1 февраля открывается XXXVII Шаляпинский фестивальФото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИДАНИЕ ВСЕМУ АТМОСФЕРЫ ДЕТСКОГО УТРЕННИКА И ПРИПОДНЯТОГО ВЕСЕЛЬЯ…»

Когда казанский оперный форум только начинал свою жизнь, само понятие фестиваля было еще чем-то свежим и сулило новые горизонты. За почти четыре десятка лет, прошедших с того времени, фестивальное движение у нас расцвело пышным цветом, а само это слово уже даже дискредитировали создатели многочисленных музыкальных сборищ. Сегодня на территории России вроде бы зарегистрировано более 400 фестивалей. И это не считая того, что сейчас любую серию концертов принято называть фестивалем. Поскольку классическое искусство на наших глазах проигрывает битву за зрителя искусству массовому, придание всему атмосферы детского утренника и приподнятого веселья кажется нашим менеджерам от театра главным спасением.

Тем не менее фестивальное движение захватило Европу с 60-х годов в противовес традиционному репертуарному театру. То, что сегодня половина Европы перемещается с одного фестиваля на другой, — заслуга исторических монстров данного дела, фестивалей в Зальцбурге, Байройте, Авиньоне… Есть теория, которая видит корни этого в том, что люди пережили страх войны в замкнутых городах и для ощущения счастья им теперь надо покинуть город, где они живут постоянно. Кстати, такой эффект ощущается и в нашем культурном ландшафте. Сегодня самый желанный для наших меломанов фестиваль — Дягилевский в Перми. Туристические компании, которые занимаются турами на Дягилевский фестиваль, объявили еще в конце ноября, что все туры из Москвы и Петербурга проданы. При том, что даже нет еще программы фестиваля!

В рамках Шаляпинского фестиваля на сцене театра им. М. Джалиля будут показаны 10 спектаклей и даны 2 концерта, также состоится премьера новой постановки оперы «Царская невеста»Фото: Андрей Титов

Конечно, за минувшие годы оперные театры тоже стали создавать свои собственные фестивали на базе репертуара. Достаточно вспомнить Баварскую государственную оперу, которая украшает в июле свои спектакли мировыми звездами первого порядка, или Мариинский театр, который на время своего ежегодного фестиваля «Звезды белых ночей» тоже пытается приглашать артистов типа Пласидо Доминго. Но в основном фестивальность этого форума определяется валом туристов, приезжающих в Петербург во время сезона белых ночей.

Оперный театр сегодня еще сохранил вектор движения от простого к сложному (на фото: Рауфаль Мухаметзянов – директор театра оперы и балета им. М.Джалиля)Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИДЕОЛОГИЯ ФЕСТИВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ — СТРЕМЛЕНИЕ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ВИДЕНИЯ ТЕАТРА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ»

Идеология фестивального движения — стремление к реализации нового видения театра за пределами традиционных центров — наиболее полно реализуется на примере именно оперных фестивалей. Оперный театр сегодня еще сохранил вектор движения от простого к сложному. Если в драматическом театре на коне спектакли разного рода малой формы, обильно приправленные пластикой и минималистскими декорациями, то опера еще остается последним бастионом того, что мы привыкли считать настоящим театром, в котором возможен пафос, а большие бюджеты позволяют реализовать новые концепции. Именно на территории оперного театра сейчас в мире разворачивается движение делать театр не просто развлекательным, а задающим важные вопросы существования человеческого общества. Кстати, за последние годы и в нашей стране мы наблюдали, как это может происходить. Вспомним хотя бы истории с постановками «Детей Розенталя» и «Руслана и Людмилы» в Большом театре.

Сегодня все чаще раздаются вопросы, почему в России нет фестиваля уровня Зальцбурга или Авиньона. В деньгах ли дело? Скорее всего, в том, что сегодня руководители фестивалей в разных городах и театрах заняты реализацией собственных амбиций, меньше всего у них желание задавать вопросы обществу. Фестиваль для них остается поводом для получения дополнительных бюджетных средств, которые реализуются как раз как бытовые услуги. Оперные спектакли и концерты становятся в один ряд с другими признаками общества потребления, отсюда желание сделать поставку красивой, с обилием золота и парчи, балетными дивертисментами в пачках. Музыка классиков активно используется как форма досуга или социального маркера: главное сделать чекин в оперном театре, а что происходит потом — уже не имеет значения. Необязательность художников на сцене рождает такую же необязательность в зале, где люди не торопятся отключить телефоны или позволяют себе красить губы во время представления.


Я был пару раз на Шаляпинском фестивале и наблюдал примерно такую картину. Удивительно, что, обладая такой богатой историей и уникальным именем в названии, фестиваль не стремится реализовать на практике все то, что стало визитной карточкой Шаляпина. Ведь он был одним из тех артистов, который стремился к эксперименту на сцене, все время вступал в борьбу с рутиной и косностью музыкального театра. Достаточно взглянуть на афишу нынешнего Шаляпинского форума — и становится понятно: здесь мало что изменилось с того времени, когда фестиваль был всероссийским. Мало назвать себя международным, а потом все время пытаться подогнать под это клише артистов из Беларуси и других бывших соотечественников.

Даже на базе оперного театра фестиваль мог бы стать интересным для многих в нашей стране, но пока он, увы, вызывает лишь локальный интерес. Реальных исполнителей международного уровня фестиваль не предъявляет, за исключением опять-таки отечественных солистов, которые выступают и на Западе. А уж солисты московской «Новой оперы» или театра «Санкт-Петербург Опера» с натяжкой могут придать ему статус международного. Кстати, возникает и этическая проблема: думаю, что многие солисты Татарского театра оперы и балета уж точно поют не хуже. Зачем тогда мнимое ощущение напускной звездности?


«СЕГОДНЯ БЫ ШАЛЯПИН, УВИДЕВ ТО, ЧТО ПРОДАЕТСЯ С ЕГО ИМЕНЕМ, ЗАПЛАКАЛ БЫ, НАВЕРНОЕ»

Странно выглядит и афиша фестиваля, в которой пять итальянских опер и четыре русских национальных шедевра. Отсутствие разнообразия национальных музыкальных школ, современных произведений, даже музыки ХХ века — все это тоже показатель провинциального уровня фестиваля. Да и может ли сегодня быть интересным фестиваль, в котором 6 из 10 спектаклей — постановки одного режиссера (Михаила Панджавидзе — прим. ред.), каким бы профессиональным и хорошим он ни был? Оперный театр в мире сегодня живет благодаря тому, что не существует единой эстетики, подходящей для всех театров и опер. Именно благодаря широкому спектру режиссерских направлений интерес к оперному искусству очевидно растет.

Глядя на афишу фестиваля, задаешься естественным вопросом: возможно ли сегодня продолжать эксплуатировать консервативную традицию оперного искусства? Мировой опыт подсказывает, что уже нет. Даже самый консервативный театр в мире Метрополитен-опера в Нью-Йорке (кстати, целиком частное предприятие) занимается, например, заказом новых сочинений, внедряет в череду костюмированных концертов спектакли иной эстетики. Но и другие театры вроде Королевской оперы Ковент-Гарден понимают, что сегодня уже невозможно быть приверженцем тотального консерватизма, это может привести только к естественному отмиранию оперной аудитории, ведь кругом средний возраст посетителей музыкальных театров — 55–60 лет. Если не начать формировать новую аудиторию сейчас, то в следующих поколениях оперные театры надо будет отдавать под автомобильные или мебельные салоны, как это было еще недавно с кинотеатрами.

Если только представить на минуту, какой фестиваль действительно можно было бы устроить в Казани под вывеской самого знаменитого русского оперного певца, ставшего для всего мира реальным символом динамично развивающегося оперного искусства! Сегодня бы Шаляпин, увидев то, что продается с его именем, заплакал бы, наверное. Федор Иванович точно предпочитал все самое лучшее и иностранное. В своей книге «Маска и душа» он это многократно описывал.

Но сегодня я вижу желание подменить непростую задачу создания настоящего фестиваля быстрым десантированием в театр ассорти из оперных певцов разного калибра. Как много в этом «маски» вместо «души». Дирекции любого фестиваля не к лицу быть всего лишь провинциальным антрепренерским агентством.