Ирада Аюпова Ирада Аюпова напомнила, что еще в 2013 году появилось обращение творческой интеллигенции о необходимости создания татарского музыкального театра. Тогда же и было решено привлечь к этой работе театр им. Тинчурина Фото: «БИЗНЕС Online»

ПО ПРОСЬБЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ…

«После 15 января станет все ясно», — загадочно произнес на днях в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор Татарского государственного театра драмы и комедии им. Карима Тинчурина Фанис Мусагитов, отвечая на вопрос о том, станет ли Тинчуринский музыкально-драматическим театром.

Интересно, но именно в Год театра, которым объявлен в России 2019-й, может в той или иной степени воплотиться в жизнь мечта национальной творческой интеллигенции о создании татарского музыкального театра, на сцене которого регулярно бы шли классические произведения Жиганова, Сайдашева, Файзи, а также ставились бы работы современных композиторов. Сейчас все это на регулярной основе в Казани и других городах республики увидеть практически невозможно.

Повторимся, что вопрос этот возник не сегодня. И глава минкультуры РТ Ирада Аюпова вспоминает о том, что еще в 2013 году, когда она была первым заместителем министра, появилось обращение творческой интеллигенции о необходимости создания такого театрального учреждения. Тогда же и было решено привлечь к этой работе Тинчуринский театр. «В 2013 году вышло постановление кабинета министров, согласно которому были выделены средства на создание музыкальной труппы в театре имени Карима Тинчурина. Данные средства введены в бюджет учреждения — и начиная с этого периода было выделено 17 штатных единиц и средства на фонд оплаты труда», — рассказывает Аюпова газете «БИЗНЕС Online».


Однако работа должным образом проведена не была, что признает и Мусагитов. И это притом, что в начале 2015 года именно в театре им. Тинчурина состоялась громкая премьера оперы «Кара пулат» тогда еще 27-летнего композитора Эльмира Низамова. Тогда в спектакле Георгия Ковтуна были заняты нынешние солисты казанской оперы Гульнора Гатина и Артур Исламов, а также Рузиль Гатин, с тех пор успевший выступить на сценах Ла Скала и Большого театра. Спектакль «Кара пулат» получил высокие оценки, был замечен «Золотой маской», но в итоге показан лишь несколько раз, после чего постановка была «законсервирована» до лучших времен, которые не наступили и по сей день. «О „Кара пулат“ постоянно спрашивают, но ведь он был поставлен силами не наших артистов. Для того чтобы еще раз поставить этот спектакль, мне снова нужно нанимать за отдельную плату певцов, а они уже все давно разбрелись, у каждого свои проекты», — сообщил нашему корреспонденту Мусагитов, однако не исключил, что этот «татарский мюзикл» в театре восстановят силами штатных артистов.

«Вопрос в том, что сейчас мы ставим задачу — дополнительные постановки, музыкально-драматические спектакли на сцене Тинчуринского театра. Тем более что, в принципе, у него такой репертуар уже есть. Тот же спектакль „Угасшие звезды“ — визитная карточка театра имени Тинчурина, который по своей природе музыкально-драматический. И вопрос стоял именно в том, чтобы развить данную тему и чтобы эти штатные единицы работали по назначению», — продолжает министр культуры Татарстана.

А есть ли шанс создания полноценного нового театра со своим зданием, труппой, руководством и так далее? «Есть разные ви́дения того, что будет дальше. Но на сегодняшний день, к сожалению, мы даже ту задачу, которую ставили первоначально, выполнили не в полном объеме, — говорит Аюпова. — И чудес не бывает. Не бывает такого, что театр на пустом месте создали и он завтра заработал».

Разиль Валеев Разиль Валеев: «Я бы не сказал, что они [министерство культуры] ничего не делают, они стараются, переговоры ведутся, но результата пока еще нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НО ЭТИ ВЕЩИ ЗАВИСЯТ НЕ ОТ МЕНЯ, А ОТ ГЛАВНОГО РЕЖИССЕРА, ЭТО ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ»

Видения действительно есть разные. Вот и руководитель профильного комитета по культуре Госсовета РТ Разиль Валеев считает, что нерешенный до сих пор вопрос о создании национального музыкального театра — это проблема минкультуры Татарстана. «Я бы не сказал, что они (министерство культурыприм. ред.) ничего не делают, они стараются, переговоры ведутся, но результата пока еще нет», — сказал Валеев газете «БИЗНЕС Online». При этом он противник того способа решения проблемы, который предлагается сейчас: «Слухи о том, что Тинчуринский театр хотят переформатировать под музыкальный, я тоже слышал. Нам нужен отдельный музыкальный театр. Открыть музыкальный театр, ликвидировав Тинчуринский? Я против этого. У театра имени Тинчурина есть своя богатая история, он имеет право на существование. Я думаю, что Татарстану по силам создать еще один театр, возможности такие есть. Там не такие огромные финансы нужны. Самое главное — кадры. Да и кадры у нас есть, самое главное — помещение. Я думаю, что это вопрос решаемый». Любопытно, но наши источники, знакомые с ситуацией, уверяют, что в этом случае Валеев транслирует не только собственную позицию, но и мнение вышестоящего начальства. Об этом чуть ниже.

Директора же Тинчуринского Мусагитова возмущают разговоры о якобы «ликвидации театра имени Тинчурина». «Не надо вводить людей в заблуждение. Их дезинформируют возгласами о том, что сейчас организуют музыкальный театр и Тинчуринский канет в Лету. В жизни такого не будет! Музыкально-драматический театр! Если у театра появится приставка „музыкально“, это не означает, что мы не будем ставить драму. И драма будет ставиться в том же самом количестве, в каком была и до этого. Речь идет о том, чтобы дополнительно к нашему репертуару в год выпускать один-два музыкальных спектакля», — рассказывает он «БИЗНЕС Online» и добавляет, что на директорском столе уже лежит четыре новых музыкальных произведения, которые могут быть поставлены. Ну а пока здесь репетируют классические «Башмачки» Джаудата Файзи. В частности, для этого спектакля в штат будут набраны новые артисты, но фамилий Мусагитов называть не стал.

Рашид Загидуллин Рашид Загидуллин громких и успешных спектаклей не выпускал давно, да и заполняемость зала в Тинчуринском оставляет желать лучшего Фото: «БИЗНЕС Online»

Но почему же не были ранее реализованы планы, озвученные еще в 2013 году? Государство не выделило тогда театру обещанных средств? Оказалось, что нет. И тут мы подбираемся к еще одной важной теме. Дело в том, что у двух руководителей Тинчуринского — директора Мусагитова и главного режиссера Рашида Загидуллина — непростые отношения. Кстати, последний категорически отказался комментировать ситуацию. А вот что говорит Фанис Наилович: «Нет, дело не в деньгах. Должен был быть набран штат артистов, но их собирает не директор, а главный режиссер. Должен был появиться музыкальный руководитель, дирижер… Но эти вещи зависят не от меня, а от главного режиссера, это творческая часть. Я и сам очень хочу привлекать в театр молодых постановщиков! Но это тоже не от меня зависит. Мой трудовой договор и трудовой договор главного режиссера не связаны друг с другом, мы оба напрямую подчиняемся министру культуры республики».

Интересно, что Мусагитов директорствует в Тинчуринском с 2002 года, а Загидуллин является главным режиссером аж с 1993-го, то есть четверть века, притом что ему сейчас всего лишь 54 года. По рассказам наших информированных собеседников, в начале этого театрального сезона Аюпова встречалась с труппой Тинчуринского театра — разговор вышел непростым. Некоторые артисты, особенно возрастные, выступили против любых изменений в политике театра. Судя по всему, они выражали мнение Загидуллина, который здесь привык быть «богом и царем», притом что громких и успешных спектаклей Тинчуринский не выпускал очень и очень давно, да и заполняемость зала здесь оставляет желать лучшего.

Что не мешает главному режиссеру ставить по четыре-пять спектаклей за сезон (для сравнения: Фарид Бикчантаев в Камаловском театре делает один-два спектакля в год), кроме того, зачастую Загидуллин еще и является автором инсценировок, а также сценографом своих постановок. Также в Тинчуринском идут пьесы драматурга Ильхама Гали — это творческий псевдоним Загидуллина. А еще вроде как его супруга занимается здесь же переводами. Все это дает в семейный бюджет, по оценкам наших экспертов, дополнительно 3–4 млн рублей авторских гонораров в год. Нефтяные олигархи над такими суммами посмеялись бы, но не для самого богатого регионального театра это серьезные деньги.

В общем, многие в театральном мире считают, что давно «забронзовевший» Загидуллин — это тормоз для Тинчуринского театра, вроде бы в недрах минкульта зрела идея расстаться с режиссером, благо этому способствует практика годовых контрактов с руководителями культурных учреждений, договор можно было просто не переподписать. Но в дело вмешался… Фарид Мухаметшин. Дело в том, что главный режиссер Тинчуринского долгое время был членом политсовета регионального отделения «Единой России», которое, как известно, возглавляет спикер Госсовета РТ. Вот Мухаметшин и заступился за однопартийца и, видимо, отстоял его. Правда, сейчас Загидуллина в списках политического совета татарстанского «ЕдРа» уже нет, зато там есть… министр Аюпова. Так что если кадровый вопрос встанет через год…

Нияз Игламов Нияз Игламов: «Это никак не грозит театру имени Тинчурина, другое дело, что кто-то в театре пытается сказать, что теперь все разрушится. Этого не может быть, потому что ни один театр закрыть не могут» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДАЖЕ НЕКОТОРЫЕ ЗВЕЗДЫ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ БУДУТ ВЫСТУПАТЬ НА КРАСИВОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЕ»

Своим мнением на заданную тему с «БИЗНЕС Online» поделился самый известный татарстанский театральный критик Нияз Игламов.

— Нияз, в принципе, республике нужен национальный музыкальный театр?

— Если в репертуаре татарского театра появился музыкальный спектакль, будь то опера, балет или мюзикл, это привлекает очень большое количество зрителей. Это начинает притягивать зрителя. Вот в конце 1980 — начале 1990-х годов в татарских театрах шли даже мюзиклы. А недавно «Кара пулат» Эльмира Низамова с большим успехом шел в Тинчуринском, народ с удовольствием ходил, это был новый зритель для театра, часть этой публики пришла в татарский театр впервые специально для того, чтобы послушать оперу. Однако почему-то театр не продолжил эту работу. Снятие с репертуара «Кара пулат» было большой ошибкой. Во-первых, он попал в лонг-лист премии «Золотая маска». Во-вторых, повторюсь, он привел с собой в Тинчуринский театр нового зрителя.

Но, чтобы понять все это, во-первых, нужно, чтобы кто-то взял на себя смелость ставить такие спектакли, нужно понимание. Прежде чем театр получит приставку «музыкальный», нужно попробовать ввести в репертуар музыкальные спектакли.

Я работаю в театре имени Камала. У нас и так идет «Голубая шаль». Несмотря на то что в названии Камаловского театра нет приставки «музыкальный», музыкальному оформлению спектаклей мы уделяем большое внимание. И по факту мы уже давно являемся музыкально-драматическим театром. И музыкальность свойственна нашей классической драматургии, драма в наш театр пришла параллельно с музыкой.

— И каким вы видите новый татарский музыкальный театр?

— Мне кажется, он действительно должен быть музыкально-драматическим с возможностью, чтобы там выступала татарская оперная студия при консерватории, чтобы другие какие-то самостоятельные организации имели возможность там выступать. Театр должен быть социально ответственным, любой театр — музыкальный ли он, драматический, кукольный. На самом деле есть только два критерия того, что театр нужен обществу, — либо зрители ходят, либо есть отклики профессиональной прессы, участие в топовых фестивалях, какая-то проектная деятельность.

И даже некоторые звезды татарской эстрады с удовольствием будут выступать на красивой театральной сцене, потребность такая есть. 

— Что думаете о перспективах развития музыкально-драматического направления в театре имени Тинчурина? Кто-то считает, что там мы можем потерять сам Тинчуринский театр.

— Это никак не грозит театру имени Тинчурина, другое дело, что кто-то в театре пытается сказать, что теперь все разрушится. Этого не может быть, потому что ни один театр закрыть не могут. Так что это не нападение на театр, наоборот, только ему на пользу. Музыкальный театр же все равно появится — в Тинчуринском ли, в другом ли месте. В конце концов, все надоедят — и Рустам Нургалиевич стукнет по столу: всё, делаем здесь!

Сначала нужно создать, подготовить условия для музыкального театра. В сегодняшних условиях никто не построит вам отдельное здание. Да, возможно, он останется в рамках Тинчуринского, где можно будет показывать один-два музыкальных спектакля в месяц. Вот оперный театр несколько месяцев готовится к постановке одного спектакля. Если у Тинчуринского театра будет такой статус, то один день можно было бы отдать под татарскую оперу — студенты консерватории выступали бы. Каждый студент смотрит в сторону оперного, потому что там зарплаты другие, а если бы у Тинчуринского была такая возможность, он переманивал бы лучших студентов себе, сформировалась бы сильная музыкальная труппа. Потом под это дело начнут писать композиторы, потому что нам сейчас говорят, что у нас нет композиторов. Они есть! Я недавно на Tat Cult Lab поработал с Ильгизом Мухутдиновым — это замечательный молодой композитор, который прекрасно владеет татарским, также есть Мурат Гайсин.

Рауфаль Мухаметзянов Рауфаль Мухаметзянов традиционно считается главным противником любых подвижек, которые могли бы помешать его монополии в плане получения бюджетных средств Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАМ, СОЛИСТАМ ОПЕРЫ, ЗАЧЕМ НОВЫЙ ТЕАТР? У НАС ЕСТЬ ТЕАТР»

Вообще, нельзя не заметить, что министр культуры РТ настаивает на определении «музыкально-драматический театр», а не просто «музыкальный театр», который вроде как в Татарстане уже есть. Речь, конечно же, о ТАГТОиБ им. Джалиля. Между прочим, его всесильный директор Рауфаль Мухаметзянов традиционно считается главным противником любых подвижек в этой сфере, которые могли бы помешать его монополии в плане получения бюджетных средств.

Но национальному музыкальному театру Мухаметзянов не помощник — это известно давно. По госзаданию театр им. Джалиля должен показывать на своей сцене всего порядка 100 спектаклей в год, из которых оперы составляют вряд ли больше трети. Интересно, что на днях прошла информация по итогам проверки Контрольно-счетной палатой Пермского края местного театра оперы и балета, возглавляемого самим Теодором Курентзисом. Так вот в 2017 году здесь должны были показать 70 оперных спектаклей, а показали всего 53. Но для столицы Татарстана даже последняя цифра недостижима. Кстати, если сейчас вы пройдете мимо здания казанской оперы, то на стенде «афиша на месяц» вы увидите афишу на… февраль. В январе здесь не было и не будет ни одного репертуарного спектакля, как, впрочем, их практически не было ни в ноябре, ни в декабре.

В общем, ловить местным певцам здесь особо нечего. Дело даже не в практическом отсутствии национального репертуара, тут и «травиаты» с «карменами» идут два-три раза за сезон. Да и прослушивания в театре им. Джалиля, по итогам которых выпускник КХТИ Мухаметзянов решает, кто будет петь в его театре, мало кому удаются. Вот и выпускница Казанской консерватории Айгуль Хисматуллина ему не приглянулась. Теперь она поет в Мариинке, а после недавней премьеры «Лючии де Ламмермур», где Хисматуллина исполнила заглавную партию, «Коммерсантъ» назвал уроженку Набережных Челнов «еще одним сокровищем Мариинской империи».

Между тем другое сопрано, Гульнора Гатина, одна из немногих, кто сумела пробиться в театр им. Джалиля, недавно в эфире ТНВ говорила о том, как казанская опера, в которой она служит, могла бы помочь молодым артистам: «Вы знаете, во время постановки „Сююмбике“ было привлечено очень много молодежи. Нам, солистам оперы, зачем новый театр? У нас есть театр. Нам просто нужна молодежная труппа — она будет развивать наши кадры, которые выпускаются из консерватории и которым некуда ехать. Я считаю, что молодежная труппа необходима для развития наших национальных кадров». Но, пока Мухаметзянову не прикажут сверху этим заниматься, ничего не произойдет.

Так что новый музыкальный театр — это, безусловно, шанс для выпускников Казанской консерватории или музыкальных колледжей республики. И не только для певцов, но и для композиторов.


«НАМ НУЖЕН ТЕАТР С ОЧЕНЬ ГИБКОЙ И ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕПЕРТУАРНОЙ ПОЛИТИКОЙ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» также уверены, что республике нужен новый музыкальный театр.

Зиля Сунгатуллина — народная артистка России и Татарстана, заведующая кафедрой вокального искусства Казанской консерватории:

— Я об этом говорю лет 20. У нас должен быть музыкальный театр, его не хватает. У нас есть материал, есть золотой фонд, национальный, классический. Было бы классно! Например, у Сайдашева очень много произведений — это и музыкальные комедии, драмы, народ их очень любил. И публике они более близки, и не требуют такой подготовки, как опера. Для оперы все-таки с детства надо иметь воспитание, получить образование, а драматические музыкальные спектакли звучат легче, как песни. И для понимания оперы подобные спектакли — это как первая ступень.

Ну о том, что оперная студия при Казанской консерватории могла бы стать одной из основ такого театра, я тоже давно говорю. Мы ставим и мюзиклы, и оперетты, и оперы. Новая музыкальная площадка могла бы стать рабочим местом для наших молодых певцов, для студентов консерватории, даже для ребят, окончивших вуз. Это счастье! Оперный театр все-таки не может всех уместить. При этом новая музыкальная площадка могла бы стать своего рода местом прослушивания исполнителей, которых казанский оперный мог бы там отбирать для себя.

Эльмир Низамов — композитор:

— К самой идее, конечно, отношусь крайне положительно. Я считаю, большое упущение, что в Казани такого театра до сих пор нет. Например, в большинстве городов России, помимо оперных, есть еще и музыкальные театры — зоны для экспериментов и постановок огромного количества музыкальных жанров, которых в Казани практически нет. А если где-то что-то и ставится, то только разово. Так что зрителю посмотреть какие-то интересные музыкальные спектакли просто негде. Это во-первых. Во-вторых, такой театр — огромная поддержка и современных авторов, и музыкантов, исполнителей, певцов. Он к тому же может стать зоной для создания новых музыкальных произведений.

Вадим Дулат-Алеев — профессор, завкафедрой истории музыки Казанской консерватории:

— Если открывать новый театр, то на основе новой концепции. Традиционных театров у нас достаточно, они могут ставить музыкальные спектакли, а новый театр мог бы стать площадкой для молодежных и экспериментальных проектов, для новых театральных жанров и стилей (чтобы больше было таких спектаклей, как, например, «Әлиф»), для постановок произведений молодых авторов силами молодых артистов, а также для малобюджетных опер и мюзиклов, которым не требуется ресурс большой оперной сцены. Думаю, что нам нужен театр с очень гибкой и полифункциональной репертуарной политикой. Музыкальный театр нового поколения.