феста» с участием Макаревича и множество публикаций в СМИ. И еще в течение года мы проводили концерты — в доме Аксенова, в ДК Саид-Галеева, телеведущие читали со сцены его стихотворения. Это лучше, чем ничего: за 40 лет больше ничего не предпринимали.
— А у вас есть идеи, какую казанскую улицу можно назвать в честь Высоцкого?
— Конечно, мы и с Лодвиговой это обсуждали. Я бы хотел улицу рядом с Молодежным центром, пусть из трех домов, но рядом с местом, где выступал Высоцкий. Либо сквер перед Молодежным центром, можно его оформить в поэтическом, бардовском стиле — это было бы логично. Ведь Казань посещали многие известные барды: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Юрий Кукин. Выступления проходили в концертном зале Молодежного центра. Люди могли бы там собираться, проводить мероприятия — в дни рождения поэтов, читать стихи, петь песни, устраивать городские, республиканские и всероссийские конкурсы авторской песни. И все это на фоне красивой, исторической панорамы Казани. Сквер хотели назвать в честь стройотрядов, поставить там стелу. Но пока он стоит неназванным. Пока в Казани живы люди, которые были на этих концертах, нужно ставить памятники, называть улицы. А что толку, если сделать это через 50 лет? Никого уже не будет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.