Сегодня на импровизированном митинге водители «Яндекс.Такси» призвали к ответу одного из партнеров оператора — «Лан-Гоу Групп». Таксисты в массовом порядке пишут заявления в полицию, по их подсчетам, жертвами предпринимателя стали 1,5 тыс. человек, которых кинули примерно на 20 млн рублей. Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают, что это не первый случай такого мошенничества, от которого водители «Яндекс.Такси» абсолютно ничем не защищены.
На почту газеты «БИЗНЕС Online» пришло письмо о конфликте между водителями «Яндекс.Такси» и «Лан-Гоу Групп». Из сообщения следует, что компания не расплатилась с ними за работу
1,5 ТЫС. обманутых водителей, 20 МЛН долга, заявления в полицию
Сегодня в полночь на почту «БИЗНЕС Online» пришло письмо о конфликте между водителями «Яндекс.Такси» и одним из партнеров сервиса — компанией «Лан-Гоу Групп» (Lan-Go Group). Из сообщения следует, что фирма в новогодние праздники работала в обычном режиме, однако не расплатилась с водителями и даже закрыла двери своего офиса. «Под удар попали порядка 1500 водителей, которым должны от 5 до 30 т. руб за все праздничные дни, — негодует анонимный автор письма (орфография и пунктуация здесь и далее сохранены — прим. ред.). — По скромным подсчётам кто-то присвоил от 6 до 20 млн, а может и больше. Мне лично 15600 не выплатили, а таких как я в парке 1500 человек. 23.01.19 в 9.00 водители соберутся у офиса на Сары садыковой, тц бахадир».
В офисе «Лан-Гоу Групп Казань», ранее подключавшего водителей к «Яндекс.Такси», двери действительно оказались закрытыми. Лишь висело объявление, призывавшее водителей не паниковать и ждать выплат в течение двух-трех дней. «К сожалению, с выплатами, произведенными на прошлой неделе (период с 24.12 по 14.01), возникли проблемы — платежи зависли в банке… Мы уже сообщили руководству „Лан-Гоу Групп“ и руководству „Яндекс.Такси“ о многочисленных жалобах. Проблему решают, обещали решить в течение двух-трех рабочих дней», — гласит текст объявления. Снизу синей ручкой было приписано объявление о сборе группы обманутых таксистов.
Постепенно к офису стали стекаться водители разных возрастов, которые интересовались, где можно найти представителей компании для получения денег. Все называли разные суммы долга, но большинство не получило более 10 тыс. рублей, заработанных в новогодние праздники. «Новый год отработал, деньги с баланса списали, но на счет не поступили, то есть на сегодняшний день они мне должны порядка 20 тысяч. Хотел разобраться, но телефоны все заняты, никто не отвечает. В „Яндекс.Такси“ написал — они сказали, что это прерогатива организации „Лан-Гоу Групп Казань“, но никаких контактов нет. То есть эсэмэска пришла, что будут выплачивать, но когда и сколько — неизвестно», — рассказал нашему корреспонденту водитель, представившийся Михаилом. Он приезжает к офису «Лан-Гоу Групп» уже не в первый раз, но результат тот же. Михаил пояснил, что при регистрации в «Яндекс.Такси» именно оператор направил его к одному из многих своих партнеров — «Лан-Гоу Групп Казань».
— У меня друг работал в такси и тоже мне предложил. Я позвонил на телефон «Яндекс.Такси», и меня дистанционно подключили через эту компанию. Договоров никаких не заключалось, я просто отправил через телефон данные карты, куда перечислять деньги, и документы, — подтвердил слова коллеги другой водитель Ленар.
В офисе «Лан-Гоу Групп Казань», ранее подключавшего водителей к «Яндекс.Такси», двери, действительно, оказались закрыты. Лишь висело объявление, призывавшее водителей не паниковать и ждать выплат в течение двух-трех дней
Таксисты рассказали, что «Лан-Гоу Групп» — крупный таксопарк. У него есть представительства в Москве, Чувашии, Марий Эл и в других регионах. Однако информация о проблемах с выплатами от таксистов из других городов к участникам собрания не поступала.
В коридоре собрались 15 человек, и каждый выступал с одинаковыми претензиями: до последней недели декабря все выплаты шли в штатном режиме, а потом денежный поток был как будто заблокирован. По правилам работы сервиса «Яндекс.Такси», поначалу выручка отображается в приложении на балансе водителя, потом деньги списываются оператором, а после удержания комиссии перечисляются партнеру, и уже оттуда переводятся самому таксисту. В описанном же случае в персональных аккаунтах водителей деньги частично или полностью были списаны с их баланса и не отображались в системе, как будто зависли на счетах «Лан-Гоу Групп».
Разгневанные водители уже написали заявления в правоохранительные органы, это подтверждают и в УМВД. Источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что заявления поступают в отдел полиции «Вишневский», но по территориальности заниматься расследованием будут сотрудники ОП «Промышленный». Точное количество заявлений наши собеседники пока не называют, совокупная сумма ущерба также подсчитывается.
Некоторые из собравшихся начали высказывать опасения, что им назначат штраф за незаконную работу в такси, так как лицензий ни у кого не было. Другие предположили, что таким образом «Яндекс.Такси» пытается перевести таксистов в ранг самозанятых. (В пресс-службе «Яндекс.Такси» нашему корреспонденту заявили, что эта ситуация не имеет никакого отношения к переводу водителей в статус самозанятых, поскольку «каждый гражданин самостоятельно выбирает, в каком налоговом статусе ему выгодно работать», — прим. ред.) Но большинство согласились с тем, что придется искать нового партнера, который сможет подключить их обратно к системе.
Мужчины решили собраться еще раз, но уже у официального представительства «Яндекс.Такси» в Казани.
Некоторые из собравшихся начали высказывать опасения, что им назначат штраф за незаконную работу в такси, так как лицензий ни у кого не было
«Финансовые обязательства со стороны «Яндекс.Такси» по отношению к партнЕру выполнены в полном объеме»
В официальной группе водителей такси «ВКонтакте» «Яндекс.Такси Казань» первые жалобы на то, что компания «Лан-Гоу Групп» не рассчитывается с водителями, появились в середине января. Пользователь «ВКонтакте» Асхат Шарафиев 19 января поинтересовался у коллег (орфография и пунктуация здесь и далее сохранены — прим. ред.): «Что надо делать, если партнёр всеми известный с плохой стороны Lan-Go Group не выплачивает деньги уже 2 неделю, обещают завтраками так и не приходят». Другие водители поддержали его одобрительными комментариями и советовали писать в техподдержку «Яндекс.Такси». Администраторы группы в ответ разместили пост с той же рекомендацией. «Если они (Lan-Go Group — прим. ред.) собираются дальше работать, выплатят со временем. Этот парк сам яндекс рекламировал и подключал, но с ним всегда были и скорее всего будут проблемы и задержки, — говорится в посте, опубликованном от лица администраторов группы. «Советуем так же поменять партнера и продолжать работу уже с партнером группы, а старые долги лан го ждать когда с ним что-то решится» — было рекомендовано водителям.
По правилам работы сервиса «Яндекс.Такси», поначалу выручка отображается в приложении на балансе водителя, потом деньги списываются оператором, а после удержания комиссии перечисляются партнеру и уже оттуда переводятся самому таксисту
Первым призыв к водителям собраться разместил пользователь Артур Асадуллин: «Есть кто работает через таксопарк Lan-Go Group? С 26 декабря не переводят деньги на счета. Предлагаю собраться и посетить их офис в понедельник». Однако в понедельник, 21 января, сбора не было. С тех пор подобные сообщения регулярно стали появляться в группе. А накануне был опубликован скриншот ответа «Яндекс.Такси» в переписке с одним из пользователей. «Мы вынуждены сообщить, что наши усилия по урегулированию финансовых споров между вами и вашим таксопарком не увенчались успехом, — констатировал оператор. — Финансовые обязательства со стороны „Яндекс.Такси“ по отношению к партнеру выполнены в полном объеме. В связи с отсутствием прямых договорных отношений между „Яндекс.Такси“ и водителями, „Яндекс.Такси“ не имеет правовых оснований вмешиваться во взаимоотношения партнеров и водителей. Таксопарк будет отключен от заказов и занесен в черный список. При наличии претензий к партнеру сервиса мы рекомендуем обратиться в уполномоченные государственные органы».
Судя по другим сообщениям в группе, занесение в черный список «Лан-Гоу Групп» обернулось блокировкой аккаунтов некоторых водителей. «Кто не может работать дальше из-за блокировки „Лан-Гоу Групп“ — завтра получите новый аккаунт у партнера группы. Телефон и машина будут те же, ничего менять не надо будет», — разместили в тот же день сообщение администраторы группы.
Эпидемия неплатежей захватила и другие города республики. В группе «ВКонтакте» «Набережные Челны Life» опубликовано сообщение о неоплаченных долгах партнера «Яндекс.Такси». «18 января все деньги со счета были списаны непонятно куда. Телефон менеджера Алины этого таксопарка („Лан-Гоу Групп“) постоянно занят, с офиса съехали ещё в октябре. В общем кинули», — говорится в сообщении (орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.).
Впрочем, подобных объявлений в других регионах корреспондент нашего издания не обнаружил. На запрос «БИЗНЕС Online», направленный в «Яндекс.Такси», в пресс-службе оператора ответили, что «крайне обеспокоены ситуацией с таксопарком Lan-Go Group». «Мы полностью выполнили все свои финансовые обязательства перед нашим партнером, — заверили в „Яндекс.Такси“. — 22 января парк был отключен от работы с заказами сервиса „Яндекс.Такси“. Поводом стали жалобы водителей этого парка на нарушение партнером своих финансовых обязательств перед ними. Мы разобрали ситуацию и приняли решение об отключении. Об этом мы проинформировали водителей. Если водители решат обратиться в правоохранительные органы, мы предоставим всю информацию, которая у нас есть о партнере. Со своей стороны мы приняли решение оказать поддержку пострадавшим водителям, помочь им устроиться на работу в другой крупный таксопарк. „Лан-Гоу Групп Казань“ являлся партнером сервиса с мая 2016 года».
ООО «Лан-Гоу Групп» — один из многочисленных партнеров «Яндекс.Такси» в Казани. Фирма, что любопытно, зарегистрирована в Подмосковье, хотя работает исключительно в столице Татарстана
«Партнеры открываются, набирают массу водителей и просто исчезают»
ООО «Лан-Гоу Групп» (Lan-Go Group) — один из многочисленных партнеров «Яндекс.Такси» в Казани (всего их на сайте сервиса такси указано две сотни). Фирма, что любопытно, зарегистрирована в Подмосковье, хотя работает исключительно в столице Татарстана. ООО создано в марте 2015 года в Красногорске. Его учредителем, гендиректором и единственным сотрудником является некий Ахмедов Эльвин Ахмед-оглы. В 2017 году компания показала убыток: при выручке в 5,7 млн рублей он составил 240 тыс. рублей. Впрочем, в предыдущие годы фирма была прибыльной. На официальном сайте компании www.lan-go.ru в списке контактов указан лишь e-mail. Попытки связаться с Ахмед-оглы успехом не увенчались — его номер, указанный в базах данных, был отключен. Стационарный номер компании также не работает.
Владелец другого партнера «Яндекс.Такси» — «Паритет такси» — Александр Огай в беседе с нашим корреспондентом заметил, что подобные ситуации, когда партнеры кидают своих водителей, в России происходят довольно-таки часто. Бизнес с «Яндекс.Такси» построен таким образом, что плата за услуги перечисляются напрямую агрегатору, далее за минусом комиссии (15%) она возвращается партнеру «Яндекс.Такси» в конкретном городе. Тот, в свою очередь, (за минусом 5–7% за услуги) выводит деньги на карточки водителям... ну или не выводит, как получилось в данном случае. Особенностью работы в «Яндекс.Такси» является то, что никаких договоров с водителями никто не подписывает, их просто регистрируют в системе.
Фактически самое большее, что может сделать водитель в данной ситуации, — это написать жалобу на таксопарк. Ну или физически найти партнера и потребовать списанные со счетов средства
«Партнеры открываются, буквально полгода работают, все хорошо — комиссия делается самая низкая, чтобы набрать массу водителей, ждут Нового года, когда заказов много и они дорогие, набирают и потом просто исчезают и закрываются, и „Яндекс“ их тоже не найдет», — говорит руководитель «Паритет такси». Агрегатор в такой ситуации умывает руки, поскольку считает, что он полностью рассчитался с водителями. Нередко такие нечистые на руку партнеры, закрываясь в одном городе, переезжают в другой и начинают все по-новому.
Фактически самое большее, что может сделать водитель в данной ситуации, — это написать жалобу на таксопарк, говорит Огай. Ну или физически найти партнера и потребовать списанные со счетов средства. Оборот партнера, которые собрал группу из 100 водителей, может составлять порядка 2 млн рублей в месяц, но если говорить о новогодних праздниках, то такую сумму под силу собрать всего за неделю. Заработок водителя в месяц может составлять порядка 40–50 тыс. рублей. «Водителям нужно смотреть, сколько существует сам таксопарк. Если меньше года, то нет смысла с ним работать, неизвестно, кто это такие. Если год-два-три работает, тогда можно», — считает наш собеседник.
«Это нонсенс, я не слышал, что такое бывает», — удивился нашим вопросам Альберт Хасанов, в прошлом работавший замдиректора «Такси Премьер». Он считает, что партнер, кинувший своих водителей, поступил не очень умно, так как доказать вывод денег будет несложно.
«Это просто наглое воровство, не очень умный человек так поступил. Что его подвигло на это? Ведь система прозрачна и открыта. Никак не скроешь, невозможно провернуть такое мошенничество, чтобы никто ничего не понял. Водитель всегда знает, сколько ему средств должны. Видимо, у самого партнера так называемого какая-то ситуация сложилась — проиграл деньги или должен кому-то. Это не то чтобы с такси даже связано. В любом бизнесе такое может произойти: взял и присвоил деньги», — рассуждает Хасанов.
Таксисты не спешат легализовываться, поскольку в таком случае придется платить налоги. Сама лицензия выдается на пять лет, поэтому «подработать пару месяцев, пока с деньгами туго», уже не получится
«В данном случае формально прав агрегатор: его ответственность перед водителями за партнеров нигде не установлена»
Партнер юридической фирмы «Шаймарданов и Партнеры» Айнур Ялилов в беседе с нашим корреспондентом подчеркнул, что описанная схема взаимодействия водителей с агрегатором через партнеров законом вообще не урегулирована. «Пассажиры и частные водители зачастую не видят разницы между агрегатором и службой такси: пассажир думает, что едет на машине „Яндекса“, Uber или Gett, а водители — что они наняты ими. На сайтах указанных компаний нет ясной и доступной информации для водителей, что компания не отвечает за своих партнеров и что агрегатор — это лишь информационный посредник», — заметил юрист.
Ялилов пояснил, что сегодня существует законопроект № 481004-7 о государственном регулировании рынка такси. Он прошел два чтения, документ призван в первую очередь назвать вещи своими именами и внести ясность, прозрачность в указанную сферу.
«В данном случае, наверное, формально прав агрегатор, поскольку его ответственность перед водителями за своих партнеров нигде не установлена, — говорит юрист. — Но сейчас судебная практика идет по пути отхода от бездумного формализма, поэтому шансы, хоть и небольшие, у водителей существуют, хотя бы по аналогии с ситуацией с пассажирами».
Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ не вмешивается в данную ситуацию, поскольку это конфликт частной компании. «Мы делаем все, чтобы в течение трех дней, если ты хочешь легально работать, получить нужное разрешение, — говорит пресс-секретарь ведомства Наиля Клевлеева. — У нас на сайте есть список частных компаний и индивидуальных предпринимателей, у кого есть разрешение, они могут привлекать водителей для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа в такси». Само разрешение для таксистов стоит недорого, 400 рублей. При этом стаж водителя не должен быть менее трех лет, машина должна быт окрашена в белый или желтый цвет, иметь шашечки и тому подобное. При этом автомобиль, водитель которого имеет на руках заветную бумажку, может двигаться по автобусной полосе, что сильно выручает во время пробок. Однако таксисты не спешат легализовываться, поскольку в таком случае придется платить налоги. Сама лицензия выдается на пять лет, поэтому «подработать пару месяцев, пока с деньгами туго», уже не получится. Стало быть, таксистам и приходится пользоваться услугами сомнительных посредников.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 128
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.